Merchants & Marauders
Merchants & Marauders - игра из еще совсем недавней, но ушедшей эпохи: времен, когда настолки могли быть долгими, эпичными... и иногда выкручивающими яйца.
Разрабатывалась она начиная с 2004, по лицензии "Sid Meier's Pirates!" - но из-за некоторых перипетий с закрывшимися компаниями и жадными издателями, до игроков она дошла только в 2010. Поэтому не стоит удивляться некоторым ее недостаткам - они довольно характерны для америтрэша того времени.
M&M - игра про капитанов, которые плавают по Карибам и нападают на все встречные суда, либо торгуют и развозят товары по разным портам. Хотя лучше бы, на самом деле, это дело совмещать.
Стартуя с новым персонажем, игрок сразу выбирает стиль игры - либо он берет маленький, но юркий кораблик и мочит все вокруг на что силенок хватит, либо толстую посудину с маневренностью обожравшегося бегемота - и плывет напихивать трюм товарами.
Цель игры проста - набрать 10 очков славы. Славу игрок получает, привозя требуемые товары в порт, грабя особенно жирных торгашей, топя суда, меняя корабли и выполняя миссии.
Также в победные очки конвертируется золото, прикопанное в родном порту - но, если честно, эта возможность нужна скорее чтобы не просрать нажитые потом и кровью дублоны после неудачной встречи с каким-нибудь ублюдком, который пустит ваше корыто на дно.
Первая мысль, которая вас посетит еще при объяснении правил - "как же дохера всего". В начале хода вы можете даже слегка потеряться - хоть и дается всего два действия, возможностей настолько много, что можно надолго залипнуть, обмозговывая ход.
При этом сложного в общем-то ничего нет - просто действий и правил как-то реально дохера: передвижение с парой нюансов, поиски кораблей, следующие за ними битвы (аж двух разновидностей), а еще гребанный порт, действия из которого мне даже вкратце перечислять влом. Весь этот бардак еще и присыпан горкой механик и нюансов, вроде уровня розыска, кораблей-NPC или особенностей местности (да, у каждой акватории есть своя особенность).
Для прошаренных игроков все это только в плюс, но для новичков все это может стать той еще болью в заднице - многое попросту выпадет из башки еще во время объяснения правил.
Как уже было сказано выше, на старте надо выбрать корабль, который сильно повлияет на ваш стиль игры (хотя выбор корабля стоит делать, глядя на выпавшего капитана). После этого вы либо понесетесь нападать на неписей-торговцев (а при особой борзоте - и на других игроков), либо возить товары туда-сюда - и на этом этапе вас должны интересовать не столько получаемые очки славы, сколько деньги.
Дело в том, что постепенно моря наполняются довольно злыми пиратами-NPC, которые не прочь пощипать игрока-торговца - а игроков-пиратов начнут смущать потихоньку плодящиеся военные корабли, которые всегда рады разнести "грозу морей и торговцев" в щепки.
Так или иначе, стоит скопить хотя 35 монет, и купить корабль получше (я бы рекомендовал еще потратиться на апгрейды). Заодно можно будет перепрофилироваться на другой стиль игры - все так же останется выбор из двух судов с разными специализациями (хотя мне показалось, что пирату "торговый" галеон тоже должен приглядеться).
Многие жалуются, что быть пиратом в M&M тяжелее чем торговцем - мол, менее денежно, больше риск, все дела... на мой взгляд, если перевес и есть - он совсем небольшой.
Торгаш тоже может пострадать по пути от порта к порту, денег у него не слишком-то больше, и далеко не всегда он сможет толкать столько товаров, сколько нужно для зачета очка славы за торговлю. Пирату же достаточно нападать на торгашей и участвовать в простеньком бою, в котором с самого начала вполне реально набирать по 12 монеток (именно столько нужно для рейда, который принесет очко славы) - зачастую можно и больше стряхнуть.
Примерно с пяток налетов - и вот вы накопили на новый корабль, попутно набрав 3-5 очков славы. Так что на мой взгляд, баланс тут есть. В конце концов, можно попробовать захватить более крутой корабль - более рискованно, но тоже вполне реально и позволит сэкономить.
К чему действительно есть претензии - так это к длительности игры, битвам и жестокости проигрыша в них.
Во-первых, готовьтесь потратить 3-4 часа. Они пролетят незаметно, особенно если вы любите пиратскую тематику, но M&M безобразно долгая.
Во-вторых, здешние битвы (которые "всерьез", не с неписями-торговцами) проходят довольно однообразно, и их чертовски сложно избежать если вы не хотите вступать в бой. Сбежать можно только если вы успеете раньше разыграть действие "отступление" - а если вы этого хотите, значит, у вас наверняка на это мало шансов (абсурдно, но зачастую легче свалить как раз тому, кто хочет вас потопить). Если же противник раньше сыграет "абордаж" - вы вообще ничего не сможете сделать, придется биться до смерти.
Да и вообще, почти всегда один из игроков выбирает абордаж, что и создает ощущение однообразности. Нет причин плавать кругами и обстреливать друг друга из пушек (разве что у обоих игроков есть шрапнель, и они хотят покосить экипаж перед все тем же абордажем).
Наконец, в-третьих - проигрыш в битве можно без стеснений назвать "надиранием жопы". Вы теряете все, кроме закопанных в родном порту денег и очков славы - да-да, и помощников, и апгрейды, и этот новенький корабль... если же вам надрал жопу другой игрок - он может пересесть на ваше корыто и забрать находившиеся на нем деньги.
А вам придется... начинать все заново. Ага. С новым капитаном и снова на том же утлом суденышке, без каких-либо улучшений.
По меркам современных настолок это весьма жестоко. Я бы даже не рекомендовал садиться за игру слишком чувствительным людям - вряд ли они оценят, как их с трудом добытый фрегат развалит мимопроходящее судно (особенно вкупе с малыми шансами на сматывание и абордажем до смерти).
Игра однозначно будет по вкусу фанатам "Корсаров", "Sid Meier's Pirates!", "Космических Рейнджеров" и прочих игр с открытым миром. Такие люди обратят меньше внимания на недостатки, и увидят весьма добротную "эмуляцию" с кучей мелочей и вариантов развития. Заодно порадуются качественным компонентам, вроде миниатюр кораблей и объемных сундуков.
А вот всем остальным я рекомендую быть морально готовым к тяжеловесным правилам, долгой игре и довольно злобным битвам, в которых легко все потерять
+ Неплохой процесс с кучей путей развития и множеством мелочей.
+ Хорошее оформление и компоненты.
- Долгая.
- Дохера правил и мелочей, которые сложно сходу запомнить.
+ Отлично передает дух "Корсаров" и "Pirates!".
- Очень жестокий проигрыш в битвах.
- Есть легкий дисбаланс между путями торговца и пирата.
+ Но он слабо ощущается, да и существует официальная поправка к правилам для усложнения жизни торгашей.
= Атмосферная настолка про пиратов и торговцев, которую я не рискну рекомендовать всем подряд - но определенную прослойку людей может сильно зацепить.
|
Дата размещения: 15 января 2016 года
|
|