Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Главная > Настолки > Eclipse: New Dawn for the Galaxy
Eclipse: New Dawn for the Galaxy

После каждой партии в Серп я вспоминаю эту игру.

Дело не только в гексах, различающихся абилках фракций, отдаленно похожей системе хода/действий и то что компоненты лежа на планшетах загораживают некие функции - просто обе игры выглядят как глобальные стратегии, а на деле являются еврогеймами, отчего я не устаю поражаться отзывам вроде "я думал будет про айсберг, а там люди какие-то ходят и болтают".

Но есть нюанс: в Серп я с радостью соглашусь сыграть почти в любой момент, а вот Эклипс пойдет только под определенное настроение, потому что он более неоднозначный и оставляет после себя несколько смешанные ощущения.

 

Каждый игрок берет под управление расу инопланетян/фракцию людей, и пытается покорить галактику набрать как можно больше очков. Лучше пораньше осознать что это не совсем стратегия, чтобы не ныть что вас кто-то обманул. =ъ

На старте игроки видят центральный гекс, на котором лениво ждет гостей боевая станция Древних, и свои родные системы на некотором отдалении от центра. У каждого в наличие по капельке денег, науки и материалов, один-единственный хиленький истребитель и самые простые технологии.

Ход состоит из нескольких фаз, начиная с действий - каждый игрок выполняет что-то одно, а потом передает ход дальше. Это продолжается до тех пор, пока все не спасуют по кругу - причем спасовавший игрок все еще может что-то делать, только в сильно урезанном виде.

После действий разыгрываются битвы. Корабли с инициативой побольше стреляют первыми, выстрелы сделаны в виде разноцветных кубов, где 1 - это всегда промах, а 6 - попадание. При помощи некоторых компонентов можно снизить требования для удачного выстрела (однако противник может точно так же их повысить, отчего игроки не всегда озадачиваются улучшением прицеливания).

Дальше происходит всякая обновляющая мелочевка вроде переворачивания плашек, передачи жетона первого игрока и прочей рутины. Так проходят девять ходов, по результатам которых выигрывает набравший больше всего победных очков. Очки в общем-то набираются почти за любую деятельность - исследований технологий, победы над нейтралами и другими игроками, дипломатические отношений, захваченные территории... короче, просто желательно успеть сделать всего и побольше.

 

Крепкое, упругое ядро игры - это фаза действий, у которой есть одна важная фишка: после каждого действия и захвата гекса с вашего планшета снимается деревянный диск, а под диском - милая циферка, намекающая на денежные траты в конце хода. Чем больше сняли дисков - тем больше с вас спросят.

Благодаря этому в теории игроки могут захватывать по полгалактики за ход, но на практике приходится достаточно аккуратно распоряжаться финансами - иначе можно слить все свои успехи в унитаз.

Всего действий шесть:

Разведка. Игрок пристыковывает к полю новый гекс-сектор - после чего может заявить на него свои права, если там не будет каких-нибудь враждебных кораблей. Что важно, все гексы делятся на ближайшие к центру, среднее кольцо и отдаленный космос - в основном все ништяки находятся поближе к центру, как нетрудно догадаться.

Влияние. Игрок может положить диски на свободные сектора, до которых он может дотянуться - заодно в этот момент можно снять контроль с какой-нибудь заведомо бесполезной системы, чтобы снизить расходы. Еще в этот момент "перезаряжается" несколько колониальных кораблей.

Исследование. Игрок тратит науку на то, чтобы забрать из общего запаса квадратик технологии. Иногда это дает доступ к новым корабельным запчастям, иногда - расширяет старые возможности (например, можно строить больше кораблей за раз), иногда дает что-то совсем новое (автоматом уничтожает вражеское население после победы или можно строить орбитальные станции).

Модификация. Игрок кладет на чертежи кораблей новые компоненты, следя за тем чтобы не выйти за пределы энергопитания. При этом все корабли соответствующего типа автоматически апгрейдятся, даже если находятся где-то совсем далеко от дома.

Строительство. Игрок тратит материалы на то, чтобы выложить в любых гексах со своими дисками новые корабли и/или станции. Построить можно лишь ограниченное количество объектов за раз.

Передвижение. Игрок активирует какое-то количество своих кораблей (число зависит от расы), и передвигает каждый на мощность двигателей. Можно двигать один и тот же корабль несколько раз подряд, но нельзя двигаться если попал в сектор с врагами.

Также в любой момент своего хода можно отправить колониальный корабль, чтобы снять с планшета кубик с одного из трех ресурсов и получать с этого прибыль - как и под дисками, под кубами скрыты цифры. Просто, но приятно и доходчиво.

 

Самый главный момент, из-за которого я вижу Eclipse схожим со Scythe - то что и там, и тут надо абстрагироваться от мысли "ух ты, похоже это классная 4X стратежка!". ЭТО ЕВРО. Высеките ржавым серпом это себе на лбу, и тогда не будет никаких разочарований и обманутых ожиданий - а за картами событий, историей и детализацией обращайтесь в Twilight Imperium.

И все же надо сказать, это евро похоже на стратегию. Здесь нет случайных событий, планетарных боев, внятной дипломатии и прочих штук, которых я жду от космической 4X - но все основные элементы на месте, и в общем-то Eclipse может даже похвастать детальным (для настолки, по крайней мере) конструированием кораблей и некоторым мандражем от мысли "что там за клевую штуку я нашел в глубинах космоса?".

 

Тем не менее, Эклипс я ценю не за слабенькие потуги на тему "йа стратегия!", а за то что это игра с элегантной механикой, которую можно объяснить даже тому кто только вчера познакомился с настольными играми через Манчкина.

Это не очень-то простая игра, и в ней дохера мелочей, но я не замечал чтобы кто-то бесконечно переспрашивал "а что делает вон тот тайл?" (да и моя откровенно дырявая башка на удивление крепко все схватывает). Как мне кажется, у такой доходчивости есть три причины:

Правила написаны настолько просто и доступно, что даже я, большой любитель читать жопой по диагонали, почти ничего ничего не упускаю из виду - хотя, повторюсь, игра не такая уж и простая и нюансов в ней набито почти по горлышко.

Игровые действия очень простые и понятные, но последствия от них логичные и глубокие. В свой ход вы можете воткнуть в свои крейсера ракеты с компьютером, дающий +3 к броскам - и это достаточно простое действие резко заставит оппонентов шевелиться и искать какие-то контрмеры, поскольку правила боя конкретно с вашими крейсерами резко изменятся.

В Эклипсе невероятно удачная иконографика - даже новые механики из допов схватываются на лету в основном именно оттого, что редко возникают вопросы "а что вон тот ромбик значит?". Не утверждаю, что она идеальна - но в принципе я нахожу здешние иконки самыми доходчивыми среди всех настолок, что мне доводилось наворачивать.

 

Игровой процесс меня бесконечно радует (по крайней мере в те моменты, когда я не выхожу из себя от рандома), потому что несмотря на всего семь (считая с пасом =ъ) возможных действий каждый игрок очень сильно влияет на все происходящее и заставляет остальных что-то предпринимать. Даже простое приближение к центральному гексу вызывает хмурые взгляды и резкое повышение интереса к постройке кораблей потолще - чего уж говорить о шорохе после радостных объявлений в духе "ребят, смотрите какую чудо-пушку я случайно нашел вон в том секторе!".

Скрытые под деревянными дисками налоги - просто конфетка. С одной стороны, из-за них игроки не сидят в ожидании действий оппонента (после паса все возможности сильно режутся, напоминаю) и стараются предпринимать максимально осознанные действия - а с другой, эта система поощряет время от времени рисковать и пытаться захапать кусок пирога побольше.

Чертежи кораблей нарисованы на планшетах игроков на самом видном месте, так что даже если у кого-то возникает вопрос "а как ты мне четыре дырки сделал одним кубом?", они отпадают при первом же взгляде на чужие корыта. Все максимально наглядно и постоянно маячит перед глазами, так что вы вряд ли забудете о том, на что способен ваш флот.

Кстати о расах - для игры с достаточно маленьким количеством "текстовых" абилок и упора на циферки, здешние расы отличаются очень сильно. Даже базовая игра может преподнести некоторые сюрпризы вроде разумных кактусов, быстренько заселяющих самые вкусные сектора или каких-то странных чуваков похожих на голограммы, которые игнорируют корабли Древних - а если играть с допами то разница в действиях игроков станет еще ощутимей.

 

Но, несмотря на все вышеперечисленное, я все время порываюсь бросить Эклипс на барахолку (хоть и терзает мысль что спустя какое-то время остро пожалею). Эти порывы возникают из-за крайне неприятных черт, которые я в любой настолке сочту тяжким грехом:

1. Игра долгая. На коробке написано "полчаса на человека", но это пиздежжжж. Чтобы играть в Эклипс по полчаса на нос, надо играть в него чаще, чем среднестатический человек в состоянии себе позволить и уговорить друзей.

До Twilight Imperium немного не дотягивает, конечно, но просидеть за Эклипсом часов 4-5 - это запросто. Если вас много, кто-то из вас любит тупить/долго думать над своим ходом (одно и то же, как по мне) и хоть кому-то нужно объяснять правила вслух - то все, сушите весла и выделяйте день исключительно на Эклипс.

2. Более рандомного евро я не видел. В боях кидаются кубики, на которых попаданиями считаются только шестерки - результат можно модифицировать при помощи компьютеров, но чаще всего никто на них не хочет тратить время-ресурсы, и сражения превращаются в чрезвычайно долгую, никаким образом не предсказуемую череду перебросов.

Также рандом во всей красе проявляется во время исследования космоса: пока одни тянут безопасные сектора с ништяками, другие достают жопу с торчащими из нее агрессивными нейтралами (которые в допах еще и могут зайти вам в гости распидорасить родную систему). Более того: если вы в первой четверти/трети (совсем на крайняк - половине) партии просрете все бои с нейтралами, скорее всего вы ощутимо просядете по всем параметрам и на победу сможете надеяться только в составе альянса - столь жесткие последствия от прососа на кубах редко где увидишь.

3. Все сводится к космическим битвам. Львиную долю всех очков игроки получают от контролируемых секторов и репутации от битв - сидеть и тихо-мирно жить в уголке нельзя, надо постоянно с кем-то сражаться и устанавливать свои флажки над чужими планетами. В некоторой мере меня это устраивает, но все же было бы намного круче, будь здесь более "победоносной" наука, дипломатия или тихое обустройство в сторонке ото всех.

4. Как ни крути, а это именно евро. Даже если вы, как и я, испытываете во время партии довольно яркие эмоции и можете представить, что ваши генномодифицированные инопланетяне - это зерги которые медленно поглощают галактику, игра все равно в первую очередь про подсчеты.

Ничего хорошего в этом нет, в общем-то, потому что игроки сильнее всего тормозят именно в момент "сикока мне там надо ресурсов поменять, чтобы и дредноут построить, и супер-пушки изучить?". Атмосфера если не разваливается, то по крайней мере начинает ощутимо скрипеть и шататься когда все по кругу начинают жонглировать числами в голове - а если будете играть без допов, можете сразу рассчитывать что и без того дохленькую атмосферу сожрет игра в калькулятор.

Кстати о допах.

 

К Экслипсу напилили довольно много дополнений. Подавляющее большинство - это что-то вроде промок, новые сектора с разными занятными действиями. Я ни одного даже в руках не держал, но охотно верю словам игравших, что с ними все становится гораздо атмосфернее и разнообразнее - потому что я пробовал большие допы которые как раз понемногу превращают сухое евро в крутую стратежку.

Rise of the Ancients - самый мастхэвный доп, пожалуй. С ним можно играть вдевятером (удачи тем маньякам, что на это решатся), появляются альянсы (возможность выиграть сразу нескольким игрокам + можно учавствовать в битвах вместе с союзниками), Древние становятся опаснее (вплоть до того, что теперь вместо вяленькой станции в центре висит очень больно кусающийся дредноут) и могут прилететь в гости, добавляются редкие технологии и особые разработки, с которыми двигать науку становится более соблазнительно а игроки начинают еще сильнее отличаться друг от друга.

Вишенка на пироженке - 4 новых расы (1 - по сути одинаковая и напечатана на обороте всех листов) с довольно занятными бонусами. Ну, и по мелочам еще отсыпали новеньких секторов и открытий.

Ship Pack One - я не брал, потому что в основном это просто замена стандартных корабликов на более детализированные и соответствующие расам. Не знаю, не мое это - на миньки в настолках дрочить.

Тут есть немного свежих тайлов, но именно что "немного". Я бы лично больше всего обратил внимание на чуточку более детальный порядок хода, однако брать только ради него эту коробку не стал.

Shadow of the Rift - на данный момент последний доп. Две новые пушки (фиолетовая - автоматом наносит повреждения без прицеливания, но может поломать собственный корабль), горка технологий-секторов-открытий, новый вид агрессивных нейтралов (попутно расширяющих тему червоточин) и две больших новинки - путешествия во времени и генетические модификации.

И-и-и... тут и кроется скользкий момент этого допа: все большие вкусняшки в полной мере используют только две расы, которые включены в этот доп - остальные игроки могут насиловать время-пространство и собственные гены только если им повезет добыть соответствующие технологии, разработки или открытия - да и то, потуги у них будут похилее, нежели изначальные расовые абилки "специалистов".

Третья раса из этого допа - чуваки, у которых вместо трех ресурсов всего один, универсальный + перемешанные действия + возможность собирать из двух маленьких кораблей один побольше (либо наоборот, разбирать в обратном порядке). Это прикольно, но еще сильнее выпячивает что весь доп заточен на прикладываемые к нему расы - так что Shadow of the Rift совершенно точно не надо брать первым.

 

Немного об электронной версии, доступной на iOS, ведре и PC через Steam.

В ней нет пары мелочей, вроде того что первый спасовавший игрок получает жетон первого игрока, но в целом электронный Eclipse вполне годится для того, чтобы освоить игру и запомнить важные моменты. А вот играть в него на постоянной основе можно только с горя от нового MoO: это только базовая игра, и спустя какое-то время она становится просто ужасно однообразной и сухой (как и база реальная). На десяток партеек по паре часов вас хватит, а вот дальше захочется повеситься.

Вообще, версия немного глючная и по крайней мере на PC я пару раз наблюдал вылеты на рабочий стол. Ее вроде немного фиксили, но в целом все равно лучше дождаться когда к ней наконец напилят допов (ей-богу, возьму даже если это будут платные DLC!) или сыграть во что-нибудь более полноценное.

 

Могу ли я порекомендовать эту игру каждому?

Нет. Даже если вы можете смириться с тем, что это не совсем космическая глобальная стратегия, у Эклипса есть весьма болезненные и отталкивающие недостатки. Я сам с некоторым скрипом заставляю себя садиться за нее, но каждая партия доставляет уйму ощущений и эмоций - пускай не всегда приятных, но далеко не каждое евро может так увлечь (по крайней мере меня =ъ).

В этом году Lautapelit.fi представит новую редакцию, и я искренне надеюсь, что там пофиксят хотя бы часть того что я упомянул выше. Однако каким бы не была новая версия, вы всегда можете рассчитывать на то что нынешняя версия порадует - даже если временами игра будет выкручивать вам яйца.

 

- Ужасно рандомные бои - вполне реально за всю игру не сделать ни одного удачного выстрела.

- Вытекает из предыдущего: если не было побед над нейтралами в начале игры, вы начинаете сильно отставать.

+ Немаленькая коробка, плотно набитая весьма приятными компонентами.

+ Логичный и глубокий игровой процесс.

+ Правила схватываются на лету и легко объясняются.

+ Допы делают игру гораздо привлекательней и круче.

- ...Вот только без допов игра суховата и потихоньку становится пресной.

- Диски и кубики надо аккуратно выкладывать на планшеты и стараться не смахнуть.

- Сетап и уборка игры довольно адовые.

 

= Игра очень достойная, но с рядом неудобств и жутковатым рандомом.

Дата размещения: 23 июня 2017 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.