Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Главная > Настолки > Star Wars: Armada
Star Wars: Armada

Я люблю варгеймы с миньками.

В каждом из них есть наиболее ценимые мной элементы - коллекционирование, модульная настройка и некоторый простор для творчества. С другой стороны, в них почти всегда есть то, что я в настолках не люблю: доходящая до идиотизма жадность издателя, занудный игровой процесс в духе "привет из 90-х!" (спасибо если не из 80-х) и омерзительное сообщество, которое думает только о том как поскорее нагнуть и сделать чайный пакетик.

Выходящие в последние годы миниатюрные варгеймы "из коробок" довольно успешно борются по крайней мере с занудными правилами. Любители павира - еще ладно, людей не переделаешь (хотя некоторых хотелось бы поставить к стенке).

А вот про FFG'шную жажду наживы мне есть что рассказать сегодня.

 

Armada - это варгейм про космические битвы в мире Звездных Войн. Основное отличие от другого варгейма на ту же тему - то что здесь происходят именно битвы небольших (или больших, если денег хватит) флотилий из огромных кораблей при поддержке крошечных истребителей, а не стычки пары патрулей.

Перед игрой предлагается набрать себе кораблей, истребителей и всяких улучшений на некое количество очков (как стандарт предлагается 300). В базе с подборкой флота не особо разгуляешься - так и так придется брать все доступные юниты, поковыряться можно разве со скромным набором рефитов и небольших модификаций ваших корыт.

Обучающий сценарий предлагает просто нанести как можно больше урона друг другу за 6 раундов. Вообще в игре напиханы разные миссии, но многие сводятся к тому чтобы уничтожить побольше вражеских кораблей с разными условиями - так что в любом случае кто больше настрелял к концу игры, тот и молодец.

 

Все большие корабли во время своей активации обязательно постреляют и подвигаются (именно в таком порядке), но кроме этого на них должен быть сыгран вертящийся жетон с приказами, которые либо усиливают движение-стрельбу, либо дают починиться, либо раньше времени активируют истребители неподалеку. Как вариант, приказ можно отложить на будущее - он даст урезанный эффект, но даже в таком виде может оказаться весьма полезным своевременным.

И для стрельбы, и для движения есть специальные линейки - линейка для "пиу-пиу" представляет собой просто картонную палку с наглядными отметками дальностей и доступных кубиков, а вот для движения используется пластиковая "змейка", при помощи которой без лишних заморочек выполняются повороты. Она, правда, слегка "бабановая" и пружинит, отчего временами есть легкая погрешность в сантиметр-другой.

После того как походят "большие папки", начинают активироваться истребители. С ними совсем просто - если на близком расстоянии есть вражеский "комариный флот", то они начинают стрелять по врагам, а если нет - могут напасть на большой корабль или спокойно улететь куда-нибудь в другое место.

 

Начну с хорошего.

Думать тут стоит на пару ходов вперед - не заморачиваются с маневрами только истребители, а вот даже самые шустрые большие корабли похожи на носорогов на льду, поэтому надо хоть немного рассчитывать свое конечное местоположение и думать о том, кого удастся пристрелить в следующую активацию.

Выглядит Армада довольно приятно. С одной стороны покраска - так себе (истребители вообще идут некрашеным пластиком разных цветов), а с другой - это большой масштаб, которому не требуется быть каким-то супердетальным, и некоторое ощущение эпичности в любом случае возникает.

Линейка-"змейка" - очень удачное и наглядное решение, на самом деле, которая позволяет не изгаляться с какими-то жуткими поворотными шаблонами, отмечать "на всякий случай" место старта и ругаться с оппонентами по поводу корректности передвижения. Лично у меня это всегда вызывало ту еще боль в заднице.

Правила - немного сложнее чем в том же X-Wing'е, но именно что немного, врубиться во все довольно легко.

И-и-и, с хорошим в игре я закончил, к сожалению. В общем-то больше мне никаких достоинств в голову и не приходит, как ни странно - да и те что есть я едва ли не с лупой и пинцетом сейчас выискивал. Хотя я в любом случае не могу сказать, чтобы игра была плохой.

 

Самой серьезной проблемой Армады является цена: с кулстаффа (с доставкой) я получил базу за 6200 с чем-то там, и лежит в коробке минимальный набор для двух игроков, которым можно поиграть на кухне пару раз в куцые и не совсем полноценные схватки. Чтобы сформировать нормальный флот для одной стороны, придется озадачиться еще как минимум парой кораблей - а это, простите, еще баксов эдак 60-100.

Если вы схватились за голову и решили "нахер, никакой кухни, буду играть в клубах!", то столкнетесь с другой проблемой: не так уж и много людей-то в Армаду шпилят. Видимо, высокая цена + меньшая динамика + отсутствие внятных обзоров на русском сами собой определяют выбор в пользу вездесущего X-Wing'а.

Не обошлось и без рандома, который может расстроить все планы - если большие корабли чаще всего хоть как-то попадают, то на истребителях можно запросто накидать 0 урона из-за того что они игнорируют большинство результатов на кубах.

С первым же допом скорее всего возникнет вопрос "как все это хранить и перетаскивать?", потому что базовый картонный инлей только на базу и рассчитан. Видимо, как с X-Wing'ом придется озадачиваться какими-нибудь ящиками под инструменты.

Первые несколько ходов вполне могут оказаться довольно унылой игрой в "нет, вы первый, прошу вас" - когда оба игрока начинают всячески изгаляться, чтобы передвинуться на как можно меньшее расстояние и первым обстрелять противника. Не то что бы основной посыл являлся чем-то плохим, но в таком исполнении все равно получилось что-то не слишком радующе.

С подставками для истребителей - беда. У них легко сломать штырек в основании (на кой черт было делать его фиксирующимся?..), и они постоянно сдвигаются пока тыркаешь "язычок" активации со стрелкой здоровья - хоть все и выглядит на первой взгляд продуманным и удобным, но на деле скорее создает лишние проблемы.

А еще, если немного задуматься, здесь нет какой-то своей фишки. Это просто более-менее добротная пострелушка между двумя флотами с дружелюбными правилами, но в которой отсутствует какая-то идея. Как по мне, а для варгейма это на самом довольно тяжкий грех, потому что у Армады нет ответа на вопрос "а ради чего конкретно мне бросать [название другой игры с минечками]?".

 

Но на самом деле я поставил коробку на продажу сразу после первой же партии по иной причине.

Игровой процесс довольно неспешный, и в основном он про то как корабли размеренно и без спешки летят поближе друг к другу, чтобы поскорее насовать побольше повреждений, желательно с критами.

Когда я сформулировал все именно в таком виде, в голове сразу оформилась четкая мысль "епт, да ведь у меня уже есть такая игра!" - и называется она Dystopian Wars.

Армада не копирует DW полностью - она в чем-то попроще, в чем-то есть моменты более интересные, но если я буду выбирать относительно медленный варгейм про еле ползающие корабли вокруг которых вошкается какая-то боевитая мелочь, то выберу Dystopian сразу по нескольким причинам:

1. За 6200 рублей в DW можно собрать вполне достойный флот на одну фракцию, в котором будут хоть какие-то подборки юнитов под разные ситуации - дальше все расширяется исключительно по желанию и никто не говорит "это нужно для комфортной и полноценной игры, сэр, а теперь гоните Ваш бумажник".

2. В стимпанковые кораблики гоняет людей явно больше, чем в Армаду (по крайней мере конкретно сейчас). Печально, но факт.

3. Самолеты, мини-подлодки и катера в DW - это очень злобная мелочь, которая порой заставляет судорожно давать команду "лево руля!" огромным бронированным линкорам и с остервенением их истреблять на опережение.

В Армаде (судя по базе и истребителям 1-ой волны) это мелкие пакостники, которые или самоубийственно несутся оголять жопки большим кораблям, или борются с другими мелкими пакостниками - то есть в итоге получаются немного вещью в себе.

4. Правила в Армаде проще, есть кругляшки с приказами и улучшения кораблей для дополнительной настройки армии, а ощущения те же самые - "мы идем навстречу а потом стреляемся". Строго говоря, в DW есть абордажи, большее разнообразие юнитов с заточкой под разные тактики и дохрена спецгенераторов, так что Армада пожалуй даже проигрывает в этом плане.

5. В Армаде у всех больших кораблей изначально нет никаких свойств - их надо брать отдельно, в виде тех самых модификаций. То есть фактически все большие корабли отличаются только разными циферками и арками стрельбы. Мде.

В общем что я хочу сказать - если есть на полке стимпанково-дизальпанковые кораблики от Spartan Games, то звездновойновые рыдваны от FFG вам нахрен не сдались.

 

Подбивая итог: SW: Armada неплоха, в общем-то, но покупать ее надо вместе с заинтересованным другом, чтобы распилить базу и дальше собирать флоты самостоятельно - причем настроиться на то, что расширять придется прям в обязательном порядке и отдавая внушительные суммы.

Если у вас есть затык с любым пунктом (нет друга/нет денег/нет желания расширяться) - то и Армада вам не нужна. А если вы уже активно играете в какой-то варгейм - то почти наверняка можете спокойно пройти мимо.

 

- Есть некоторая безыдейность, если пробовали хоть что-нибудь еще - можете счесть игру какой-то пресноватой.

+ Хорошие миньки, компоненты и оформление.

- Требуется вложить довольно приличные деньги для "комфортной игры". Суки, опять даже кубики недоложили.

+ Неплохой игровой процесс с правилами, которые не ломают мозг и не перегружены нюансами.

+/- Звездные Войны. Кого-то может порадует рулить знакомыми корабликами, мне было как-то фиолетово.

 

= Как жеванный картон: серо и как-то безвкусно, но безвредно. Ну, разве что для кошелька.

Дата размещения: 3 сентября 2016 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.