Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Главная > Настолки > Sid Meiers Civilization
Sid Meiers Civilization

При обзоре любой настолки, которая хотя бы похожа на какую-то другую компьютерную игру, принято расшаркиваться о том как рецензент жутко любит [игранейм], как много в нее наигрался/что наиграл немного, но оригинал очень ценит, бла-бла-бла, все дела...

Мне эту вступительную тягомотину всегда не нравится читать, особенно когда речь заходит про Civilization - поневоле я начинаю думать, не боится ли обзорщик что за "неуважение" к Сиду и Firaxis к нему ворвется толпа одичавших задротов, и забьет его палками с ржавыми гвоздями.

Я надеюсь что вы нормальные люди, и тоже не любите читать все эти "ууу, я наиграл столько часов в цивку, и потому решил заценить настолку", и пришли сюда чтобы узнать ответ на вопрос "как игра-то?!".

Отвечаю: игра норм.

Заодно уж: давно хотелось сказать, что меня дико бесит писать это претенциозное название с ебучими именем-фамилией Мейера, который если к оригинальным играм и имеет хоть какое-то отношение (потому что начиная со второй части главными дизайнерами был нихрена не Мейер, а Брайан Рейнольдс, Джефф Бригс и Джон Шефер =_______=), то к настолке его имя пришлепнуто уже на автомате, как часть бренда.

А вообще в действительности меня больше бесит то, что я все время пишу Meyer's вместо Meiers.

 

 

Ближе к сути.

Вы принимаете роль злого бессмертного премьер-министра, который превращает примитивное племя в военно-промышленную державу, которая должна разгромить к хренам все прочие нации. Не, вы конечно можете сделать божьих одуванчиков, которые верят в культуру и прогресс, но не обижайтесь когда в ваш миленький садик въедет какой-нибудь грязный танк.

Победить в игре можно четырьмя спобосами: снести любую столицу при помощи армии; продвинуть науку дальше всех и выйти в космос; нагрести кучу бабла и достигнуть экономического превосходства; задавить всех своим культурным развитием.

Поле состоит из квадратных тайлов, поделенных на 4x4 клетки с различными природными ресурсами и ландшафтом, а каждому игроку выдается нация (каждая - со своими особенностями), столица и пара отрядов, которые в общем-то почти ничего не могут и двигаются со скоростью умирающих улиток.

Наиболее занятный момент в игре - то что ваше дикарское племя на старте ничего не умеет делать. Заходить в водные клетки, находить применение ресурсам, строить хоть какие-нибудь здания, основывать дополнительные города и быстро ходить - короче, практически все игровые функции поначалу или недоступны, или очень сильно ограничены.

 

Одна из самых важных черт игры, которые придется принять во внимание перед покупкой - просчитываемость.

Хоть тут есть место для рандома и скрытой информации, но в принципе они не играют решающей роли - любой может посмотреть на карту и чужие постройки с технологиями, чтобы сходу прикинуть цели и возможности игроков.

Другая важная черта Civilization - это то, что она комплексная и довольно плотно набита нюансами. Структура хода и общие правила запоминаются и въедаются в подкорку буквально сходу, но вот мелочи вроде "можно менять 3 торговли на 1 молоток" или "нельзя строить города так чтобы пересекались их зоны влияния" вылетают из башки регулярно. Особенно если играть с допами.

Что из всего этого следует? А то, что вам придется играть на победу, стараясь ничего не упускать и все просчитывать. Фактически, всего пара ошибок и упущенных нюансов могут накрыть медной пиздой все планы по захвату мира, поскольку:

1. Из маленьких мелочей растет снежный ком из проблем и недостатка времени/действий.

2. За столом почти наверняка найдется человек, который как минимум допустит чуть меньше ошибок чем вы, и получит превосходство. Я уж молчу о том что будет, если вы засядете к задротам с идеальной памятью и вниманием.

В итоге я не сказал бы, что все это недостаток, скорее уж фича. Но садиться играть "по фану" на расслабоне чтобы построить пару городов и чуточку поизучать чего-то без внятного плана, как по мне, довольно малоосмысленно.

 

Еще я настоятельно не рекомендую наворачивать Civilization только оттого, что хочется попробовать "той самой цивки, только на столе" - вы непременно разочаруетесь.

Все что тут есть от оригинала - это понадерганное оформление из пятой части и общая идея "построй-нацию-из-ничего" (а еще копейщики могут закалывать танки =ъ). Ощущается все совершенно иначе - исследование карты очень короткое, технологии и государственные строи похожи на оригинальные в лучшем случае с о-о-очень большой натяжкой, а все нации займут по маленькой уютной полянке и на этом успокоятся - основать больше 3-х городов попросту невозможно.

В целом игру можно назвать схематичной и абстрактной (особенно по военной части) - несмотря на красочное поле и неплохой арт, никакого ощущения развития цивилизации или уж тем более "настольной цивы" не будет. Если вы пришли за этим - я вас сразу направляю к другой настолке, похуже, но которая задает именно этот настрой.

 

Из всех минусов проистекают плюсы игры: это не цивилизация, но это очень неплохая настольная стратегия. Которая еще и не скатывается в совсем уж абстрактную плоскость, как Nations.

Да, она требовательна к игрокам, и первые 2-3 партии вы будете просто вникать в происходящее. Однако как только вы вдуплите основы, останется только стараться не забывать про всякие мелочи о которых я сказал выше - механика комплексна и набита нюансами, но при этом не ощущается громоздкой и в целом все легко усваивается.

Чтобы выиграть так или иначе придется специализироваться в деньги/культуру/науку/войну - но при этом важно не перестараться, иначе можно обнаружить что ваша огромная и опытная армия с железными копьями идет против танков, или что ваших граждан с богатым внутренним миром собираются бомбить какие-то совершенно некультурные варвары, изучившие авиацию.

Боевка не слишком интуитивна и понятна (хоть и является всего-то вариацией "камень-ножницы-бумага"), но дает очень приятные плюшки за победу, так что сидеть и милостиво позволять гулять где вздумается вам никто не даст, а над приграничными городами вы будете трястись из-за каждого солдата на горизонте.

 

К дополнениям я рекомендую по крайней мере присмотреться - в базе есть пара тактик, которые считаются имбовыми (за определенные нации, к счастью, так что русских и немцев можно просто убрать в сторону), да и некоторые отдельные элементы в игре выглядят без допов сыровато (экономика, к примеру). Кроме того, с допами станет проще вырулить к другой победе - в базе иногда трудно перенастроиться.

Fame and Fortune ("Удача и Слава" в русской локализации) как раз, в первую очередь, расширяет экономику - теперь монетки есть смысл копить не только для победы по богатству, а использовать для различных инвестиций и расширять свои возможности (особенно приятно, что так можно "подкачать" армию, если все казармы разберут). Великие люди теперь помимо жетонов дают карточки с очень полезными действиями, так что развитие культуры тоже выглядит более соблазнительно, появляются компоненты для пятого игрока, а на закуску - возможность расширить столицу и хапать больше ресурсов.

Wisdom and Warware (локализации пока нету, хотя недавно вроде наконец собрались переводить) добавляет социальные установки, которые приближают государственное устройство ближе к "прям как в циве" и разделяет силу военных отрядов на атаку и здоровье.

Само собой, кроме этого в каждом допе еще целая пачка новых построек, чудес, технологий, карт и по четыре новые нации на коробку.

Оба допа у меня были в наличии (правда, W&W я только в руках держал, и слабо представляю действительно ли сражения с обновленными отрядами становятся более стратегичными), и мне показалось что с ними игра становится только лучше - возможностей и контента больше, да и фиксятся недочеты и перегибы баланса. Кому-то, может быть, Civilization покажется более "цивилизованной" именно с дополнениями.

 

Я не слишком горю желанием в нее играть, не прошу ее приносить, да и от своей копии избавился: не люблю когда мне насовывают во все щели из-за пары упущенных мелочей и города, построенного на ход позже оппонентов.

Но когда ее приносят, в общем-то сажусь играть с удовольствием - игра получилась хорошая, хоть и немного не такая, как ожидается поначалу.

 

- Далека от оригинала. Для кого-то это может стать главным минусом.

+ Идет быстрее и динамичнее, чем большинство глобальных стратегий.

- ...Но все равно, лучше рассчитывать как минимум на 2.5-3 часа.

+ Основная масса правил очень легко запоминается (при немалой заслуге хороших памяток).

+ Требуется одновременно следить за всеми уровнями развития, и более-менее четко на чем-то специализироваться.

+ Очень годные и полезные допы.

- Есть впечатление, что некоторые моменты в дополнениях просто вырезали из базы.

- Очень сильное требование к знанию нюансов и памяти на мелочи в правилах, игрокам разного уровня лучше не садиться за один стол.

+ Нарисовано приятно.

 

= Довольно неплохо, в общем-то. Могло быть и лучше, если бы называлась иначе.

Дата размещения: 9 августа 2016 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.