Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Главная > Настолки > Master of Orion: Настольная игра.
Master of Orion: Настольная игра.

Я сыграл в Master of Orion, и он мне не понравился. На самом деле он мне перестал нравиться еще на стадии прототипа.

Если вы от такой простой фразы начинаете прожигать стул и/или с пеной у рта готовитесь начать доказывать мне где-нибудь, как сильно я не прав и вообще зажравшийся пидор, который не ценит отечественный игропром - лучше сразу закройте эту страницу, а то от дальнейшего текста вас вообще может пополам порвать. =3

 

Как я уже сказал, Master of Orion пробовал еще на стадии прототипа - тогда он звался "Кеплер" и был про корпорации, укрепляющие свои базы на отдаленной планете перед планетарной бурей, которая надолго отрежет колонию от цивилизации.

Потом этот прототип оказался в руках у Мира Хобби одновременно с лицензией на Master of Orion - и, недолго думая, МХ слепила оба компонента в один не слишком-то однородный шарик, который мы и рассматриваем в этом обзоре.

Довольно хреново, что основные недостатки этой игры сохранились еще с тех пор, когда она была Кеплером.

 

В основе это - карточная игра, которая позиционирует себя как "наследник New Era". Можно использовать карты разными способами, по идее тут все вполне равноценно и нужно думать об оптимизации хода, геймплей должен быть довольно вдумчивым, все дела. На самом деле все не так радужно - но об этом позже.

Игроки выбирают себе расу, и идут покорять космос строить маленькую, миниатюрную такую империю, которая никак не соприкасается с другими. Я всерьез рекомендуют отбросить тему, и настроиться на то, что здесь ее почти нет - будет меньше огорчений если фанатеете с Master of Orion и очень хотели увидеть его в настольном виде. Идите и сыграйте уже в Twilight Imperium или Eclipse, не мучайте себя. ~_^"

Партия идет восемь раундов, и может кончиться раньше из-за двух настолько сложнодостижимых условий, что мне не хочется расписывать их и терять время. В течение раунда игроки совершат от 3 до 6 действий (наверное, можно и больше набрать), делая их по одному, по часовой стрелке.

За одно действие можно: построить карту с руки, скинуть карту с руки за ресурсы, набрать 2 карты, обменять ресурсы, поднять настроение на 3, скинуть три карты и взять советника или атаковать одного из игроков. Некоторые расы слегка улучшают эти действия, но в основе все выглядит именно так.

Немного заострю внимание на атаке. Атаковать игрока можно ограниченное количество раз (в зависимости от того, сколько народу сидит за этим недоразумением), и после успешной атаки вы получите 2 очка, а оппонент потеряет 1 настроение. Вот и вся "война" - есть карты, которые чуть-чуть усиливают атаку, но можете взяться за губозакаточную машинку, если ожидали чего-то большего.

Почти все действия требуют ресурсов, которые вы получаете из скидываемых карт и в начале каждого хода. Также они нужны для определения, сколько у вас вообще будет действий: больше ресурсов дадут больше кубиков.

Как только игра заканчивается, игроки прибавляют к уже набранным очкам все, что написано на картах и настроение расы - после чего определяют победителя. А потом с остервением начинают бить того, кто притащил игру. =ъ

 

Мне хотелось бы сказать про MoO что-то хорошее, но честно - просто не получается. Я при всем желании не могу сказать, что нашел в игре приятные качества и могу ее по какому-то признаку кому-то порекомендовать. :|

Пожалуй, одна из самых немаловажных проблем - это название игры.

Если вы хотите взять коробку только оттого, что это Master of Orion - остановитесь. В этом случае вам буквально необходимо поискать какой-нибудь летсплей или друга, у которого эта срань лежит на полке, потому что можно очень сильно разочароваться. Эта игра вовсе не космическая 4X, и на самом деле даже не пытается ей казаться - Мир Хобби буквально натянули гондон на глобус, ничуть не заботясь о том насколько игровой процесс и компоненты подходят к франшизе.

Да и не только франшизе, но и здравому смыслу, пожалуй. Хватает моментов, от которых возникает вопрос "какого хера здесь происходит?!" - начиная от понижения настроения расы из-за изобилия ресурсов, и заканчивая действиями отдельных карт вроде "Десантного корабля", который просто скидывает верхнюю карту в ряду вместо того, чтобы наносить реальный вред.

Тут нет планет и их колонизации, полноценной войны, исследования технологий, дипломатии - короче вообще всего, что вы ожидали бы от 4X. Все что вы делаете - это строите домики и кораблики, делая вид, что из этого складываются обжитые звездные системы. Аж целых четыре штуки - ух, какая огромная космическая империя! Дух захватывает. =_=

Почему я об этом распинываюсь: неделю назад я вживую видел, насколько сильно это может огорчить человека. Доходило вплоть до "давайте закончим раньше времени, а?" и желания игрока попросту забить на происходящее - поэтому говорю об этом аспекте в первую очередь, хоть он и не является (на мой взгляд) главной проблемой настольного MoO.

Главная проблема - это карты.

 

Я четко помню момент, когда возникло подозрение что с MoO что-то не так: владелец игры сказал, что в начале игры можно сделать муллиган (сбросить стартовую руку и взять новые карты взамен).

Вроде ничего такого, для карточных игр правило в общем-то не редкое, но вот какое дело: обычно муллиган есть, когда могут придти настолько херовые карты, что уже на старте можно поднимать лапки кверху и начинать новую партию.

Тогда это было не совсем осознанным тревожным звоночком, но сейчас я могу спросить прямо: не кажется ли вам странноватым такое правило для игры, в которой карты, теоретически, могут использоваться разными способами и всегда дать какую-то пользу?..

 

Собственно в чем дело: чаще всего карты или строятся, или скидываются ради ресурсов. Но и то, и другое идет со скрипом, потому что:

1. Постройки дорогие. Вот прям серьезно, стартовых ресурсов хватит разве что на одну-две карты - а дальше надо будет или копить с построенного (что, как вы сами понимаете, сложно делать с парой выложенных карт :|), или менять ресурсы (требует действия, тоже не айс), либо скидывать карты. А со скидыванием карт есть другая засада...

2. Все скинутые карты дают одинаковое количество ресурсов. И это пиздец, на самом-то деле, потому что вам все равно, что при сбросе карта представляет собой как постройка, и получаете вы всегда какие-то жалкие крохи, которые лишь частично приближают к цели - ведь, напоминаю, ресурсов требуется довольно много. Серьезно, почему более ценные карты на дают больше при скидывании?.. =_=

3. Действий мало. Я люблю, когда настолка ставит в кризисную ситуацию и заставляет нервно выбирать что-то одно - но только пока речь не идет о том, что нельзя делать что-то интересное и веселое попутно с чем-то необходимым. Тратить кубики действий на ресурсы, когда вы могли бы хоть как-то гадить соперникам и заставлять их понервничать - не весело, и создает ощущение копания в огороде как в одной не очень-то удачной игре.

Из-за этого "чудесного" сочетания первые пару ходов все заняты только тем, чтобы меееедленно копить ресурсы для "больших" свершений. Карты без ресурсов в правом углу со свистом летят в сброс, словно облиты штаммом эболы - а все что дает хотя бы один молоточек воспринимается как манна небесная.

Не хотите этим заниматься? Отлично - тогда вы просто ничего не сделаете и окажетесь по очкам в самой заднице, ведь строить-то будет не на чего. Потому и впилили муллиган - только для того, чтобы вы вначале набрали подходящих карт для набора ресурсов тем или иным способом.

Исключительно мое личное мнение, но я терпеть не могу когда в начальные ходы не происходит ничего интересного, а тупо копятся силы для будущих раундов - из-за этого создается впечатление, что начало идет вхолостую.

 

Пока вы будете удовлетворять жажду стройматериалов, к середине игры осознаете, что не особо-то уже построенное и скинутое стоит таких усилий - потому что эффекты карт невероятно скучные.

Начнем с того, что комбинаций и синергии тут почти нет. Под "комбинированием карт" MoO понимает "эта постройка даст очко за каждую карту такого-то цвета в конце", отчего можете позабыть про хитрые сочетания карт, важность порядка разыгрывания и прочие радующие мелочи, заставляющие напрячь мозг. Верх здешних возможностей - это построить 2-3 карты подряд и получить примерно 5-8 очков за карты одного цвета.

Все усугубляется тем, что у вас одновременно могут быть активны только 4 карты. Вроде ничего такого, и вообще должно побуждать к тому чтобы пихать карты в ряд осознанно - но вместо этого вы чаще режете себе и без того немногочисленные плюшки и игровые действия, которые как раз потенциально могли бы стать основой для комбинаций.

Но самый печальный момент в игре - то что после розыгрыша карт не происходит ничего действительно необычного. Получи ресурсы, обменяй ресурсы, получи мелкую-мелкую плюшку после атаки, подгляди туда, построй вон то, подними настроение. Все это чувствуется очень скучным, серым, пожалуй даже каким-то сырым.

Нет возможности реально мешать другим игрокам, уничтожая/воруя их ресурсы или постройки, можно только поменять порядок карт в системе и сбросить советника - после и того и другого оппонент лишь пожмет плечами и продолжит ковыряться у себя в картах. Спасибо, если не в телефоне.

Нет возможности усиливать эффект сброса. Нет возможности сбрасывать из сброса. Нет возможности повторно активировать одноразовые карты. Нет возможности менять карты в системах, да и что-то делать с уже построенным у себя. Вот вообще нихера тут нет, на самом-то деле, кроме черепашьей возни с ресурсами. =_=

Соответственно, мандража от получаемых карт не возникает. У меня не было моментов когда хотелось злорадно потирать руки со словами "ща я им устрою", не возникает вообще почти никаких планов и ожиданий - потому что это и играется, и чувствуется как довольно слабое евро с перекладыванием ресурсов в очки.

На самом деле, я пока играл и писал обзор придумал где-то с десяток карт, которые могли бы оживить игру - и есть у меня подозрение, что эти сами собой напрашивающиеся карты придумывает любой, кому довелось сыграть больше пары раз.

 

Все это уже делает Master of Orion хреновым, но есть еще некоторые добивающие мелочи.

Из всех вариантов окончания игры почти всегда срабатывает только конец 8-го раунда. Чтобы построить 20 карт, надо иметь просто прорву ресурсов (и времени =_=), а их попросту не собрать, если вам не повезло с картами (и не факт, что вы после этого победите). Другой вариант вообще какой-то малореальный: свести кого-то в 0 настроения почти невозможно, потому что восстанавливать его настолько просто (даже без специальных карт), что у всех возникал вопрос "зачем вообще сделали такой вариант финала?". Чтобы заставлять игроков тратить действие? Которых и без того мало?.. Я что-то разозлился даже от такой мысли, на самом деле.

Арт - это ленивые и откровенно дешевые наброски от компьютерного MoO. В лучшем случае они будут вызывать ноль эмоций.

Планшеты выглядят неопрятно и не слишком-то отличаются от того, что было в прототипе. Их можно было сделать гораздо меньше, заменив три полоски на одну и просто выдав всем игрокам три разноцветных куба (как в Eclipse). Скорее всего, при желании все вообще можно было бы немного переделать на жетоны и карты с минимальным перепиливанием правил.

Карт советников всего 8, и честно говоря большая их часть бесполезны - хоть что-то собой представляет только всегда и всем нужная Виктория, которую с охотой будут тянуть практически в каждой партии. Остальные в лучшем случае довольно ситуативны.

Нападать на соперников как-то не слишком тянет, несмотря на то что где-то с треть всех карт усиливают атаку. Как я уже заметил выше, восстанавливать настроение до нелепого просто - а раз соперник в общем-то ничего не теряет, то для большей осмысленности атак надо прям затачивать свою расу под войну.

Карты тоненькие, жетоны пожеванные (у кого-то меньше, у кого-то больше), по этому поводу даже мем на Тесере появился. Ничего действительно ужасного, но по компонентам игра может запомниться лишь изредка попадающимися картами с фактурой "лунный пейзаж". Кто видел - тот поймет. =ъ

 

Я мог бы сказать "не, игра норм, но я играть в нее больше не буду" - однако так говорит каждый, с кем мне довелось поиграть в MoO. Так что я лучше уж скажу честно - она довольно паршивая.

Да, вполне играбельная, да, с ней чертовски долго возились и действительно приложили много усилий - и я ни в коем разе не хочу оскорбить авторов, всюду таскавшуюся с ней Тележкину или тех, кому игра понравилась. Однако на мой взгляд MoO попросту не оставляет никаких хороших эмоций: отвратное оформление, скучные карты, отсутствие комбинаторики и местами сырой процесс - все это делает заявления вроде "это русская New Era/Race for the Galaxy!" по меньшей мере смешными.

Вообще я должен заметить, что словами "лучшая отечественная игра" некоторые попросту оскорбляют отечественный игропром. Я не особо много играл в российские игры, но ККИ Война, старый Берсерк (господи, до чего меня MoO доводит... =_=) и Находка для шпиона лучше, и есть у меня подозрение что Бестиарий Сигиллума, Битва Големов и Бастион тоже радуют больше. Хоть и какие-нибудь олдфаги сейчас на реактивной струе соберутся доказывать мне обратное - но серьезно, это слишком уж громкое и совсем не заслуженное звание для Master of Orion. А если под "отечественными играми" начать подразумевать настолки еще и из ближайшего зарубежья, то вас ждет много приятных сюрпризов, в частности из Украины. =ъ

Ее даже нельзя порекомендовать как "хорошую игру для начинающих" или "простая карточная настолка на построение очкового движка" - MoO проиграет практически любому аналогу. И не потому что аналог лучше, а потому что игра сама по себе хреновенькая.

Идеальный выбор на самом-то деле - это Deus (к нему как раз доп выпустили недавно), а если вас смущает английский - то стоит посмотреть на Imperial Settlers. Но я все равно рекомендую посмотреть на Deus, он реально чудесен. *____*

 

- Оформление терпимое, но и только.

- Фирменное "качество" от МХ.

- Способов навредить сопернику почти нет. Я бы даже сказал что их нет.

- Комбинаций почти нет. Я бы даже сказал, что их тоже нет. =ъ

- Ужасно унылые и однообразные эффекты карт.

- Название может ввести некоторых игроков в заблуждение, что это космическая 4X или что тут действительно есть что-то от MoO.

 

= Каков Master of Orion компьютерный, таков и Master of Orion настольный.

Дата размещения: 28 февраля 2017 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.