Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Главная > Настолки > Chaos in the Old World
Chaos in the Old World

Я стараюсь поменьше внимания обращать на авторов игры - обычно меня интересует только издательство, поскольку оно сильнее всего влияет на результат.

Есть пара исключений (вроде Бозы), но даже так я не говорю что-нибудь в духе "игру делал вон тот-то, такой молодец" - с видеоиграми "культ личности" неоднократно приводил к ситуациям вроде "Блииин, как же Мулине мог так обосраться-то, он же такой охуенный", так что я не хотел бы участвовать в очередной "культивации".

Но есть одно имя, которое я стараюсь всегда упоминать: Эрик Лэнг.

Человек, который любит рандом, бессмысленную возню с кубиками, не умеет нормально встраивать новинки и в немалой степени полагается на "надо замаскировать все красивыми миньками".

Человек, который любит людей кормить говном, но почему-то все еще считается хорошим геймдизайнером.

 

Какое счастье что мы сейчас рассматриваем хорошую игру от Лэнга. ^_^

Сюжет: Вархаммер (который уже умерший, Fantasy Battles), Варп. Сидят четыре бога Хаоса, которые забрасывают в реальность демонов, засирают мозги культистам и стремятся уничтожить всех людишек, которые отчего-то все еще натужно и бесполезно сопротивляются.

Для любого вахаеба звучит все довольно знакомо, и он со скучающим лицом спросит после такого описания "что, опять будем спасать мир и превозмогать?". Но вот вам внезапный поворот - теперь МЫ играем за богов Хаоса, живые олицетворения человеческих пороков!

Не знаю как кому, а лично мне нравится когда надо играть за антагонистов - а здесь злодеи аж сами Губительные Силы, не какой-нибудь хер собачий.

Так что в ходе игры предстоит, ни много ни мало, всеми силами шатать мир Вахи, распространять осквернение и где-то за кадром уничтожать миллионы скорбно вопящих человечков.

Почему "где-то за кадром"? Потому что сфокусироваться придется в основном не на борьбе с людьми, а на других богах Хаоса: игра представляет собой весьма жесткий контроль территорий, в котором ваши планы будут постоянно пытаться расстроить все оппоненты разом.

 

Игровой процесс выглядит так: вот вам карта Старого Света, поделенная на отдельные области. Немного в стороне четыре диска угрозы (поворачиваются по особым условиям, давая богам разные плюшки) и тоненькая колода событий, которые раз в раунд добавляют какое-нибудь временное правило или накидывают нейтральных жетонов на поле.

Игрокам предлагается выбрать одного из четырех богов:

Кхорн - поехавший на войне и убийствах маньяк, специализируется на перерубании пополам одним взмахом топора. При игре за него придется бегать за чужими миньками чтобы принести им немного радости и счастья.

Нургл - бог разложения и смерти, любит когда с гнильцой и гангреной. Во время игрового процесса надо занимать густонаселенные районы и распространять там заразу.

Слаанеш - двуполое нечто, думающее только об извращенном сексе, наркоте и прочих порочных наслаждениях. Простыми смертными брезгует - так что игроку больше всего интересны области, где тусуются аристократы.

Тзинч - бог магии и хитрых планов, знаменит тем, что вредит всем вокруг (иногда даже себе) с какими-то далекоидущими замыслами. При игре за него надо стараться держаться областей, где есть варп-камни/значки колдовства на картах заклинаний - что подталкивает Тзинча и самому использовать толстенную колоду заклинаний с кучей неприятных эффектов.

 

Игроки швыряют в регионы своих последователей в виде минек (культистов, демонов-воинов и свои мини-аватары, Великих Демонов), и наколдовывают заклинания (не больше двух на область). И то, и другое стоит маны, которой дается на раунд всего 6.

После призывов последователей и каста заклятий идут битвы, где способные воевать фигурки (почти всегда это только воины и великие демоны) режут противников. Сделано это в виде моих "любимых" взрывающихся кубиков с обычными шестигранниками (но должен честно сказать что здесь такие простенькие битвы смотрятся вполне уместно).

Потом все смотрят, кто в какой области доминирует. Если количество фигурок + мана на заклинаниях в одной области превышает сопротивление этой области - их владелец получает какое-то количество очков (обычно равное сопротивлению).

Потом боги оскверняют области - за каждого культиста игрок кидает в провинцию жетончик своего бога. Как только в ней скопится 12 любых жетонов - она превращается в руины, посреди которых бегают хохочущие и пораженные скверной психи, а доломавшие регион боги получают очки.

После этого чекаются условия завершения игры. Партия кончается если:

1. Кто-то докрутил круг угрозы своего бога до отметки "we have winner!".

2. Кто-то скопил 50+ очков.

3. Разрушено пять областей - тогда все смотрят, у кого больше очков.

4. Кончилась колода событий - в таком случае все просто и уныло проигрывают.

 

Эта игра довольно абстрактна и все, что в ней есть от вахи по большому счету - карта мира и боги Хаоса. Но это в недостатки засчитать не получится - во время игры попросту не обращаешь внимания на то, насколько все сделано в общих чертах.

Мне действительно нравится игровой процесс - интересующие разных игроков вещи как-то сами собой сосредотачиваются в одних и тех же местах, отчего можно считать очень большой удачей если удастся окуклиться наедине с жетонами варпа/аристократией/большим населением в сторонке от большого месилова. Обычно ваше уединение стремятся нарушить буквально все подряд.

Планы вам будут ломать регулярно - я бы даже сказал постоянно, и в отличие от кое-какой другой игры с точно такой же ситуацией, это фича. Против вас будут на ход-другой объединяться всей горой, против вас будут играть карты, ваши фигурки будут вырезать под корень, интересные вам области будут с наглым выражением лица занимать самыми толстыми юнитами - и вы, в свою очередь, будете делать то же самое.

Также, несмотря на упомянутую выше абстрактность и условную привязку к сеттингу, Chaos in the Old World очень даже атмосферен - вплоть до того, что игроки сами собой начинают обращаться друг к другу по именам богов. Я думаю, что к этому подталкивает как весьма подходящее оформление, так и жесткий игровой процесс, полностью состоящий из стычек, драк и подстраивания подлянок другим игрокам.

Что приятно, вам совершенно необязательно разбираться в Warhammer Fantasy Battles - игра не лезет в дебри сеттинга, и использует максимально понятные образы. После вопросов "а почему космические десантники бегают с топорами, и что это за трансвестит нарисован на карте?" которые возникали у непосвященных после Forbidden Stars, я определенно этому порадуюсь.

 

Итак, это хорошая настолка.

Ну, в основном. Так-то ведь это все еще игра Эрика Лэнга, а он просто не в состоянии хоть где-то хоть как-то не налажать.

Что вы заметите сразу после первой же партии - это довольно сомнительный баланс. Поначалу вы удивитесь тому, что Кхорну побеждать по повороту колеса в несколько раз проще, чем остальным - ему достаточно просто убить одну фигурку в области для поворота. То есть фактически все остальные должны с выпученными глазами вырывать друг друга из горла этот несчастный поворот диска на одно деление вперед - а Кхорн просто спамит по всей карте свои самые дешевые войска, и убивает хотя бы 1-2 последователей. Помешать такому "плану", откровенно говоря, в общем-то невозможно.

Однако после нескольких партий вы заметите куда более неприятную закономерность, связанную с Нурглом - им тяжело победить.

При этом играется за Нургла вполне себе ровно - он может оказать достойное сопротивление другим богам и у него хорошие заклинания, но к победе он явно не идет. Ни в одной партии не видел, чтобы он уверенно крутил свой диск или набирал очки.

В чем дело: густонаселенных областей на карте мало, они дают приличную горку очков (и при доминировании, и при окончательном разрушении), и чтобы эти очки получать там надо сильно концентрироваться. А это значит, что в потенциально интересных для Нургла областях собирается много враждебно настроенного народа, отчего он и сам вынужден напихивать в 1-2 области как можно больше своих фигурок. Он просто не может, как другие игроки, обходиться двумя-тремя солдатиками и отмежевываться от наиболее жестких мясорубок.

Короче: хуево быть Нурглом, если играете 4-ом и у вас есть дополнение - смело заменяйте его на Рогатую Крысу.

 

Еще одна вещь, которая мне не нравится: правила.

Если у вас есть возможность позвать на первую игру того, кто хорошо умеет объяснять или хотя бы играл в Хаос раньше - позовите, это очень облегчит вам жизнь.

Игра и так разделена на кучу фаз, некоторые из которых (доминирование и разрушение провинций) не назвать интуитивно понятными - но правила вообще превращают это в какую-то жуткую кашу на 30 страницах, которая неровно перемежена какими-то излишними вставками и не слишком-то помогающими примерами. Они действительно стремятся разжевать буквально все, но в итоге добиваются скорее противоположного эффекта - поэтому, если есть возможность, лучше найдите перевод от Виталия Носова (здесь, четвертая ссылка от низа), который довольно толково почищен от всего мусора.

 

Пара слов о дополнении The Horned Rat, добавляющем нового бога Хаоса, альтернативные заклинания для старых и немного новых событий.

Новый бог - это Рогатая Крыса, повелевающая разумными гуманоидными крысами, которые стремятся уничтожить человечество. По игре у них есть две фишки: они поворачивают диск каждый раз, когда доминируют в области, и они никогда не кидают жетоны осквернения своего цвета в область - вместо этого они считают за эти жетоны свои войска.

Короче, крыс всегда много (на радость Кхорну), с ними быстрее "ломаются" провинции и на поле становится на порядок больше жетонов, которые уменьшают сопротивление жалких человечков. Раса крутая, и если вы играете вчетвером - повторюсь, но замените Нургла на Крысу, так будет лучше.

Новые карты... с ними неловко вышло - я их не пробовал, хоть и далеко не раз щупал и даже смотрел. Дело в том, что каждый раз доп доставался при олдфагах, которые требовали использовать старые карты - так что простите, но не могу сказать, насколько новинки хороши/плохи. Что характерно: у крысы "альтернативных" карт нет.

Новые карты событий - довольно интересные, среди них есть те что могут болезненно придавить игрокам яйца (возможно даже всем разом), но в принципе не могу сказать что без них нельзя прожить.

На мой взгляд главное в допе - возможность играть впятером. Это делает игру веселей, битвы более мясными, а области набиваются еще более тесно.

 

Chaos in the Old World - на мой взгляд вполне достойная игра. Я не согласен что она на голову превосходит все прочие area control (вроде Cyclades, Kemet или Forbidden Stars), некоторым она скорее даже проигрывает (уже хотя бы из-за проблем с балансом =ъ), но ощущения оставляет очень приятные, и несмотря на создаваемое напряжение игроков никак не выматывает.

Если хотелось бы достать свою копию - возможно стоит поторопиться, потому что начиная с февраля с этим могут появиться проблемы.

 

+ Напряженный и жесткий процесс, в котором не дадут спокойно отсидеться в стороне.

+ У каждого бога - свой набор подлянок и тактика. И ничего, что она таким образом задается на всю партию.

+ Довольно атмосферна, особенно учитывая что здесь нихрена нет от сеттинга и процесс немного абстрактный.

- Перегибы баланса, из-за которых особенно грустно Нурглу.

- Жутко написанные правила, затрудняющие понимание и без того не совсем очевидных моментов.

 

= Единственная игра Лэнга, которая мне нравится - и то, имеется набор некоторых "но".

Дата размещения: 18 октября 2016 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.