Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Главная > Настолки > Настольные детективы
Настольные детективы

Нет, я не сдох. К сожалению.

Просто было много работы (которую я пока так и не разгреб до конца, к своему же неудовольствию), а недавно еще и разболелся так, что от кашля чуть ли не кишки с легкими наружу просились. :|

Я уже года три как безработный, но за какие-то гроши въебываю иногда так, что мне на полном серьезе кажется привлекательной мысль суициднуться. Вы даже не представляете, сколько возможностей начать отношения я за это время просрал из-за заебанности – для примера, со мной уже успели расстаться оттого, что я буквально вырубился в кресле и проспал встречу, на которую возлагали определенные надежды.

Недавно устроился на работу. Точнее, я надеюсь, что устроился: организация там настолько распиздяйская, что я до сих пор до конца в этом не уверен. Но надеюсь, что хотя бы на такой основе появится больше свободного времени, чтобы что-то писать. :|

На этой позитивной ноте перейдем наконец от совершенно неинтересного вам нытья к тому, ради чего вы пришли – чтобы почитать про настолочки.

Я довольно редко играю во что-то преднамеренно для того, чтобы что-то написать. Стараюсь фоткать вообще все и всегда, за что сажусь – но делаю это на автомате, без мыслей «ща сбацаю обсер этой херни, как домой приеду».

В этот раз было совсем не так. Сразу после того, как я поиграл в несколько настольных квестов-загадок и стал выпадать в осадок от осознания ущербности Сториза (здесь можно почитать мысли по этому поводу), мне пришла мысль что стоит заценить побольше детективов. Тем более что они внезапно начали вылупляться и локализовываться в таком количестве, словно несколько директоров издательств изрядно нажрались и решили поспорить, у кого детективы будут пизже и продадутся в большем количестве. :|

Так что я искренне считаю, что формат большого обзора-сравнений подойдет этим играм прямо здесь и сейчас больше, чем что-либо еще.

 

Игры идут порядке, в каком я их пробовал.

Сразу подкину дровишек в печки излишне возбудимым: в большую часть этих игр я играл всего по разу-другому, и хотя отдельные сценарии мы домучивали до конца, все содержимое коробки мы в себя не заталкивали. В темпе нашей ячейки это попросту невозможно, на самом-то деле – но я искренне считаю, что сыгранного достаточно для того чтобы получить определенные впечатления и сравнивать игры между собой. =ъ

Для тех, кому это важно чтобы оценивать мои слова – указал насколько глубоко я в игру закопался.

Тайны Аркхэма

 

Два первых сценария.

Аркхэм как всегда – наполнен всякой потусторонней сранью, за которой бегают излишне ретивые сыщики. В этот раз, правда, сыщики бегают не с дробовиками-динамитом наперевес, не пытаются закрывать врата и убивать монстров – какое-никакое разнообразие.

Сама игра проходит по следующему принципу: вы сидите над книгой со сценарием, читаете параграфы пока у вас не выйдет время, попутно спорите за вампиром вы гонитесь или нет, и записываете имена с датами на отдельных бумажках. В конце вам задают вопросы, из которых вы с удивлением узнаете что помимо основного «квеста» на вас были бы не прочь свалить еще и какие-то мелкие побочки, которые вы конечно же не удостоили вниманием и пропустили мимо.

 

Я еще не успел сыграть в следующую игру, а уже на первой же партии в «Тайны» понял, что они очень старательно копируют «Детектива-консультанта». Вот вам карта Аркхэма, вот газетки с мутными объявлениями и новостями, вот адресная книга, вот сценарии в отдельных брошюрах разделенные на параграфы, символизирующие разные локации и что в них можно разузнать. Даже консультанты по разным вопросам оказались клонированы без какого-либо смущения.

От Детектива-консультанта Тайны отличаются двумя вещами, помимо совершенно очевидного сеттинга:

1. Более четкое ограничение по времени.

В Детективе-консультанте никто вас не хватает за яйца и не заставляет решать дело за определенное количество «кликов», это влияет только на победный счет. Я думаю, в некоторых компаниях люди просто плевали с высокой колокольни на очки и проходили игру без спешки.

Тайны же вас буквально заставляют укладываться в определенное время – на решение каждого дела есть всего несколько дней. Причем дни поделены на рассвет-день-вечер, и временами даже учитывается, когда конкретно вы куда-то приперлись.

Это могло бы быть немного спорным, но имеющим свои плюсы решением, если бы не следующее отличие.

2. Написано и продумано все ощутимо хуже.

Тут есть тупики и бесящие растягивания времени, когда вы приходите в одну локацию, там посылают во вторую, из нее в третью – но в первых двух вы вообще ничего не узнаете кроме ориентации сценариста.

Консультантов по разным вопросам скопировали из Холмса как-то бездумно, не особо думая что они иногда не слишком-то друг от друга отличаются по функциональности и описанию – отчего вы запросто можете потратить время не у того человека.

Было иногда ощущение, что если вы прям вообще ничего не знаете из Лавкрафта (хотя бы поверхностно, из других игр) – то хер вы до чего догадаетесь.

Наконец, по объяснения Армитеджа на тему того, как он раскрыл дело пока вы тупили, не потоптался только ленивый – настолько они высосанные из пальца и «читерские». =_=

 

Игра выглядит дешево, с каждым сценарием становится хуже (все об этом говорят в отзывах) и сравнения конкретно с Холмсом не выдерживает. Значит ли это, что на нее лучше вообще не обращать внимания?

Нет. На самом деле, я до сих пор горю желанием продолжить, хоть и осознаю что скорее всего дальше будет дохрена выводящих из себя моментов. :|

Но это все равно не худший детектив, что я видел – на самом деле это скорее даже неплохая игра, хоть и временами спотыкающаяся на ровном месте. Текст чуть менее пресный, как в Холмсе, лавкрафтощина добавляет свою изюминку, система с «придете вечером – вам пизда» временами работает как надо, несмотря на дешевое исполнение – само по себе оформление вполне достойное. Я лично ожидал, что в сравнении с остальными играми «Тайны» упадут в моих глазах ниже плинтуса, а вместо этого сейчас подумываю однажды их прикупить и кое с кем домучить до конца.

 

+/- Сеттинг накладывает свои нюансы, да и детектив с мистикой на чей-то взгляд – та еще пакость. Но все остальные игры в этом плане куда более приземленные.

+ Написано не идеально, но по крайней мере не скучно.

- Компоненты сделаны малость так себе – газета не похожа на газету, например, а правила не лезут в коробку.

- Ограничение по времени скорее раздражает, чем добавляет интереса.

- Армитедж – гребанный читак, который все решает наобум и с закрытыми глазами. Вот серьезно, могли бы и получше его путь расписывать.

 

= Не лучшая игра в этом списке. Но отнюдь и не худшая – наоборот, она даже заслуживает некоторого внимания.

Шерлок Холмс, Детектив-консультант: Убийства на Темзе и другие дела

 

Три первых сценария.

Лондон, мы играем за уличную шпану, которая собирает информацию на улицах для великого детектива. Тем временем непосредственно сам Холмс мается какой-то херней, чтобы только под самый конец вылезти со своей коронной фразой и рассказать, как он распутал дело по следам чьих-то соплей на случайно оброненном платочке. Classic. :|

Игра проходит по следующему принципу: вы сидите над книгой со сценарием, читаете параграфы пока вас не задолбает, попутно спорите гонитесь вы за французом или русским, и записываете имена с датами на отдельных бумажках. В конце вам задают вопросы, из которых вы с удивлением узнаете что помимо основного «квеста» на вас были бы не прочь свалить еще и какие-то мелкие побочки, которые вы видели и даже поняли, что это побочные квесты, но вам просто оказалось влом ими заниматься.

Проще говоря, как и предыдущая игра – Холмс больше про записи и болтологию, чем про игровую механику. На самом деле механики здесь даже меньше, чем в «Тайнах».

 

Прежде чем я залью Детектива-консультанта толстым слоем приторной патоки, хочу сделать замечание: это отнюдь не идеальная игра.

Тут бывают моменты, когда за каким-то хером вас отфутболивают в другое место и ничего толком не сообщают по делу; это не так обидно и кидается в глаза, как в Тайнах Аркхэма, но все равно не круто. Стартовые описания каждого сценария – это просто огромнейшая и пресноватая стена текста, на которой люди обычно долго скучают, тупят, ковыряют в носу а потом все равно переспрашивают ключевые моменты, которые потерялись за художественным текстом (но к добру, там вообще есть чему теряться, не каждая игра в этом обзоре может этим похвастать).

На третьем сценарии нашей компании совершенно бездушно и издевательски поводили огромным средним пальцем по мордам – я до сих пор гадаю, как же мы должны были догадаться что убийца садовник, намеки были какие-то совсем уж косвенные (если это именно мы совсем тупари – тыкните носом в комментариях, но мы очень много локаций облазили, на самом деле =_=).

 

И тем не менее, Детектив-консультант очень крут. В первую очередь именно из-за того, что в нем есть ожидаемый от детектива невероятно приятный момент, когда в голове медленно разгорается лампочка от пары невзначай оброненных слов и кажущихся несвязанными улик, которые постепенно удается очень ловко увязать в связанную историю, где у преступников есть понятные мотивы.

Я его хочу похвалить в первую очередь именно за это, потому что прочие детективы иногда (к добру, если не все время =_=) или слишком сильно увлекаются и несут какую-то поехавшую ахинею, которую при всем желании не удается пропустить через призму собственного опыта и логичного восприятия, или же нечто пресное до жути, над чем даже думать не хочется из-за тривиальности происходящего.

Холмс поддерживает баланс, а я лично в любой ситуации уважаю способность какой-либо баланс поддерживать и не сваливаться в крайности.

 

Все остальное – мелочи, но мелочи приятные.

Например, финальный счет. Если вам очень-очень хочется заработать побольше очков и перегнать Холмса, вы можете играть в игру «как задумано» - наперегонки со временем, экономя ходы и стараясь тщательно анализировать каждую крупицу информации. Но одновременно с этим, победные очки на самом-то деле вас не наказывают за желание без спешки распутать основное дело и «дополнительные квесты» - вы можете просто забить на очки, и выискивать каждую зацепку и улику без какой-либо спешки. С прочими играми из этого обзора так не выйдет – во всех них есть таймер в том или ином виде, заставляющий с выпученными глазами бежать впереди паровоза.

По правилам книга сценариев передается по кругу, и решает куда вы сейчас пойдете именно тот человек, который держит сценарий в руках. Расцеловал бы в обе щечки того, кто до этого додумался: я иногда волосы готов рвать на жопе с досады, когда из-за торжества демократии приходится убивать тонну времени на уговоры пойти куда-то, куда на ваш взгляд кровь из носу надо пойти вотпрямщас, но остальные упираются рогом и проверяют совсем другую версию. Здесь у вас по крайней мере есть шанс вывести дело на другой след без лишних споров.

Правила крайне простые и не нужны никакие приложения. На самом деле, это отличный гейтвей – если вы хотите показать далеким от настолок людям, что все давным-давно не сводится к монополии и шашкам, но не хотите начинать с каких-нибудь филлеров (или, не приведи господь, с Манчкина =_=) – смело подсовывайте им под нос Холмса.

 

+ Невероятно дружелюбные правила и игровой процесс.

- Тексты, стоит признать, все же каааапельку скучноватые. Особенно на старте.

+ Отличные компоненты.

+ Действительно годная система подсчета очков, которая не заставляет нестись вперед как ошпаренным, а просто поощряет тех кто хочет сделать все как можно быстрее.

+/- Игра 81-го года. В ней нет вообще никаких инноваций или современных идей. С другой стороны, чего-то лишнего в ней тоже нет, все крайне лаконично и просто.

 

= Самый приличный детектив в этом обзоре, пожалуй.

Место преступления

 

Один сценарий (про похищение маленькой девочки и убийство матери).

Вы – лондонские полицейские, расследующие разнообразные дела. В отличие от предыдущих двух игр, тут не очень много текста, но понадобится кто-нибудь со смартфоном/планшетом: компоненты игры сами по себе не позволят сыграть в какой-либо сценарий, их обязательно нужно пропустить через приложение.

Кому-то это покажется минусом. Мне же кажется, что вы легко найдете хотя бы одного человека с дохленьким смартфоном в своей компании, и верещать «мерзавцы, еретики, превращаете мои любимые настолочки в засранные мобильные игры!» в данном случае будет по меньшей мере неадекватно. :|

 

Мне по попробованному сценарию показалось, что история здесь может быть довольно тривиальной. Спасибо, что это все не превращается в ебнутую санта-барбару где надо учесть, как троюродный дедушка был сатанистом, бабушка на самом деле пират, а домашний попугайчик набрался коллоквиализмов от мимопроходящего супершпиона – но излишняя приземленность и предсказуемость для детектива тоже определенно не к добру.

Зато знаете, что к добру? Толково использованное приложение.

Первая вещь, которая лично меня приятно удивила – это возможность осмотреть место преступления в 3D: вертите телефон/планшет как камеру, пытаетесь высмотреть там улики и понять, что именно здесь произошло. Это по крайней мере не банально, в отличие от очередной «электронной колоды» или книги-игры под видом приложения.

Почти у всех карт и локаций нет подписей, зато есть QR-код, который в разных сценариях по-разному действует. Хоть это и ближе к «скучному» использованию приложения (в моем понимании), я пока не видел чтобы в настолке столь же широко применяли QR-коды, да и у такого подхода есть занятная фича: вы можете пилить собственные сценарии. Собственно, их уже вовсю пилят – причем для этого (насколько я могу судить) не нужно быть программистом и кодить что-то в приложении, все делается через официальный редактор.

 

Короче: игра звезд с неба не хватает, но все равно неплохо + у игрового движка охеренный потенциал. Я бы хотел продолжить наворачивать, но не базу, а нуарный доп, потому что такая тема мне как-то ближе и интереснее, чем унылые будни лондонской полиции. :|

 

- Сюжет как-то так себе.

+ А вот приложение – просто бомба.

+ Возможность пилить свои сценарии.

+ Очень простые правила.

+ Хороший арт.

 

= Потенциально – самая сильная игра в этом списке. На практике - где-то посерединке находится, если брать просто базовую коробку и больше ни на что не смотреть.

Элементарно!

 

4 сценария.

С этой игрой есть важный нюанс: в «Элементарно» все сценарии продаются отдельными маленькими коробочками и являются самодостаточными. В какой-то мере можно даже сказать, что я поиграл в четыре разных игры, потому что качество у них откровенно плавает – но обо всем по порядку.

 

Сюжеты разные, но игровой процесс здесь всегда проходит по одной схеме: выслушав суть произошедшего преступления, все игроки получают на руки несколько рандомных карт с какой-то информацией или картинками. Показывать карты другим игрокам нельзя, можно лишь произносить подчеркнутые жирным надписи. В свой ход вы обязаны или выложить карту в общий доступ, или скинуть ее никому не показывая – сразу после этого придет новая карта.

Фокус в том, что когда кончится колода и все карты уйдут с рук, надо будет ответить на несколько вопросов, а для верных ответов нужно понимать что здесь на самом деле произошло. За правильные ответы дадут победные очки, но за лишние карты которые никак не помогли делу вас штрафанут – поэтому вы и не заинтересованы в том, чтобы бездумно выкладывать все приходящее в руку.

Довольно неплохая система, на самом-то деле. Но у меня есть пара нареканий.

 

Во-первых, подчеркнутые жирным надписи зачастую вырывают из контекста пару слов так, чтобы при озвучивании все выглядело так, словно там какая-то очень важная и зловещая информация. А на деле, например, игрок смотрит на вытащенный из помойки помятый список покупок с чеком за молоко.

«Подозреваемый вчера спокойно и мирно покушал немного борща, но выкинул из него все мясо, немного поспал, а после этого помыл свое мерзкое вонючее тело», к примеру – я выдумал сейчас этот текст на ходу, но вы запросто увидите что-то очень похожее. На меня уже привыкли ругаться во время «Элементарно», что я выкидываю карты ничего не говоря о содержании, но вот честно, в рот я имел столь дешевые способы сбить других людей со следа. =_=

Во-вторых, некоторые дела написаны откровенно невнятно или плохо. Я так нихера и не понял, что произошло в «Смерти археолога», даже когда финальный текст все попытался разложить по полочкам; «Последний шанс» обернул игровую механику против себя, поскольку для верного решения надо увидеть небольшое несоотстветствие на двух картах – а если они попали в разные руки, то скорее всего их просто скинут как маловажную информацию; «Пропавший без вести» просто-напросто очевиден даже малолетним детям, а финальные вопросы сформулированы так, что даже самых наивных кретинов осенит хотя бы в последний момент, что произошло на самом деле.

 

В итоге, из того что я пробовал я рекомендую начать с «Пропавшего без вести» (потому что самый простой), продолжить «Убийством в день независимости», а дальше взяться за «Последний шанс». Причем «Шанс» надо наворачивать как самый сложный сценарий на данном этапе, и учитывать, что убийца НЕ бортпроводник – я вам сейчас слегка спойлернул, конечно, но поверьте, иначе вы могли взбелениться на тему «да как мы по этой микрописюлечной улике должны были догадаться?! С тем мужиком все гораздо логичнее!». Логичнее, да, но к сожалению автор все немного намудрил. :|

Бтв: на всех этих коробках, насколько мне помнится, стоит отметка «средняя сложность». =_=

 

- Качество каждого сценария очень сильно плавает. Пускай они и стоят гроши, все равно лучше заранее смотреть отзывы, чтобы не обломаться.

+ Хорошая игровая система, которая делает игру непохожей на прочие из этого списка, но в которой все еще необходимо совещаться и пытаться распутать дело.

- А вот с подсчетом очков что-то не то. Он часто и нечаянно подсказки дает, и оформлен откровенно хреново.

+ Каждая коробка стоит копейки.

 

= Быстрая и компактная игра. Главное – просто знать, какие коробки выбирать, а какие лучше обходить стороной.

Детектив. Игра о современном расследовании

 

Первый сценарий.

Никогда не был большим фанатом Тшевичека, но после «Детектива» я твердо решил, что больше за его игры не сяду.

Просто чтобы вы поняли: меня можно со скрипом уговорить сыграть в Лэнга, но вот на Пшевичека я уже не соглашусь ни за какие коврижки. Настолько все плохо. :|

 

Я от других игроков услышал мнение, что из всех опробованных детективов именно у этого потенциал самый высокий: тут есть приложение, электронная база, игровая механика с карточками достаточно занятная, у персонажей игроков есть отличающиеся абилки и присутствует последствия решений, переходящие в другие сценарии. Все это неплохо. Но лично я не соглашусь, что это потенциально прям самая интересная настолка с наиболее продвинутым инструментарием: она проигрывает Месту преступления, который все сделал одновременно проще и интереснее. Польский Детектив уж больно много напихал себе разных мелочей во все отверстия, но запиханное использовал как-то несмело и вполсилы. =_=

Но это так, ничего страшного. Проблема совсем в другом.

На мой взгляд настольный детектив легче всего изговнячить непродуманной писаниной и тупиками. Здесь же все изговнячено херовым сценарием просто вдрызг, сильнее чем в любой другой обозреваемой игре. Впору даже подумать, что преднамеренно.

 

Придется ли вам по вкусу тратить ограниченное время и ресурсы на карточки, которые скрывают у себя на обороте надписи «азаза, лохи, все проебали и ничего не узнали»? Найдете ли приемлимым, пытаясь узнать что-то о нынешнем деле, получать в колоду подсказки только для будущих дел, да еще и с намеком что вы эти подсказки явно увидите не в следующей партии? =_=

У меня постоянно было ощущение, что как только мы пытались сделать какое-то внятное предположение, игра пожимала плечами и либо никак не подтверждала/опровергала наши идеи, либо больно била по рукам за попытки докопаться до сути дела. Очень, знаете ли, мерзкое ощущение, особенно для детектива.

Это не проблема механики, это проблема писавшего все это какого-то тупого мудака. Он отчего-то решил, что прокинуть игроков на ровном месте – хорошая идея которая обогатит игровой процесс, но мягко говоря это оставляет очень неприятное послевкусие, от которого опускаются руки.

 

Непосредственно сама история – какой-то невнятный мусор, в котором мы очень быстро позабыли ради чего собрались. Кого мы ищем? Что нам нужно? Какие еще, мать их за ногу, фашист и польский дед, какие-то давно подохшие бандиты и их сыновья? Как это все вообще относится к современности, почему мы вообще возимся с делами, которые произошли сколько-то десятилетий назад?

Да и вообще, когда у вас намедни коллегу пристрелили, вам совершенно явно будет не до потерянных часов какого-то давно умершего пердеда из восточной Европы. Что? Посольство Польши давит? На национальное детективное агенство США под юрисдикцией ФБР? Это, блджад, шутка такая?.. =_=

Художественный текст на картах – сплошной поток графомании, не дающий никакой информации и зацепок. По личным ощущениям, рассказы про вечный нуарный дождь и хмурые рожи окружающих не создали атмосферу, а просто на ровном месте растянули время игры – ведь эту бессмысленную муть приходится еще читать-слушать вслух и вникать.

Плохо не то, что художественные тексты – какой-то тяжкий и унылый бред. Плохо то, что это пустой фантик, который не запоминается и не помогает разгадывать дело.

 

Да, я сыграл всего-то в первый сценарий, но я думаю что в самом-самом начале подобная игра должна органично показывать, как и ради чего в нее стоит доиграть до конца, а не выстреливать прямо в лицо худшие черты и демонстративно наказывать за попытки найти улики.

Так что лично я на Пшетективе ставлю крест, а тот в свою очередь заколотил последние гвозди в гроб моих надежд на Тшевичека. Попутно я испытываю жгучее желание приложить лопатой по хребту любому, кто скажет что надо еще пожевать пару дел, чтобы уж точно понять свои же собственные ощущения. :|

 

- Текст и сценарий – невыносимый бред, который в итоге затрагивает и портит игровой процесс.

+/- Механики больше, чем в других детективах, но используется она как-то вполсилы.

- Вас словно бы наказывают за попытки играть в детективов, а не молча смотреть какой автор сценария весь из себя умный и замечательный. =_=

+/- Решения в одном сценарии влияют на другие. Круто. Но только не когда это происходит без предупреждений и взамен за влияние на этот сценарий, который вы играете здесь и сейчас.

 

= Геймдизайнер Тшевичек, или Как я научился не волноваться и разлюбил польский игропром.

Общие впечатления

 

 

У всех детективов есть пара моментов, которая их объединяет несмотря на сильно отличающиеся механики. Лучше эти моменты учесть, если заинтересовались и хотите попробовать.

Во-первых, эти игры одноразовые. Вы можете посидеть, «помастерить», с глумливой улыбкой глядя как другие игроки тупят над кажущимися вам очевидными секретами (или начать нервничать и выдавать им спойлеры, которые не надо выдавать; надеюсь вы так делать не будете =_=), но проходить все заново смысла довольно мало. Очевидно, что удовольствие это на любителя.

Однако они не рассчитаны на один присест, в коробке лежит около десятка сценариев и (если есть приложение) даже так или иначе пилят фанатские сценарии бесплатно. Даже исключение из этого правила («Элементарно») стоит настолько дешево, что в сущности как-то не обращаешь внимание на «одна коробка = один сценарий»: их все равно проще всего покупать скопом.

Во-вторых, обычно в них есть текст, который надо читать вслух. Если у вас в компании нет человека, который может внятно читать долгие тексты не утомляя слух и ничего не пропуская (у нас такой есть, по счастью =ъ), то наверное имеет смысла пройти мимо: здесь реально важно озвучивать каждую мелочь.

Иногда одно-два неозвученных/неуслышанных слова могут оказаться ключевыми уликами, и неприятно их проворонить только оттого, что вы фокусировались на мыслях «господи, как же нудно и монотонно он пиздит».

Опять же, «Элементарно» является исключением, там ничего читать не приходится. =ъ

 

А вообще в целом, настольные детективы – это весьма занятный и свежий опыт.

Пробуйте сами, даже сейчас есть какое-никакое разнообразие на любой вкус, надеюсь со временем подобных игр станет только больше. Может, вам польский Детектив придется по вкусу, а Шерлока сочтете редкостной дрянью – это на самом деле не так важно. Главное, что все не сводится к очередному делению «евро-америтрэш», люди все еще экспериментируют и даже одинаковые механики и решения пробуют встроить по-разному.

Настолки все еще развиваются и пробуют новое, в отличие от видеоигр, и лично меня это радует.

Дата размещения: 3 января 2020 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.