Tiny Epic Quest, Fantahzee и Histrio
Довольно много настольных игр скучны, не запоминаются и в общем-то не стоят ни времени, ни денег - однако при этом они не плохие.
Над плохой игрой можно хотя бы посмеяться с друзьями и пообсуждать, насколько все через жопу сделано - то есть от нее все же можно получить извращенное, но все же удовольствие. А то о чем я сейчас говорю в каком-то смысле хуже почти любой игры Лэнга, потому говорить-то даже особо не о чем: вялые фразы вроде "да, чот не оче", тишина, бодрый переход к какой-нибудь теме поинтереснее - вот и все, что ожидает такие настолки. Эта срань не вызывает негодования, ярости, уныния - она просто серая и никчемная.
Жальче, что мне довелось сыграть сразу в три подряд таких игры. Пишу я сразу о всех разом по трем причинам:
1. Это относительно маленькие игры, занимающие нишу "долгих филлеров".
2. У всех них удивительно скудный игровой процесс.
3. Я их все получил на последнем маттрейде, отчего последний МТ лично для меня прошел хреновенько. Особенно если учитывать, что у меня ради чего-то из этого хуиты утек Men of Mayhem. :|
Честно говоря в итоге попросту не хочется тратить время на несколько отдельных статей, но поскольку их не назовешь даже "приемлимо средними", то и для миниобзоров они не годятся (TEQ, например, оттуда пришлось убрать после второй партии).
Так что вот, я сижу и пишу новый смешанный обзор. Надеюсь вы этому рады точно так же, как и я, потому что это вполне может потихоньку стать традицией. =ъ
Tiny Epic Quest
Очередная игра из линейки Tiny Epic (которая лично мне после Quest и Kingdoms казажется все более сомнительной). Из огненных дыр в земле на штурм вашего родного Грибного Королевства поперли гоблины, которых вы отправляетесь с ссаными тряпками наперевес гнать обратно под землю. Если же попутно посмотреть на игровой процесс, атака гоблинов скорее звучит как предлог выбраться из замка за закопанными в заброшенных храмах артефактами и расширить магическую библиотеку. А потом со всем этим добром в руках устроить кровопролитную войну за объединение земель. :|
Сразу хочу заметить, что сюжет звучит интереснее, чем есть на самом деле - это просто набор очков наперегонки, любой полет фантазии тут быстро душат и сводят к крайне тривиальным действиям. Выученные заклинания, например - это не какие-то новые абилки, как можно было бы подумать, а всего-то шкала от 0 до 10 которую за ход не получится поднять выше чем на 3 пункта.
Игровой процесс не назвать каким-то сложным: вот вам пять раундов, разделенные на дневную и ночную фазы - днем двигаемся, ночью разгребаем последствия своих решений через броски кубиков.
Очки дают за убитых гоблинов, выполненные квесты, выученные заклинания и собранные легендарные предметы - и я снова прям обязан повторить, что это реально не так круто, как может показаться по описанию. Это довольно вялое евро которое просто использует броские названия, а не мини-америтрэш.
Сильнее всего привлекают внимание к игре миплы с дырками под разную экипировку. Специальный стенд с барахлом интригует и будоражит воображение с жадностью, но по факту это просто незначительные улучшения для отряда ваших бегающих по полю маленьких ублюдков. Большинство из них даже не приносят дополнительные очки, они не всегда дают бонус именно тому кто экипировку носит и в мыслях я еле-еле нахожу оправдание для существования этих самых дырок, кроме как "чтобы было красиво и вызывать слюноотделение".
Больше углубляться в правила я не хочу. Причем не только оттого, что считаю это самым тягомотным куском в любом обзоре - дело в том что иначе мы в них попросту увязнем, ведь они на удивление заковыристы для маленького филлера со словом "Tiny" в названии.
С одной стороны, все более-менее просто и въехать в общий процесс легко. С другой, есть нюансы которые сильно тормозят объяснение правил (уровень магии, к примеру, некоторым людям приходилось разъяснять аж по два раза). Временами даже при самостоятельном чтении правил мозг начинает неприятно покалывать от ощущения что словно что-то упустили, глаза стекленеют а с губ сами собой падают слова "что за хуйню я только что прочитал?".
Даже внимательно перечитывая разные отрезки, мне, например, не удалось самостоятельно допетрить кидает ли кубики только человек с жетоном первого игрока, или же они передаются по кругу до посинения (оказалось что второе). Я б с радостью сказал что это просто я сам тупой, но вроде как проблема действительно имеет место быть. Впрочем, это можно пережить, потому что есть куда как более скользкие моменты.
Одна из моих двух самых главных претензий к игре такова: название у нее насквозь лживое.
Я уже как-то раз шутил в подобном роде, но я легко могу сейчас свою шутейку-претензию повторить: данная игра нихрена не Tiny (карта немаленькая, да и длится она как минимум минут 40), ни разу не Epic (игровой процесс таковым никак не назовешь) и уж тем более не Quest (несмотря на сочное оформление, вышел суховатый евродроч на очки).
Это не филлер, но и не большая игра. Здесь нет каких-то смачных описаний или атмосферы, но и на совсем уж что-то абстрактное это не тянет. Поперек всей игры налеплена огромная надпись "ни рыба, ни мясо", с которой можно было бы жить и даже посоветовать кому-нибудь сыграть, если бы не одно жирнющее "НО".
Нет ощущения, что вы самостоятельно играете в игру - скорее игра закидывает вас на заднее сиденье и с холодным равнодушием требует заткнуться, стоит только спросить "дяденька, куда и зачем вы меня везете?".
Пример для иллюстрации: карты передвижений одноразовые и по идее разные. При чтении правил кажется, что выбирать их надо осмотрительно, чтобы и самому добраться миплом до точки назначения, и кому-то из соперников поднасрать.
А вот в процессе игры возникает уже впечатление, что можно едва ли не тыкать пальцем наобум: они играются на всех игроков в полном объеме, у вас целых три мипла (и при желании можно каждый раз двигать только одного и того же), почти любая карта позволяют за раз пробежать практически от одного конца поля до другого, и у вас гарантированно будет выбор как минимум из двух карт.
То бишь - хер вас кто остановит на самом-то деле, если вы специально нацелитесь дойти в какую-то определенную точку, и вы тоже никого не остановите. Даже яростные (красные) гоблины игроков не слишком-то тормозят, на удивление. :|
Надо бы выполнять квесты? Да, надо бы. Только вот выполнять их будет почти гарантированно тот, кто ходит раньше - нет никаких причин упускать победные очки или каких-либо механик, которые позволили бы кого-нибудь тормознуть, так что последнему игроку остается только безучастно смотреть на забираемые прямо из-под носа карточки.
С заклинаниями вообще какая-то странная херня творится, как по мне. Можно выучить заклинание на 3 уровня выше, чем твой нынешний уровень, но для этого надо насытить раунд магией почти до отказа, что вроде как опасно и рискованно - однаааако, абсолютно каждый раунд игроки дружно накачивали уровень магии сильнее, чем в извращенном порно японкам накачивают молока в задницу, потому что выжить в этот момент все еще более чем реально. Выходит, что независимо от твоего желания магия доползет по треку до конца, и можно уверенно идти учить самые высокие из доступных заклинаний.
И так - во всем. У вас вроде бы должен быть выбор, к чему стремиться на карте - но все это до боли очевидно и буквально проходит под лозунгом "зачем мне делать [X] а не [Y] если там дадут меньше очков и меня никто не тормозит?". В этой погоне за очками размывается хорошее оформление, идея с вставкой пластиковой экипировки в дырки, намеки на Legend of Zelda - вообще все смывается, и вы остаетесь наедине с говененьким евро и его маленькими, недобро блестящими сальными глазками.
Я оставаться наедине с говененьким евро и очевидным набором очков не люблю, прямо скажем.
- Игровой процесс словно бы сам подсовывает очевидные решения вместо того, чтобы дать людям обмозговать ситуацию самостоятельно.
+ Годное оформление с намеком на Зельду.
+ Миплы смотрятся довольно клево.
- ...Но в процессе игры возникает ощущение, что эта "революционная" система с дырками даже не пытается раскрыть потенциал.
- Для филлера - слишком долго и нудно.
- Правила написаны не лучшим образом.
= Маленькая игра, которая настолько неловко оборачивает свои достоинства в недостатки, что кажется попросту сырой.
Fantahzee: Heroes and Hordes
Окей, буду честен - я не ждал от Fantahzee ничего выдающегося. В каком-то роде было ожидаемо, что от нее придется быстро избавиться, но попробовать все равно хотелось.
На город набегают монстры, вы отбиваетесь от них. Вот и весь сюжет. Игровой процесс можно описать еще быстрее и проще: калька с King of Tokyo/New York.
В свой ход выкладываем карты героев/действий, кидаем кубики (совершенно обычные d6, к сожалению), после чего при желании делаем два переброса. Распределяем кубики по героям, которым нужны определенные значения для активации - активированные герои дают силу и какой-нибудь эффект (не всегда :|). При помощи силы и эффектов после этого начинаем чистить колоды с монстрами.
Все это поразительно тривиальное уныние продолжается до тех пор, пока не грохнут 3 боссов из 5. По идее после этого надо начать считать очки, но вместо этого игроки обычно облегченно произносят вперемешку с мукой "ну наконец-то она кончилась!".
Она не плохая. Но скучная.
Прям очень.
Ей не хватает взаимодействия с другими игроками, у монстров очень скромные абилки, комбинации героев откровенно дубовые, а штраф за прошлепанную защиту города настолько мизерный, что даже как-то и не обижаешься на рандом в бросках.
Но что самое страшное - она работает. Это не какой-то сырой кусок говна с кикстартера, который даже не тестировали толком - видно что над Fantahzee трудились и пытались что-то сделать, за что не было бы совсем уж стыдно. Я даже хочу заметить, что оформление у нее настолько хорошее, что даже как-то обидно что его не использовали для чего-то более достойного.
И на самом-то деле на том мы и закончим: скучно, но безвредно и достаточно просто обходить по широкой дуге. Срсли, об этой херне даже сказать больше нечего. :|
+ Годное оформление, карты монстров прям очень приятно разглядывать.
+ Она... ну... м-м-м... сбалансирована? По крайней мере не полное говнище? :|
- Нулевое взаимодействие с другими игроками.
- Если вы собрали удачную подборку героев, которая из раза в раз дает стабильный приток очков - нет никакого смысла экспериментировать. Тактика не меняется, героев не убивают, главное чтобы кубики падали нужной стороной.
- Очень многие стабильно работающие сочетания героев не включают в себя хоть сколь-нибудь интересные эффекты. На самом деле у хороших карт обычно почти нет текста. =_=
- Штрафы за провал обороны просто смехотворны.
= Ругать Fantahzee есть за что, но не хочется. Проще проигнорировать. Histrio
Хистрио сделали Кристиан Мартинес (йеее!) и Бруно Катала (бляяя).
Отношение к Бруно Катале у меня очень двоякое. Это не Эрик Лэнг, от одного упоминания которого мне хочется забиться в угол и начать рыдать в подушку - Катала хотя бы старается и реально делает разные игры (даже если иногда просто перепиливает свои же ранние наработки).
Только вот на каждый Shadows over Camelot, Mission Red Planet или 7 Wonders: Duel у него найдется или что-то очень невнятное, или попросту серое. Мне нравится пробовать его игры, но иногда я к ним морально готовлюсь словно к прыжку в болото - потому что порой попадается что-то вроде Histrio.
В наполненной говорящими зверятами стране (которую, я уверен, нарисовали такой только ради расширения аудитории за счет гребанных фурфагов :|) колесят труппы артистов, собирающиеся раз в сезон в столице чтобы снискать особую славу при королевском дворе. Фокус в том, чтобы подгадать и поставить представление под стать настроению короля - то есть или комедию, или трагедию. Ведь больше никаких эмоций он не может испытывать, как и любой нормальный человек, верно?.. =ъ
После такой затравки игровой процесс, как по мне, сильно отличается от ожидаемого, и компоненты только усиливают диссонанс между ожиданиями и реальностью: в коробке занимает ну очень дохрена места 3D-сцена, на которую можно выставлять фигурки своего цвета. Так что если вы просто издалека посмотрите на игру и послушаете про сюжет, то наверняка подумаете что игра про то чтобы ставить пьесы в миниатюре.
Ну так вот: ха-ха, это наебка, сцена роли не играет и как два пальца может быть заменена картонной крутилкой и горкой жетонов. На самом деле игра крутится вокруг рассылки своих летающих кораблей по разным городам, рекрутированию столь огромного количества актеров/акробатов словно вы мясо на зиму заготавливаете, и небольшой возне со стрелкой указывающей на настрой короля.
В начале хода игроки при помощи карт в закрытую решают, куда отправят корабль. Если в город приходит один игрок - он просто забирает в руку все карты из него, и может скинуть одного актера чтобы на соответствующее настроение подвигать стрелку настроения короля; если приходят сразу несколько, то карты из города сливаются в трубу, а игроки получают по карте секретных целей.
Бам, в каждый город добавляется по новой карте, игроки снова выбирают куда летят - и так продолжается, пока колода городов не кончится. Кончилась колода - начинается представление перед королем. Выкладываете все карты в руке: каждый артист нужного цвета дает плюс очко, каждый артист ненужного минус очко - если набираете хотя бы столько нужного настроения, сколько стоит на часах, то получаете деньги. Ну а потом засчитываете себе одну карту секретной цели.
После этой обескураживающе короткой и сухой "пьесы" все повторяется еще один раз. Потом все считают деньги, кто нагребет больше - тот и молодец.
Я как-то раз видел мнение, что Histrio похож на Mission Red Planet. Не то что бы я хотел с этим мнением спорить, какое-то зерно правды в этом есть, но это был бы очень грустный Mission Red Planet - с выжатым от крови и соков телом, пропущенным через ржавую мясорубку и изжаренным до состояния почерневших углей, которые вас заставляли бы есть под дулом двухстволки.
После партии устанавливалась такая тишина, словно кто-то в лифте не рассчитал силы и нечаянно пустил шептуна на пару децибел громче ожидаемого. Все переглядываются, у кого-то на лице блуждает смущенная улыбка, кто-то кривится от омерзения - и все (кроме виновника, разумеется) гадают, что же за тварь притащила эту хуиту на игротеку и теперь молчит.
Давайте, раз уже зашла речь, я просто покажу где "Миссия" делает все правильно, а где Хистрио спотыкается на ровном месте и почему они друг с другом по качеству не сравнимы.
Они обе довольно быстрые (не столько по времени, сколько по итоговому количеству телодвижений за партию), обе про стратегическое закидывание поля пластиком своего цвета и скрытые цели, правила легко объясняются и впитываются даже полнейшими дегенератами (вроде меня =ъ) но хитрые мелочи в действиях позволяют умным людям над вышеозначенными дегенератами одерживать верх.
Вот только Red Planet - простая и отполированная до блеска игра с элегантной механикой, где нет ничего лишнего и все вещи находятся на своих местах. Вы играете карту, вскрываете, кидаете куда-то человечков и попутно сразу что-то происходит, отчего заброс десанта на Марс становится крайне нетривиальным. Вы не знаете, что предпримут ваши оппоненты, но поставленной на этот ход задачи добьетесь хотя бы частично.
В Хистрио же все возможности и важные мелочи зачем-то раскиданы по разным местам.
Вы играете карту, и просто кидаете куда-то фигурку. Что дальше произойдет - хуй его знает, может быть вы получите нужных вам артистов, а может вы просрали ход зря, столь нужные карты вообще никому не достанутся и получите вы секретное задание которое даром не вперлось.
Сказать точно можно только одно: если вы хотите сделать что-то помимо выкладывания фигурки, вам нужны акробаты. Которые тапаются после использования.
Что из этого следует? А то, что все под звук сверчков вскрывают карты, кладут жетончики на поле, потом кладут другие жетончики на сцену, берут карты с деньгами, игроки сухо произносят "давай дальше" и лишь изредка кто-то внезапно прерывает этот великосветский раут чем-то вроде "а я ща не возьму одну карту".
Его вежливо выслушивают, виновник столь немыслимого и освежающего разнообразия тапает карту, и испуганно замолкшие сверчки на заднем плане продолжают трель. В перерывах можно поправлять монокль и хлебать чай с отставленным мизинчиком.
PARTY HAAAAARD.
А еще скидывание артистов превращает весь замут с настроением короля в какую-то безвкусную кашу. Если подумать, то мы скидываем ненужного артиста чтобы он не засорял руку, но он уводит настрой короля в обратную сторону от нужного, или же еще лучше - скидываем нужного чтобы он подвел к соответствующему настроению, но при этом уменьшаем свою "силу" этого самого настроения. Что за нахрен? Не надо мне тут про артистов/цели которые это якобы "правят", их недостаточно, чтобы не заметить что с этой механикой что-то не так. =_="
Проблема есть, но на нее просто положили хер со словами "э, есть пара карт чтобы это нерфить/оборачивать себе на пользу" - ну а я положу на эту проблему со словами "мне уже поебать на мелкие детали, когда игровой процесс такой скучный".
Это рабочая игра (как и предыдущие две, впрочем :|), это не годящийся лишь на растопку хлам - но, извиняюсь уж что повторяюсь, если что-то работает еще не значит, что на достигнутом можно останавливаться и сдавать в печать.
Хотите хорошую семейную настолку, в которую одинаково легко-интересно шпилить как детям с новичками, так и бородатым гикам - не ебите себе мозг, просто купите Mission Red Planet. У нее достаточно схожих моментов с Хистрио, да и если вы заинтересовались общей игровой механикой - гораздо сильнее оцените Красную Планету, там все внятнее и интереснее.
+ Выглядит приятно.
- Геймплей просто ужасающе поверхностный и сухой.
- Ожидания из-за компонентов и сюжета слишком высокие, чтобы пережить столкновение с реальностью.
- Настрой короля и скидывание артистов работают, но оставляют странное ощущение, что их взаимодействие не до конца продуманы.
= Кристализованное уныние. Вместо заключения
Лавка Игр собирается локализовать Xia. Прошла пара лет, но мнение мое не поменялось - это рандомный и несбалансированный мусор с кикстартера, к которому я надеюсь больше в жизни не притрагиваться.
Однако, я рад, что его локализуют. Я рад, что локализуют Лэнга (долгих лет ему жизни, блджад :|). Я рад, что издатели берутся за игры настолько сложные, что от них яйца крошатся, что издают рандом с кубами, что выходят игры с настоебевшими темами и отстойным оформлением, что берутся за ролевки с не самой блестящей механикой на свете.
Потому что хоть и есть много способов испортить игру, в общем-то все вышеперечисленные сводятся к тому что авторы просто не понимают что делают, но зато дают хоть какую-то возможность насладиться сыгранным - пускай иногда и в форме обсуждения между друзьями, какой они опрокинули на себя ушат говна по собственной воле.
На самом деле худший способ испортить игру - делать все правильно и осознанно, но на отъебись. Таким образом и выходит целый пласт "крепких середнячков", которые приходят, раскладываются, выветриваются из памяти и уходят в никуда - мне не то что писать про это не хочется, мне не хочется даже задумываться и анализировать проебы таких настолок, на самом-то деле.
А поскольку настольный игропром с каждым годом растет и крепнет, количество такой хуерги будет только расти.
Однако если вы думаете, что я написал это для того чтобы вы вступили в секту "хватит-играть-в-новье-играйте-только-в-проверенную-годноту", то вы ошибаетесь. =ъ
Вместо грустненького вывода в духе "как страшно жить", я предлагаю вам способ издалека опознавать пресную хуергу.
Если покрутить вверх и приглядеться к общим плюсам-минусам всех этих игр, легко увидеть одну общую черту: у всех них хорошее оформление. Все три так или иначе сделаны таким образом, чтобы посмотреть на коробку, сказать "кузяво смотрится", и быть может вы ее бы купили словно вцепившийся в яркую игрушку трехлетка - но если перед покупкой слегка прищурится то легко разглядеть, что авторы ничего не говорят о главной игровой механике. Проще говоря, ответ на вопрос "ради чего в это стоит сыграть?" тщательно обходится, потому что ответом будет разве что "птмшт класивенько, гони бумажник".
Dead of Winter - в каком-то роде спорная игра, но она сходу предлагает заценить кооп с предателем + карточки с прохладными былинами, а не арты и гору пластика. Свеженький Fallout не всем пришелся по нраву, но он сразу тычет пальцем себе в грудь со словами "у меня есть квесты, разные сценарии и исследование мира!". Тайм Сториз не картинками вас пытался привлечь, а описанием весьма необычного процесса и опыта, который до этого предлагали, в сущности, только книги-игры и компьютерные квесты. И отрицать это не получится, даже если Сториз вам категорически не понравился.
Наши же сегодняшние "герои" не такие.
К примеру, Fantahzee буквально пишет на коробке, что в ней "надо кидать кости и играть карты в правильном порядке". Просто сравните с этим.
Я не предлагаю выбирать игры по аннотациям и описаниям на заднике - и там, и там вам просто пытаются впарить товар. Я предлагаю высматривать, есть ли в игре что-то особое, делалась ли она с какой-то идеей, хотелось ли авторам выделить в ней какой-то определенный момент - а то и вовсе было бы видно за версту, что их распирает от желания сделать что-то необычное.
Необязательно чтобы это было что-то новое, достаточно, чтобы разработчики сходу предлагали что-то интересное. Если же упор идет на компоненты и/или издалека не получается понять, что такого классного в основной механике - имеет смысл пройти мимо.
Лично для меня показательно то, что каждый раз, когда я игнорирую этот личный ценз и ведусь на внешний вид, после первой же партии остается разочарование. Выбранная таким образом игра может и не оказаться раскаленным дерьмом, которым клеймят грешников в преисподней - но и вряд ли она попытается поразить вас до глубины души.
Всех благ. =3
|
Дата размещения: 23 мая 2018 года
|
|