Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Orleans

Настольные игры должны быть настольными играми, а не изъебскими попытками имитировать игры с компа.

Еще совсем недавно я искал от настолок примерно тех же ощущений, что от видеоигр: хотелось найти полноценный аналог Civilization на столе, "чтоб было ощущение 4X и эксплорейшена", много времени было угрохано на поиски упрощенной тактической псевдоролевки. Или те же варгеймы с миньками - мне всегда хотелось ощущений от них, как от годной стратегии с комплуктера.

Сейчас же я задамся вопросом - а нахера мне какая-то возня с миньками или цивилизациями на 4 с лихуем часов? Есть же игры вроде Orleans - дарящие куда более приятные ощущения при меньших усилиях.

 

В общем-то, в "Орлеане" нет какого-то сюжета, и даже тема весьма условная. Игроки - какие-то мутные типы, ведущие дела в окрестностях средневекового Орлеана, и толком даже не поясняется зачем это делать кроме как "богатство, власть, мосч!". Ну и ладно, чай не за америтрэш сели.

Зато игровой процесс можно описать куда более внятно и емко: это евро с бэгбилдингом (как декбилдинг, но вместо карт - жетоны в мешке) и расставлением рабочих, неожиданно ловко связавшее вместе уже тысячу раз виданные механики.

В начале хода игроки достают из мешков жетоны различных рабочих (всего их 6 типов), и одновременно раскладывают на своем личном поле. После этого все поочередно начинают разыгрывать по действию до тех пор, пока все не спасуют.

Каждое действие не только требует определенного сочетания рабочих, но и дает весьма ощутимый эффект - благодаря почти каждому вы или получаете нового рабочего и продвижение по одному из треков, или двигаетесь по окрестностям Орлеана и собираете всякое барахло.

Кроме этого, есть возможность потихоньку сбрасывать рабочих на специальное поле, получая взамен деньги. Когда отдельные участки на нем заполняются до конца, положивший последний жетон игрок получит горожанина - а поскольку это очень ценный приз за труды (см. ниже), довольно типичная процедура "сбрось ненужный мусор" из декбилдинга превращается в нечто более напряженное и нетривиальное, где надо вовремя подгадать момент и не помочь соперникам.

 

Когда вы берете фермера, то двигаетесь по белому треку - там выпадают товары (чем дальше, тем ценней), а также в начале хода лидер трека получает 1 монету, а все отстающие - теряют ее.

Когда берете мастерового и двигаетесь по коричневому треку, то дополнительно получаете колесо - его можно до конца игры поставить на любую ячейку вместо рабочего, что сэкономит вам силы и позволит сделать больше действий. А также заставит выслушать много однотипных шуток про "закинуться колесами".

Торговец с черным треком позволяют присобачить к своему личному полю новое действие - всего их в игре 20, каждое из них уникально и может сильно упростить жизнь (к примеру, есть действие, позволяющее проще передвигаться по карте, или игнорировать негативные эффекты событий).

Штурман и продвижение по синему треку тупо дают деньги. Хотя ладно, там еще в конце горожанин стоит.

Рыцарь и продвижение по красному треку увеличивают число рабочих, вытягиваемых из мешка - что на редкость полезно, хотя сам рыцарь больше нужен для передвижений. Кроме того, на этом треке тоже есть горожанин.

Ученые продвигают по серому треку, дающему книги - еще одному треку (лол), с которого можно получить горожан, деньги и повышать уровень просвещенности.

Кроме того, еще есть жетоны монахов. У них нет никакого трека, но зато монах сам по себе крутой - его можно использовать в качестве рабочего любого вида.

 

Всего игра идет 18 ходов, по количеству карточек событий. Большинство из них довольно говнистые (в духе "скиньте случайного рабочего из мешка" или "потеряйте 1 монету за каждые 3 товара"), хотя порой и вылезают приятные мелочи. Среди них много повторов, и спустя пару партий вы легко запомните все события.

Победа достается тому, кто наберет больше очков. Вы их получаете: из нахапанных товаров (от 1 до 5 за каждый, зависит от товара), из накопленных денег (1 к 1) и из складывания-умножения вашей собственности (дома + горожане x уровень просвещенности). Все набранные жетоны работников, колеса и дополнительные действия никак на победу не повлияют.

По мне, для евро здесь неожиданно много взаимодействия. На карте у вас могут увести товар или воткнуть дом прямо под носом, со всех треков норовят поскорее ухватить горожан, на поле сброса постоянная конкуренция, а количество жетонов работников в игре довольно ограниченное. Я уж молчу про белый трек фермеров, который вообще является неприкрытой возможностью поднасрать ближнему.

Очень круто то, что Orleans рассчитана на продуманные действия: лучше заранее планировать все наперед и специализироваться на чем-то, потому что длится игра не так уж и долго, и за ход каждое действие активируется не более раза.

 

Но.

К сожалению, вариативность тут не такая широкая, как поначалу кажется. Очень много очков получаются из складывания горожан и домов с умножением на "звездочки" - и, хотя у вас остается выбор из "впиливаться в горожан или дома", вам по-любому придется приобретать много-много ученых. Просто потому, что нет другого способа набрать побольше книг для приличного уровня просвещенности.

Да и с выбором "горожане vs. дома" я склоняюсь к горожанам: для домов надо постоянно двигаться по полю и строиться, все время тратить на это работников (или набрать побольше колес автоматизации), а набранные по пути товары могут выйти боком на некоторых событиях - в то время как горожане просто валяются по разным трекам, при продвижении по которым вы получаете сплошные бонусы и почти никогда не страдаете.

Я не говорю что стратегия "застроим весь Орлеан складами" не имеет права на жизнь - но пока у меня сложилось впечатление, что карта с домиками и товарами требует больше усилий для окучивания, и выглядит не столь интересно. Подозреваю, что в допах это исправлено.

 

Так получилось, что я пощупал первое издание (немецкое, 2014 года) и переиздание от Tasty Minstrel Games (2015-го года). Причем первой была именно версия от TMG, из-за которой я поначалу начал недоумевать от того, что существует некий доп, заменяющий жетоны на деревянных миплов с наклейками.

После пощупывания первого издания недоумение пропало: в изначальной версии жетоны тоненькие и мешки словно порезаны из каких-то безвкусных старушечьих платьев. Во втором издании же все сделано на приятно-толстом картоне, а бархатные мешки просто покрашены в яркие цвета.

На геймплей никак не влияет, но если для вас важны тактильные ощущения - скорее всего, лучше поискать версию от TMG. Тем более что там заодно одну постройку понерфили.

 

Лично мне Orleans понравился настолько, что я после первой же партии понесся покупать себе копию - потому что мне реально хочется показать эту игру как можно большему количеству людей.

Издалека она может показаться каким-то зубодробительным евро, но на деле это очень годный сплав механик из разных областей. Она быстро объясняется, легко воспринимается и при этом предлагает довольно глубокий геймплей всего на час-полтора.

 

+ Качественные компоненты с приятным артом и исполнением.

+ Разные пути развития.

+ Достаточно сильное (для евро) взаимодействие и конкуренция - это не копание в своем огороде.

+ Простые правила, объясняемые меньше чем за 10 минут.

- Если сравнивать, то лучше сразу брать второе издание.

- Кажется, что разными путями стоит стремиться к одной и той же вещи - треку с книжками.

- Без допов карта с передвижениями и строительством складов кажется слегка скучноватой.

+ Редкий пример игры, где языконезависимость сделана хорошо - почти все значки понятны без объяснений.

 

= Весьма годно, может придтись по вкусу и тем, кто не любит евро. По крайней мере стоит поискать и попробовать.

Дата размещения: 15 января 2016 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.