Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Главная > Настолки > Shadows over Normandie
Shadows over Normandie

Весна 1945-го года. В болотах Нормандии заблудился батальон американских солдат, которые неожиданно натыкаются на племя лупоглазых рыболюдей. В дополнение к не слишком гостеприимным аборигенам вояки сталкиваются с фашистским орденом, преследующим какие-то мутные цели и бойко постреливающим в янки из шмайсеров.

Вот и весь сюжет игры. На мой взгляд, в общем-то этого более чем достаточно - варгейму больше ничего и не нужно, кроме интересных фракций и какого-нибудь повода столкнуть их лбами, все остальное нужно высматривать в игровом процессе.

 

В отличие от "старшего брата" под названием Heroes of Normandie, SoN не претендует на какую-то историчность - но это только к добру, поскольку позволяет напихать побольше всячины вроде фашистов-сектантов, заклинаний и мини-Ктулху в качестве боевого юнита.

Игра в основном проходит по сценариям из кампании Lost Bataillon (нет, я написал без ошибок), предлагающих прогуляться по болотам и пещерам Нормандии и пострелять в разных нелюдей и фашистов (еще есть возможность составлять из доступных компонентов свои собственные карты и отряды). Поскольку Shadows over Normandie полностью совместима с Heroes of Normandie и горой дополнений от нее, с этой коробкой вполне можно устроить D-Day, во время которого немцы будут отбиваться от американцев при помощи заклинаний из Некрономикона и лавкрафтовских чудовищ.

 

Непосредственно геймплей выглядит так: есть ограниченное количество приказов, которые раскидываются по своим юнитам. Приказы сделаны в виде деревянных жетонов с номерами, которые кладутся взакрытую - затем, начиная с первого игрока, все поочередно активируют юнитов с приказами, начиная с первых цифр.

Активированный юнит может двигаться, нападать в ближнем бою (что по правилам на самом деле является тем же передвижением), стрелять и пасовать. Несмотря на весьма внушительное количество способностей и гору значков, в общем-то почти все сводится именно к "атаковать/ходить" - однако активации не чувствуются однообразными, да и еще есть карты со всякими необычными действиями (позволяют, например, швырнуть прилетевшую гранату в обратном направлении или проигнорировать штрафы на скорость/стрельбу).

Когда все заканчивают активироваться, игроки могут подвигать неактивированных юнитов (тот кто ходил первым в раунде может это сделать всеми юнитами, а все прочие игроки - только одним). Потом добирают карты, меняют первого игрока, собирают жетоны приказов - короче подготавливаются к новому раунду.

Выигрывает тот, кто выполнит цели сценария. Они всегда ограничены количеством раундов, предлагают разным игрокам разные цели и в общем-то не сводятся к "просто наделай побольше трупов в чужой униформе"

 

Непосредственно юниты представляют собой квадратные и прямоугольные картонки, на которых с высоты птичьего полета нарисованы пехотные отряды, техника и высовывающиеся из болота щупальца. По краям нарисованы значки абилок, в крайне сжатой форме рассказывающие о возможностях и ограничениях юнита.

Жетоны всегда двусторонние, что в зависимости от юнита используется для разных целей: они могут переворачиваться при ранениях (если юнит особо живучий), расчет с тяжелым оружием таким образом ставит орудие на сошки, некоторые отряды сливаются с местностью, или например техника от удачного выстрела лопается и от нее остается только обгоревший остов.

Также, у SoN есть весьма занятная система постройки своей армии (хотя ей и не придется пользоваться в уже готовых сценариях) - имея определенное количество очков, вы "покупаете" на них специальные картонки и пихаете в их прорези жетоны с отрядами-снаряжением-навыками, следя за тем чтобы они совпадали краем хоть одной из полосок рядом с прорезью. Опять же, имея Heroes of Normandie и/или допы эту систему явно можно оценить по еще большему достоинству.

 

Что в игре здорово - так это то, что она быстрая (ну, в теории...), в ней интересный бой и при этом есть много-много-МНОГО абилок. Серьезно, вы просто охуеете расшифровывать все эти значки.

В первую очередь радует то, что хотя в правилах и надо разобраться, непосредственно сама игра проходит на удивление быстро - отряды без каких-либо тормозов и лишней возни лихо продвигаются на позиции и нашпиговывают свинцом/выпускают кишки противников, попутно давая чуть ли не киматографичное ощущение боя. На мой взгляд это оттого что не требуется активировать всех юнитов - количество приказов сильно ограничено, что одновременно заставляет и побурлить серое вещество, и не затягивает раунд.

При этом все не сводится к "подхожу, бью, кидаю кубики" - играть в таком режиме не выйдет как из-за сценария с достаточно заковыристыми целями, так и из-за горы вышеупомянутых значков на краях юнитов. Кто-то умеет устраивать засады (в том числе в воде), кто-то может пострелять сразу по нескольким юнитам, кто-то пугает своей мерзкой рыболюдской мордой до безумия - иконок на самом деле настолько много, что это даже может стать проблемой.

Кстати о птичках.

 

Я всегда оцениваю вергейм в первую очередь по его дружелюбности - и на первый взгляд можно подумать, что SoN достаточно понятен и не стремится свернуть мозги игроков в трубочку.

Это совершенно неверное впечатление. Если вам кто-то пытается вдолбить мысль, что это простая игра - не верьте.

Даже в первом сценарии у всех возникает куча вопросов в духе "а что это за значок?", но если продолжить играть - по меньшей мере половина сценария скорее всего пройдет за копанием в правилах и выяснением, как надо прятаться/кидать гранаты/использовать заклинания/прокладывать LOS.

Раз уж мы начали о мозгоебстве, я хочу упомянуть гранаты. В их правилах сказано, что при броске надо использовать специальный шаблон, КОТОРОГО НЕТ В КОРОБКЕ. Совсем "крохотное" упущение, но оно заставит бешено рыться в компонентах с десяток минут, прежде чем до вас дойдет что что-то не так.

И так в общем-то во всем - с каждым жетоном и абилкой надо разбираться отдельно, все глубже и глубже закапываясь в текст правил. Так что на мой взгляд гора нюансов - очень большая проблема этой игры. Уже хотя бы потому, что за постоянным заглядыванием в рулбук как-то теряется ощущение динамичности, которым SoN в общем-то может вполне с гордостью похвастать.

Здесь все основано именно на мелочах и особенностях юнитов, а чтобы они вместе с правилами действительно осели у вас в башке, надо играть и перечитывать брошюру постоянно - а я же (как и большинство моих друзей) нормальный человек, который предпочитает доставать с полки разные игры, чтобы не доводить себя до тошноты заигрыванием до дыр одних и тех же коробок.

 

И тут я должен подметить: я знаю настолки, которые тоже утрамбованы всякими мелочами по самые гланды, но они меня отчего-то не заставляли прям так сходу долбиться башкой об стол из-за того, что я не знаю как работает жетон медика. Shadows over Normandie спотыкается на нюансах только из-за того, как написаны правила.

Это не самые худший рулбук, что я видел - строго говоря, он довольно  неплох если вам надо вотпрямщас найти, как работает одна конкретная абилка. Читается легко даже при хреновеньком знании английского, и буквально спустя полчаса вы можете поднять жопу с кресла в полной уверенности, что готовы наворачивать "несложный" варгейм.

И-и-и, как только вы начинаете объяснять правила до вас вдруг дойдет, что вы в состоянии рассказать только "как ходить, как пулять", да и то скорее всего как-то не очень правильно. Стоит только спросить что-то довольно невинное вроде "а что блокирует LOS?", и до вас вдруг дойдет вы не в состоянии даже себе ответить на этот вопрос - хотя вы только что читали об этом.

В чем дело? Что здесь не так?

 

Все очень просто: правила написаны в духе "быстренько пробежимся по вот этой фишке, а потом перейдем к следующей пижне". Практически все вещи в рулбуке описаны максимально вкратце и сжато.

Не поймите меня неправильно, тут нет каких-то пробелов в правилах (ну, почти - как правильно работает добор карт никто из игравших пока так и не вдуплил =_=) - но как вам предлагается запомнить с первого раза, например, коим образом надо разрушать здания? Нигде нет примеров этого действа, да и вообще все написано так, словно редактор получал слова в кредит под дикий процент.

И ведь помимо разрушения хибарок надо бы еще запомнить про засады, огонь на подавление, погодные условия, гранаты (которые еще и неправильно описаны, блджад), горку правил про технику и еще целый ворох прочей херни, которая по идее должна бы вас радовать, но вместо этого заставляет с горестным вздохом неохотно лезть в правила.

Кроме того, когда я начинаю читать о том как конкретно работают, к примеру, тотемы каких-то темных богов, мне вот вообще ни в каком виде не хочется видеть скобки с надписями "а как пашет магический знак, читайте на странице 18". Отсылки на другие страницы попадаются в самые неподходящие моменты, и мне кажется очевидным что листать рулбук и сверять разные страницы в самом разгаре боя НИХУЯ НЕ ВЕСЕЛО.

Да. Это хорошие правила, если вы играете постоянно, и просто хотите вспомнить что-то о чем запамятовали (а здесь, хо-хо, вы будете запамятовать буквально обо всем) и в таком случае вы будете благодарны авторам за то, что они занимают всего 20 страниц.

Но если вы играете нечасто или вообще только начинаете наворачивать SoN, то это какой-то пизденящий душу леденец.

 

Это хорошая игра.

Без шуток - реально классный и быстрый варгейм с приятным сеттингом, который по сравнению с какой-нибудь унылой сранью про космические кораблики еще и имеет демократичные цены на совершенно необязательные расширения.

Но играть в него по фану раз в 2-3 месяца (а то и больше) - не вариант. Я не рекомендую задумываться о покупке, если вы не готовы в него хоть немного задрачиваться, рыться в FAQах и капать на мозги друзьям замечаниями вроде "не-е-е, стрельба на подавление не так работает". Лично я предпочту перекинуться лишний раз в Civilization или Mage Wars, хоть и признаю что у игры есть довольно много достоинств.

 

- Чудовищнейшие правила.

- Пахнет довольно токсично, несмотря на то что никакого пластика в игре нет.

+ Полностью совместима с Heroes of Normandie.

+ Интересный и скоротечный бой.

+ Огромная куча абилок, разнообразящие игровой процесс.

- Огромная куча абилок, заставляющая читать и нудно разбираться как они работают.

- В коробке образуется месиво из картона, которое придется так или иначе сортировать.

 

= Вполне стоит внимания, но заставляет слишком сильно напрягаться.

Дата размещения: 7 ноября 2016 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.