Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Myrmes

Люди любят описывать некоторые достаточно сложные вещи обобщениями. Одни из самых частых, которые можно услышать в отношении настолок - "евро с копанием в своем огороде".

Есть игры, к которым такое применимо практически в полной мере (та же Агрикола, например), есть те, у которых это не назовешь минусом (снова Агрикола =ъ), есть те, о которых так почему-то не говорят (карточные игры Тшевичека =_=).

Но Myrmes - это первый случай на моей памяти, когда эти слова действительно описывают всю игру.

 

Каждый игрок берет под управление муравейник на небольшой полянке. Поскольку это "евро-огород", то цель - просто набрать как можно больше очков. С совершенно чудесным правилом, что при равенстве победа просто делится между игроками. Вухууу. =_=

Основные источники очков - это бегающие по полю стоящие на месте и ждущие неминуемой смерти агрессивные жуки, крупные пути из феромонов, постройки на поверхности и цели (в общем-то, именно с них падает больше всего очков).

Цели - общие для всех, определяются в самом начале и в процессе игры не меняются. Чтобы их выполнить, надо послать на специальную ячейку своего особого рабочего (о которых ниже), и только тогда они будут считаться выполненными. В целом, они немного однообразные и чаще всего требуют просто скопить в муравейнике побольше ресурсов, рабочих или дохлых жуков.

 

В свой ход вы раздаете задания сначала "продвинутым" муравьям - нянькам, при помощи которых можно нарожать личинок, сделать некоторые действия в конце раунда (выполнить цель, например) или наклепать "обычных" муравьев - солдат или рабочих.

Внешне солдаты и рабочие никак не отличаются, различать их надо по комнате где они лежат - на которой знак с мечом или с молотком.

Солдаты нужны, чтобы зверски отрывать лапки и головы враждебным жукам на поверхности и охранять ваш муравейник зимой (выражается лишь в снижении затрат еды, что я нахожу слегка не соотносящимся с действием -_-), а рабочие добывают ресурсы в муравейнике или строят что-то на поверхности.

Что занятно, "обычные" муравьи больше никогда не возвращаются обратно, стоит им только выйти на поверхность. Это можно задним числом объяснить, что они навсегда заняты выданным заданием, но в нашей компании это действие быстро стало называться "отправить на смерть".

В игре еще есть некоторые нюансы (вроде смены времен года, или что в каждый сезон есть улучшения некоторых действий, на которые можно влиять тратой личинок), но я терпеть не могу обзоры, которые сводятся к пересказу правил - лучше расскажу о впечатлениях.

 

Мне нравится тема. Я не сижу над коробкой с большими блестящими глазами и словами "мураааааши, няяяя", но всегда нахожу клевым когда настолка пытается симулировать какой-то реальный процесс. Стоит заметить, что игравшего биолога вроде как ничего не покоробило - так что если для вас важна реалистичность, можете смело ставить плюсик напротив Myrmes.

Кого-то наверняка порадуют компоненты (которые мне почти всегда фиолетовы, если честно) - хоть и в основном они состоят из однотонных картонок, в коробке есть пластиковые муравьи, которые вполне способны вызвать легкую панику у инсектофобов.

В целом я не могу сказать, что игра сломана или непродумана. Она вполне рабочая, все элементы выглядят логичными, и даже не слишком толково написанные правила не испортят положительного впечатления (если оно у вас появится =ъ).

Но лично я считаю Myrmes просто скучной и излишне выхолощенной.

Это игра из разряда "кто лучше все подсчитает", в котором еще и взаимодействие игроков сведено почти что к минимуму. Она воплощает собой самые отвратные штампы о евро.

Я не говорю, что игры типа "почувствуй себя бухгалтером" без возможности поднасрать соседу обязательно плохие - но Myrmes чувствуются пресной из-за нескольких моментов:

Мало возможностей. Просто для примера: когда меня спросили "а для чего используются личинки?", я ответил "чтобы делать новых нянек, двигать эвенты и ЖРАТ в голодное время", после чего всерьез задумался - не пропустил ли я что-то в правилах? Не слишком ли мало возможностей для столь важного ресурса? И вот не надо тут, я в курсе, что их можно потратить на обжективы - но на обжективы в общем-то почти все что есть в игре можно тратить. =_=

Почти все ресурсы используются максимум для 3-4 разных вещей, построек кот наплакал (да и не все они особо-то нужны), а вектор развития ВСЕХ игроков весьма ощутимо корректируется общими целями - так что если приглядеться, то игра выглядит излишне по-спартански.

У вас слишком мало рабочих. Почти всю игру чувствуется что нянек и муравьев-рабочих нихрена ни на что не хватает - особенно с учетом того, что муравьи дохнут, едва им стоит выйти наружу.

Опять же - постоянный дефицит действий может быть крут для игрового процесса, но выбирать "куда бы мне послать единственного рабочего, чтобы он немедленно сдох и мне пришлось делать нового" лично мне нифига не нравится. Это еще сильнее режет и без того немногочисленные возможности в игре, заставляет спамить приказ "нарожать новых рабочих" и усиливает момент с "посиди-посчитай", потому что пара ошибок может зарезать вам всю партию.

Взаимодействия с игроками почти нет. Игра набита потенциальными возможностями, которыми то ли автор, то ли издательство решили не пользоваться.

Просто к примеру: пути феромонов дают очки, когда их ставят. Одновременно с этим муравьи могут убирать как свои, так и чужие феромоны - но рушить чужие имеет смысл только если вам кровь из носу нужно определенное место (а это довольно редкая ситуация), или вышел обжектив, где требуется много феромонов на поле.

Между тем, сам бог велел очки за феромоны сделать временными, и подсчитывать их только под конец года/игры - вот тогда-то у других игроков был очень весомый повод сносить пути оппонентам.

Другой пример - расстановка рабочих. В других играх смысл этой механики в том, что вы занимаете своими фигурками места, не давая другим игрокам делать что-то полезное. Здесь же у каждого игрока есть личный планшет с местами для рабочих, на которые больше никто и никак не претендует, и общая мастерская, в которой вам в общем-то наплевать на чужие действия.

Даже то взаимодействие что есть, сделано откровенно через жопу: вы можете получить дополнительные очки, когда кто-то выполняет уже сделанный вами обжектив. Здорово? Не-а - теперь перед другими игроками стоит дилемма "вообще нихера не получить, или создать снежный ком из очков для сдавшего квест первым".

 

В итоге я даже не могу назвать Myrmes "средненькими". Меня не выворачивает от нее наизнанку, но на кой ляд мне сдалось очередное бездушное евро, в котором нет ничего кроме бесконечных подсчетов-пересчетов?

Да, клевая тема. Да, тут есть пластиковые муравьи. Но я рекомендую выбрать что-нибудь другое - пускай даже более абстрактное или минималистичное, но что по крайней мере будет радовать и заставлять думать о чем-то еще, кроме оптимизации ресурсов и циферок.

 

- Нет вообще никаких преимуществ перед каким-нибудь другим евро-огородом.

+ Пластиковые муравьи.

+ Симуляция реальной жизни - это клево.

- Все лишнее срезали до такой степени, что игра выглядит местами недоделанной.

- Правила написаны так себе.

- Почти нет взаимодействия с другими игроками.

 

= Лучше сыграть в Каверну, Орлеан или Архипелаго.

Дата размещения: 20 января 2017 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.