Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Evolution

«Эволюция» - довольно известная игра российского биолога про развитие и вымирание животных. Игроки создают виды, присобачивают к ним свойства, и стараются прокормить зверей в постоянно изменяющихся условиях.

Звучит все здорово, но оригинальную Эволюцию я попросту ненавижу. Грубо прикрученные допы, отвратное оформление, механика с кучей дыр – короче, годная идея была реализована на редкость паршиво.

Весной 2014 года на кикстартере объявили о сборе средств на переиздание, что в некоторых кругах вызвало нездоровое бурление. Не только потому, что там прямо указали на недостатки первого издания (ай-ай, как грубо-то, называть вещи своими именами) – но и оттого, что игру собрались переиздавать за рубежом.

Поэтому, едва игра вышла и вполне ожидаемо вырвалась по всем рейтингам, у любителей отечественной версии сразу проявилось ревнивое предубеждение. «Гррр, чертовы америкосы, наживаются на чужой идее!».

Пф.

Давайте рассмотрим второе издание Эволюции в первую очередь как самостоятельную игру, а уже потом будем сравнивать и судить.

 

Основа все та же: создаем виды и добавляем к ним свойства, потихоньку образуя на столе причудливую фауну.

Каждый вид – это небольшой планшет с тремя отметками, и присоединяемые к ним карты свойств. Посередине лежит водопой, на котором потихоньку растет пища для травоядных. Кроме этого еще есть небольшие мешки для каждого игрока, куда складывается съеденная пища.

Игра идет до тех пор, пока не кончится колода свойств – после этого или начинается последний ход, или сразу идет подсчет очков (если колода кончилась в самом конце хода). Очками становятся вся съеденная пища в мешках, карточки свойств и популяция видов.

 

Хотя звучит все просто, нюансы делают игру более нетривиальной.

Для начала – количество пищи на водопое формируется игроками. В начале хода каждый скидывает одну карту свойства из руки, на каждой из которых есть число (от –3 до 9) – потом все это вскрывается и складывается. Так что игрокам приходится тщательно выбирать карты (большие цифры обычно написаны на более ценных картах), и у владельцев хищников есть возможность безболезненно поднасрать травоядным.

Следующий важный момент – планшеты видов. На них отмечаются два основных параметра – популяция и размер животных. Первый важен в первую очередь для кормления (каждая единица популяции требует одну пищу), а размер влияет на возможность охоты/защиты (хищники могут нападать только на животных, которые меньше размером). Наверху планшета – кружки, в которые помещается пища.

Далее – карты свойств. Всего в игре 17 свойств, и каждое может серьезно изменить животное и его назначение.

Вы будете ценить каждую карту, даже самую бесполезную и ненужную, поскольку их можно не только присобачивать к животным, но и сбрасывать – за каждую сброшенную карту или увеличивается популяция/размер на единичку, или создается новый вид.

Но карты и сами по себе очень здоровские. У каждого животного может быть до трех свойств (не должно быть одинаковых), и многие из них затрагивают другие виды – так что вы будете очень внимательно подбирать комбинации, чтобы ваша небольшая экосистема могла за минимум действий съесть как можно больше и защититься от хищников.

Наконец, важна и кормежка. Помимо довольно очевидных моментов вроде «от недоедания зверушки дохнут», еда разделяется на растительность и мясо, которые добываются совсем по-разному – и разница между хищниками и травоядными получается ощутимой.

Кроме того, из-за потребности в пище популяция становится обоюдоострым фактором: много популяции позволит получить больше очков и за пищу, и за животное, но с другой стороны пищу еще надо добыть, чтобы потраченные на увеличение численности карты не оказались слиты впустую.

 

Игра мне настолько понравилась, что я уже с пару дней только и думаю о том, чтобы сделать пнп с допом.

Имеет смысл выращивать животных специально на откормку собственных хищников, и все равно получать большую выгоду. Можно положиться на комбинации, благодаря которым одно животное за пару ходов накормит всех остальных. Вполне реально создать такую защиту от хищников, что придется выращивать тварь, специально заточенную охотиться на определенный вид.

При этом каждое решение может серьезно все изменить: даже появление простейшего хищника 2-го размера наводит на всех шухер и заставляет срочно расти/обзаводиться защитными свойствами. Последовательная охота за одним и тем же животным в состоянии разрушить даже самую мощную комбинацию, а одна-две карты защиты могут обернуть хищников против собственных владельцев.

Особенно здорово, что в игре есть ощущение эволюции: за выкладыванием карточек и планшетов видно, как игроки действительно формируют экосистему, в которой виды постоянно меняются ради выживания. Игра неплохо доводит мысль «все выглядит как выглядит не просто так», и с дополнениями про климатические зоны, птиц и морскую фауну наверняка сгодится в качестве учебного пособия. Черт, я очень надеюсь на доп с морем.

 

Ну а теперь – сравним со старой версией.

Оригинал можно смело выбрасывать, как по мне.

Первое, что бросится в глаза всем видевшим версию Кнорре и Мачина – теперь игра выглядит раз в сто приличнее. Жуткие зеленые малевания сменились на профессиональные акварельные рисунки, а компоненты радуют глаз – особенно двухсторонние жетоны пищи, заменившие дешевые пластиковые кусочки красного и синего цвета.

Тема стала чувствоваться гораздо лучше – не в последнюю очередь благодаря оформлению, но правила тоже улучшили «эволюционное» ощущение.

Пропала проблема «вся игра – подготовка к последнему ходу». Пропала карта паразитов – но способов мешать противникам стало больше. Пропал рандом в формировании растительной пищи, так что теперь не происходит массового вымирания из-за неудачно брошенных кубиков.

Наконец, что больше всего меня радует – судя по всему, допы аккуратно встраиваются в игру. В оригинале они хоть и расширяют возможности, но при этом очень сильно все перегружают и создавали ощущение, что кто-то грубо и бездумно приваривает к автомобилю части от другой техники. По крайней мере пнп-макет от дополнения Flight произвел на меня очень хорошее впечатление.

Некоторые сетовали, что имя Доминика Крапучеттеса стоит раньше Дмитрия Кнорре – мол, «как же так, обидно за державу, не его же идея». Но все вполне заслуженно: теперь игра доведена до ума и ощущается совсем иной.

 

+ Игра по всем параметрам стала гораздо лучше.

+ Отличное оформление и компоненты.

- В первом издании растительность на водопое плохо видна.

+ Внятные правила, интересный игровой процесс

+ Много взаимодействия и внимания к тому, что делают другие игроки.

+ Игра реально выглядит как симулятор формирования фауны.

+ Допы обещают сделать игру еще лучше и интереснее.

- Любители оригинала могут воспринять игру в штыки. И зря.

 

= Король умер, да здравствует король! Жду дополнения с морем.

Дата размещения: 16 ноября 2015 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.