Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Главная > Настолки > Unlock!, Exit: the Game и Deckscape
Unlock!, Exit: the Game и Deckscape

Мне очень нравится, когда настолка пытается взаимодействовать с игроками чем-то помимо цифр и четко описанных терминов, ставящих все в определенные рамки.

Игры которые берутся за более абстрактные и субъективные вещи, вроде личного восприятия, ассоциаций, переговоров с игроками и наблюдательности довольно часто лажают или выходят не такими классными, как их "неноваторские" собратья - но и ощущения от них в конечном итоге прям совсем другие. Мне хочется верить что они прокладывают дорожку для чего-то охерительного, что посмотрит на ошибки предшественников и будет гораздо круче очередного евро про перекладывание деревяшек с места на место.

 

Снова тройной обзор (я не специально, оно само как-то так выходит в последнее время :|), снова про игры с общими чертами - но в этот раз мы не про серое уныние которое толком даже не стоит внимания, а про настольные квесты - Unlock!, Deckscape и Exit: The Game.

T.I.M.E. Stories - игра не без проблем, но ее существование оправданно уже по двум причинам: она реально оригинальна и пытается (хотя бы пытается =ъ) сделать что-то, чего никто не делал до нее, и она вдохновила некоторых авторов попытаться сделать "Сториз с упором на загадки". И ничего, что у большинства вдохновленных ощутимо взыграла жажда наживы. :|

Ни одну из нижеследующих игр я не могу назвать идеальной, одна из них явно лучше остальных - но я уже могу порекомендовать хотя бы подумать о том, чтобы попробовать сыграть во что-то такое. Свежие впечатления, все дела - не все же время очки зарабатывать и кубы катать.

 

Все три квеста объединяют следующие моменты:

Они используют очень похожие завязки: вы пришли куда-то, двери за вами резко закрылись, помощи ждать неоткуда и надо выбираться из помещения своими силами. В этом смысле они настолько одинаковы, что во всех трех есть квест про лабораторию c обязательной квазихимической загадкой.

Все три предлагают учитывать потраченное вами время, но ни одна из них не заставляет прям проходить квест за ограниченное время - скорее это лишняя писькомерка для желающий побахвалиться, как они проходят за полчаса квест на который почти все тратят минут 70-80.

У них достаточно скромное наполнение, что самым приятным образом сказывается на цене - но ограничить компоненты не во вред игровому процессу удалось только одной из них, если говорить честно.

Наконец, как и Сториз - все эти игры по сути одноразовые. Я знаю что есть люди, которые с радостью показывают их всем кому не лень (один мой друг это делает прям постоянно), но в принципе после первого же прохождения делать с игрой нечего, кроме как закинуть ее на барахолку.

На этом сходства заканчиваются, и приходит время говорить о конкретных играх.

 

 

Exit: The Game.

 

Я сыграл в Заброшенный дом (The Abandoned Cabin), Секретную лабораторию (The Secret Lab) и Гробницу фараона (The Pharaoh's Tomb). Есть желание навернуть The Polar Station, но просто потому что мне тема заранее нравится - на самом деле Exit я считаю эдаким вариантом "когда уже все остальное закончилось".

Загадки идут сплошным потоком, смывая к хренам и без того слабый сюжет - но в принципе игровой процесс более-менее нормальный. Проблема Экзита в том, что играть в него нифига не удобно.

В то время как Unlock! и Deckscape основываются на картах, в Exit те нужны только для определения верности ваших ответов, добавления новых загадок и лежат в виде трехуровневых подсказок на случай если вы застрянете. Все здесь вертится вокруг брошюры - в ней показано стартовое местонахождение игроков и навалена гора каракуль с загадками, которые без ключей не имеют никакого смысла.

Это дико неудобно и временами бесит всего по одной причине: брошюра всем нужна в одно и то же время, но все норовят смотреть в ней разные места. Это жутко замедляет игру и не сказать что стимулирует решать загадки всем вместе - по крайней мере у нас компания автоматом делилась на пары, которые возились каждый со своими картами, пока другая пара листала с книжку, изредка сменяясь.

 

Сами загадки здесь "ок", на мой взгляд. Не великолепно, местами вымученно, но ничего действительно плохого - просто вполне нормальные загадки, которыми вас окатывают как из шланга тугой струей без передыху.

Из всех трех игр они наиболее разнообразные, но при этом достаточно логичные. Нередко они завязаны на то, чтобы по-хитрому повзаимодействовать с компонентами - с коробкой что-нибудь сделать, карточку как-нибудь по-хитрому повернуть, лист в брошюрке согнуть и посмотреть что получится - и т.д.

Так или иначе, сводится все к тому чтобы ввести в картонную крутилку три цифры, получить некое число и найти его в специальной колоде. Успех - получаем новые карты ключей и загадок, провал - думаем дальше.

В Exit'е наша компания наглухо застревала всего один раз, на Древней гробнице - но вина это не самой игры, а локализаторов. В целом же Экзит идет очень бодро.

 

Exit - ни в коем случае не мусор, но основное его достоинство заключается в цене: русское издание, например, продается по 500 рублей. Из-за этого компоненты может быть не жалко рвать, сгибать и изрисовывать, как предлагают делать авторы (хотя по факту делать это необязательно =ъ). Да, выглядит во всех смыслах дешево, но на безрыбье сойдет.

Хочу только заметить одну деталь по поводу локализации: у нас сменили формат коробки, сделав ее квадратной. В Древней гробнице это уже сделало одну из загадок гораздо более сложной, да и на мой взгляд некоторые страницы в брошюрах это сильно уродует - иногда художники явно ленились заполнять пустоты, появившиеся при переходе от прямоугольным картинкам к квадратным.

Deckscape.

 

Играл только в первый квест (Test Time). Из-за одного отзыва не прочь попробовать еще одну коробку (Heist in Venice), но на самом деле отнесусь я к следующим КвестМастерам скептично и с заниженными ожиданиями: из всех трех игр эта - самая херовая.

Проблема в том, что это просто колода карт средней толщины, чьих авторов явно заломало придумывать какие-то особые механики. Игровой процесс проходит так: разделите колоду по инструкциям, смотрите на картинки-текст верхних карт, решайте все это в голове и переворачивайте когда думаете что нашли решение.

Сделали неправильное предположение? Пффф, лохи - вот вам штрафное очко, идите дальше.

На случай, если вы сейчас подумали "стоп, что?": да, вы все поняли правильно, в КвестМастере просто не вставлено никаких тормозов для тех, кто тупит и не может правильно решить загадку.

Это его самая главная проблема - Exit требует вводить на картонном кругляшке трехзначный код и четко указывать куда вы его пытаетесь применить (там на самом деле даже двухуровневая система, чтобы вы уж точно делали все осознанно), Unlock построен на соединении двух карт и паролях, а в DS вы всегда идете дальше. Нет механики которая вас остановит, нет механики которая поддерживала бы загадки, нет механик вводящих разнообразие - вы буквально смотрите на карту, и либо решаете ее в голове, либо показываете на другую карту со словами "а, вот ключ!" и пиздуете дальше независимо от результата.

 

Загадки при этом самые разнообразные из всех трех игр, но DS'у это не идет на пользу: они варьируются от "меня просят нажать на кнопку - пожалуй нажму на кнопку - о, я могу идти дальше" до "что это, блядь, за перепиздец?". В одной вас попросят сделать очевидное действие, в другой - сломать себе глаза, пытаясь разглядеть в абстрактном нагромождении что-то внятное, в третьей - с чувством имеют вас в мозг, пока вы пытаетесь вдуплить в крайне размытый принцип работы загадки.

Чувствуется все это очень неровным и не радует. В немалой степени от уже описанной выше проблемы: вас тупо пропускают дальше и крадут ощущение, что загадку решили вы сами, своими силами - игра скорее сжаливается над тупарями, что откровенно разочаровывает.

Еще я настоятельно не рекомендую выдавать каждому по своей стопке карт, хоть и игра говорит что "так можно". Нельзя. Хотя это и дает эдакий хоумрульный способ тормозить игроков при ошибке, передавая колоду соседу если вы обьебетесь

Играя в настольные квесты и сценарии Сториза, я подметил занятную особенность: каждый хорошо решает какой-то определенный тип загадок, делая все по-своему. Кто-то хорошо подмечает визуальные детали и может тыкнуть пальцем в какое-то несоответствие, кто-то - нестандартно мыслит и легко приходит к решениям которые другим ни за что не пришли бы в голову, кто-то запросто цифрами жонглирует в голове - и т.д.

Фокус в том, что ваша компания будет друг друга дополнять и помогать быстрее все решать - но если вы бросите одного игрока наедине с пачкой загадок, есть вероятность что он вдруг резко затупит и в одиночку хрен что решит (со мной именно так и происходит, например =ъ). Поэтому, если уж вы решитесь сыграть в этот хлам, просто кладите все карты в общий доступ и аккуратно обсуждайте вместе, как бы решить очередную говнозагадку.

 

Короче, Deckscape - самый ленивый и неизобретательный способ сделать настольный квест, что я только могу представить. И на самом деле эту поебень наворачивать не стоит, лучше уж Exit взять.

 

Unlock!

 

Анлок - самая лучшая из представленных в обзоре игр, как по мне. Я навернул первые две коробки (включая обучалку) и дополнительный сценарий про ограбление - и хотя не все мне понравились, впечатления от них были гораздо круче чем от вышеописанных игр и я с радостью продолжу наворачивать дальше.

У вас есть набор открытых карт одного из четырех цветов - синие и красные надо соединять друг с другом, на желтых вводится цифровой пароль, зеленые - это машины с которыми надо как-то по-хитрому тыркать через приложение, серые дают мелкие подсказки с ключами и изображают местность. Все это работает совместно с мобильным приложением которое отсчитывает время, используется для введения паролей, дает при необходимости подсказки если вы тупите и иногда может использоваться непосредственно в процессе (например, включает аудиозапись в качестве загадки).

При этом, в отличие от остальных игр, в коробке лежит далеко не один квест: вам дают коротенькую, но вполне полноценную обучалку на живых примерах объясняющую как игра работает, и три отдельных сценария. Существуют издания которые продают сценарии по отдельности, но на мой взгляд это все равно что покупать обучалку в платформере и добирать оставшиеся уровни в виде DLC - нечего страдать херней, лучше брать полную версию.

 

Анлок удобный - карточки всегда или лежат на виду в общем доступе, или отложены в колоду и должны оставаться там до поры нетронутыми, а значит не придется с тоской ждать пока ваш любимый кореш Петя закончит рассматривать "эти подозрительные и наверняка что-то значащие пятна" в брошюрке на странице, которую вы уже полчаса как решили.

Анлок красивый - никто не экономил в нем на оформлении, под каждый сценарий все рисуется по-новому, и после него DS с Exit'ом смотрятся довольно убого, на самом-то деле.

Анлок логичный и не пытается порвать вам жопу - если вы застряли, значит, вам просто надо повнимательнее приглядеться к уже выложенным на столе картам, а не ломать себе мозг. Еще я не припомню, чтобы кому-то после решения загадки приходилось орать "КАК Я ДОЛЖЕН БЫЛ ДОДУМАТЬСЯ СЖЕЧЬ КОРОБКУ И ВЗВЕСИТЬ ОСТАВШИЙСЯ ПЕПЕЛ?!". Exit этим грешит, например. :|

Анлок быстрый - вы садитесь, и проходите сценарий где-то за 50-70 минут. Это не Сториз на который нужно выделить пару вечеров и даже не Exit, на который вы почти наверняка угрохаете полтора-два часа.

 

Я не могу сказать, что это вот прям идеальная игра - сценарии про остров (The Island of Doctor Goorse) и подводные приключения (The Nautilus' Traps) мне показались излишне хитровыебанным как по механике, так и по некоторым загадкам.

Еще вторую коробку (Mystery Adventures) определенно надо наворачивать, только если кто-то из вашей компании хоть немного понимает английский. Если до этих квестов доберутся локализаторы, они почти наверняка проклянут все на свете - некоторые вещи очень сложно переложить на русский в виде загадки, как по мне.

Однако из всего что я пробовал Анлок понравился мне больше всего - я считаю что именно на него другим настольным квестам и стоит ровняться. Возможно оттого, что загадки там зачастую нацелены на внимательность и тщательное разглядывание иллюстраций.

The Tonipal's Treasure из второй коробки - так и вовсе самый охуенный настольный сценарий, что я пробовал на данный момент. Я на полном серьезе рекомендую сыграть в Анлок уже только ради него, вы не разочаруетесь.

 

Общие впечатления.

 

У кого-то из вас наверняка свербит напрашивающийся вопрос: а как оно в сравнении с Time Stories?

Ну-у-у.

Мнэм.

Давайте я сделаю небольшое замечание о моем нынешнем отношении к Сторизу, сложившемся после пары допов: он классный и у него определенно есть потенциал, но до тех кто делает дополнения никак не дойдет как его использовать. Вместо того чтобы поощрять игроков к творению всякой веселой херни и использовать удачные наработки, они неудержимо скатываются к унылом перезапуску миссий с нащупыванием вслепую победного пути. А еще постоянно вводятся новые механики, не все из которых удачны - одновременно в погоне за новизной отбрасываются хорошие идеи из предыдущих коробок.

В итоге доп играется за 4-6 часов, что мягко говоря дохера. Под конец чтение карточек идет уже по диагонали и все испытывают зудящее желание поскорее отмучиться, закончить и пойти домой.

Держите это в уме, чтобы понять отчего у меня возникла одна вполне определенная ассоциация, навеянная классным видео от Ahoy: Сториз - это квесты от Sierra, где вы можете сдохнуть и просрать все полимеры миллиардом способов, отчего приходится сейвскаммить и с печальным вздохом держаться подальше от интересных, но явно опасных штук; Unlock! и похожие на него игры - это квесты от LucasArts, в которых ты просто не пройдешь дальше пока не нажмешь на правильную кнопку, без полубезумного требования делать все без малейших проебов. В них просто нет никаких причин сдерживаться от того, чтобы запихнуть гранату в задницу гусю в с мыслью "авось выйдет что-то путное", что на мой взгляд гораздо веселее.

В Сторизе есть сюжет, есть интересные завязки и развязки, вас стимулируют думать и анализировать художественный текст - но игра идет гораздо дольше, местами мучительней и частенько ее приходится разбивать на две партии. В Анлоке же с Экзитом в роли сценария идет мятая салфетка, на которой неровным почерком выведено "выберитесь из лаборатории безумного ученого" - идеи для сюжетов совсем не оригинальные, простора для монологов официантов с велеречивыми описаниями каждого шкафчика нет, отчего приходится делать больший упор на загадки.

И, если честно, второй подход мне нравится гораздо больше. Сюжет - это здорово, конечно, но им вряд ли проникнешься вечером в пятницу среди компании подзаебанных друзей, которые просто собрались поиграть во что-то пока есть свободное время.

Кроме того, реально хорошая загадка (скорее даже Загадка) в Сторизе обычно всего одна и придерживается под самый конец; а вот рассматриваемые сегодня игры предлагают как раз возиться только с задачками, сложность которых постепенно нарастает. Это ни разу не головоломки, это именно что загадки на внимательность, логику и нестандартное мышление.

Не стану утверждать что что-то из этого хуже или лучше - они просто разные и я надеюсь, что вы самостоятельно можете сделать вывод что вам же понравится больше. Ну пожалуйста. Ведь правда можете?.. :|

 

В целом - это неожиданно неплохие и свежие настолки, которые вполне могут зацепить даже если от одного упоминания Сториза вы начинаете морщиться и плеваться ядом - несмотря на внешнюю схожесть, акцент смещен на совсем другие вещи.

Если выбирать из всех трех игр, то я бы сразу сказал "нет" Deckscape, потому что это дымящаяся куча дерьма. Метаться же между Exit'ом и Unlock'ом не стоит: лично на мой взгляд они настолько дешевые, что думать "что же взять, господи, сейчас разорвусь от такого выбора!" стоит, только если вы еще беднее меня и жрете жареных крыс на завтрак - просто Анлок интереснее, а Exit осмысленно будет проходить уже потом, в ожидании выхода новой коробки.

 

+ Все эти игры стоят весьма адекватных денег.

- ...Но проходятся всего один раз. Exit так и вовсе - предлагается портить в процессе прохождения.

- Deckscape и Exit не назвать очень-то красивыми.

+ Зато Unlock! - очень даже.

+ Свежий и необычный игровой процесс, в который не втянутся только ненавистники коопов и головоломок.

- Deckscape делали какие-то похуисты, которые забили на тормоза - и игру в итоге испортили.

+ Все три игры существуют на русском. Что на самом деле весьма существенно: несмотря на малый объем текста - в Unlock загадки иногда требуют понимания английского.

+ Довольно быстрые, особенно по сравнению с TIME Stories.

+/- Годнота игр напрямую зависит от качества загадок, которые на самом деле даже в Unlock'е немного плавают.

+ The Tonipal's Treasure из Unlock! - это самый лучший настольный квест, что я пока что видел.

 

= Мне нраица. Только от Deckscape держитесь подальше. :|

Дата размещения: 16 июля 2018 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.