Ну что, если без шуток, давайте бахну небольшой дисклеймер: это все ни в коем случае не обзор. Я делюсь достаточно размытыми впечатлениями по всего одной партии на игру, и сам четко осознаю что это не те впечатления на которых надо обосновывать решение вкатываться или дропать в какую-либо ККИ. Если вас что-то из нижеперечисленного заинтересовало по общему описанию – лучше возьмите и почитайте тех ребят, ссылки на которых я скину ниже.
Кроме того, я не люблю саму концепцию карточных игр, где тебе недостаточно купить одну коробку для полноценных впечатлений, а под допами подразумевается именно что коробка с кучей других четко карт, а не «смотри, новый сет вышел, иди и покупай рандомные картонки в закрытых бустерах». Даже в LCG махонькие дополнения, несмотря на определенность их содержимого, кажутся мне сомнительной затеей, а здесь в моих глазах вообще творится какой-то кошмар средь бела дня.
И ваще, я MtG не люблю и считаю безумно устаревшей игрой, с какой стороны не посмотри. Все, я это сказал, можете меня подвесить на столбе, я не возьму свои слова обратно. =ъ
Несмотря на эти замечания и предупреждения, меня конечно же все равно разъебут в комментариях взбешенные фанаты, я прям жопой чую что все вышенаписанное было абсолютно бесполезно, но черт с ним, я сделал что мог. =3
Погнали.
Vampire: The Eternal Struggle
Начну с самого недавнего (ха-ха, я играл в нее в 19-ом году =_=) опыта - Vampire: The Eternal Struggle.
Игра про вампиров, скрытно существующих в современном мире и уже веками ведущих подковерную борьбу друг с другом с какими-то мутными целями - V:tES эту установку старается передать, поскольку упор в нем (по идее) должен быть про интриги и хитрое планирование.
Одна из первых вещей, которые вы узнаете про игру - то что ее надо пробовать как минимум втроем, потому что она рассчитана совсем не на дуэль, что для ККИ нехарактерно – воображение сразу начинает рисовать какие-то хитровыебанные союзы, долгие обсуждения совместных действий с другими игроками и наложенный на все это сеттинг с кучей кланов, которые дали бы каждой колоде свой привкус. А еще вы сходу увидите ОЧЕНЬ объемные правила с горой различных взаимодействий, которые лично для меня только распаляли интерес перед игрой.
Но с самого начала первой партиия было ощущение, что меня заманили в темный переулок кейсом с миллионом долларов, а потом ебнули по затылку битой. :|
Цель игры - свести в ноль пул крови вашей Жертвы (игрока слева от вас). Свели в ноль нынешнюю Жертву - новой становится следующий еще живой игрок. Свели всех в ноль - молодец, выиграли.
Вас свели в ноль? Заебись, вы просто выбываете из игры и больше никак не участвуете в процессе. :|
Что такое пул крови? Это ваша валюта, на которую вы нанимаете вампиров и одновременно ваше здоровье, как несложно догадаться по ранее сказанному.
Зачем вообще нанимать вампиров? Чтобы они ходили выбивать из других игроков кровь и блокировать атаки других вампиров.
Оооокей.
Это Мотыга.
С интересными решениями и классным сеттингом, не спорю - но речь идет про то, что мы каким-то способом просто собираемся выбить все дерьмо из соперников. Где моя политика? Где интриги рассыпающихся от древности кровососов с поехавшей крышей, которые творят друг с другом и невинными людьми ужасающие вещи ради довольно эфемерной власти?
В игре есть механики голосования и как бы политика, но это просто карточки которые говорят что-то вроде "никто не против, чтобы получить какую-то мелкую плюшку? Большинство за? Ништяяяк" – это «политика» как в TI4, что лично меня вообще ни под каким соусом не устраивает (да, я пытаюсь выбесить побольше народа, и да, своей смертью я точно не умру =3).
Это не те игра, где вы обсуждаете с соседом слева, как поиметь соседа справа, чтобы спустя пару ходов пойти совершенно в противоположном направлении: из-за механики Жертвы сосед слева вам скорее скажет «да пошел ты нахер, ты меня тут убить пытаешься, а я тебе помочь еще должен?».
И собственно да, механика Жертвы ничего толком на мой взгляд не добавляет. Прямо сейчас я просто не вижу реального смысла заставлять долбиться конкретно в соседа слева, кроме попытки избежать оголтелого кингмейкинга, но это какой-то очень костыльный и тупой способ который только все портит.
Про правила я уже заметил, что они огромные, через них тяжело продираться и после игры остается ощущение что игровые механики слишком громоздки для столь тривиального процесса. Уж по крайней мере можно было все это рассказать короче и внятнее.
Поделюсь еще одним впечатлением: возможно, если начинать с более ранних сетов, игра зайдет больше, потому что эффекты карт там более прямолинейные и легче освоиться с происходящим, но меня гложет при этом мысль что «мотыжное послевкусие» будет еще более явным и горьким. :|
Закругляясь: это аналог MtG, только долгий, со слишком раздутыми правилами и наивно предполагающая, что вы запомните несколько видов действий и поддействий без памяток.
Если вы решите дать ей шанс – пишите этому человеку, выясняйте что и как. Он гораздо лучше моего все объяснит и сможет вас заинтересовать, а не оттолкнуть от игры.
7thSea
Сеттинг – фентезийная псевдоевропа в псевдопеэпохе открытий. Мы играем за капитанов, плаваюющих по морям, которые представлены отдельными картами в центре стола.
Предыдущую игру я не люблю, потому что в моих глазах это переусложненная мотыга (ауч, вот сейчас вилами больно ткнули), но про «Седьмое море» и следующую ККИ у меня так не получится сказать. Они довольно необычные по задумке, у них есть привязка сеттинга к механике (в Вампирах я ничего подобного не почувствовал, уж извините), да и вообще – у них несколько способов победить, и все они не в духе «это какое-то редкий и маргинальный способ, которым пользуются только для выебона» а именно что фундаменты для разных тактик.
Скажу честно – хотя у игры и два способа победить (традиционно выдавить глаза сопернику в прямом бою, или контролировать все пять морей в игре), мы просто брали друг друга на абордаж до победного. Однако я не буду утверждать «вас насильно склоняют к этому, другие способы неэффективны» – нет, мы просто играли в пнп’шную версию на русском, и я напечатал колоды заточенные тупо под абордаж, это моя вина.
Собственно, вот в чем косяк этой игры, как мне показалось еще и следующей игры, и как мне кажется карточных игр от AEG вообще в целом: в них очень легко восрать, просто потеряв/невовремя потратив одну-две карты + то что вы получаете на старте фактически станет большей частью ваших активов за всю партию (в немалой степени из-за предыдущего пункта =ъ).
Второй момент (с «что получил на старте – с тем и живи») я частично прочувствовал в VtM, но мельком – а вот во всех AEG’овских играх меня всегда не покидало отчетливое ощущение, что в стартовой руке фактически оказывается половина всех карт, что я вижу за всю катку.
Это довольно херовато, на мой взгляд, но я могу с этим смириться и считать просто специфичной чертой игр от этого издательства.
А вот первый момент – просер от потери чего-то, что кажется не таким уж значительным – уже очень не очень. По ощущениям все равно что на втором ходу в MtG гарантированно просирать в абсолютно любой партии от того, что соперник вам срубит существо 1/1 без каких-либо абилок – это просто кажется чем-то противоестественным.
И, собственно, тут это происходит из-за этого: во время боя вы играете карты, не глядя на текст а ориентируясь исключительно на разноцветные значки-литеры сбоку. Бой более-менее норм, на мой взгляд его даже можно назвать оригинальным, но в нем требуется «оставить последнее слово за собой», запросто можно увлечься и попросту слить все хорошие карты. Кроме того, бой устроен так что по завершении первой атаки вы можете начать новую – и в принципе у вас нет причин останавливаться, и не попытаться в первой же стычке все сразу закончить. Потому, скорее всего воткнувшись в чужой корабль в первый раз за партию вы можете ожидать, что он же будет последним.
Из всех этих старых ККИ 7th Sea мне понравилась больше всех, я по крайней мере во время игры не хлопал глазами с мыслями «что за хуйня сейчас происходит», но все равно сегодня это уже прям совсем не фонтан. И не только из-за AEG’шной специфичности, но еще и потому что это собственно ККИ (мысли об этом я пониже изложу), и правила писал совершенно явно человек, физически неспособный сосредоточиться на чем-то дольше десяти секунд – вроде ничего такого нет и они в принципе короткие, но когда их читаешь в первый раз кажется что тебе нарочно морочат голову. Я не знаю, почему во всех старых карточных играх так херово писали правила, но сегодня это точно вызывает острейшее отторжение.
Legend of the Five Rings
Это игра про страну Рокуган - лубочно-фэнтезийную Японию с нотками Китая, в которой общество разделено на огромную кучу кланов. Есть клан дипломатов, есть шпионов, есть маги, монахи, стражи Стены за которую пытаются перелезть орды демонов – короче, с точки зрения игрока клан как бы определяет, как именно вы будете добиваться победы.
Между тем, весьма оправданно подталкивать вас к какой-то определенной победе: L5R предлагает несколько способов закончить партию. Можно просто разрушить провинцию противника, можно собрать определенный уровень чести (у нас же тут игра про самураев, двинутых на ней), можно выиграть от того что враг впал в пучины позора. Даже самый, насколько мне известно, редкий способ победить - собрав пять колец элементов - это что-то интересное и отличающееся от рутинного "пойди и убей их всех".
Честно признаюсь, я играл в L5R всего один раз, но больше и не хотелось.
Я сам не думаю, что у меня сложилось на 100% верное впечатление, но могу повторить те же претензии что к 7th Sea: ваша первая ошибка (даже кажущаяся незначительной) станет скорее всего последней, вы увидите не так чтобы много карт из своих колод (а их у вас теперь ДВЕ), а правила это какой-то тихий перепиздец.
Мне нравится вординг и то как здесь могут триггериться вещи, но именно с точки зрения понимания и попыток самостоятельно разобраться – правила просто ужасны. Eternal Struggle однозначно хуже, но все равно L5R не та игра, в которую я рекомендовал бы садиться и пытаться все самому прочитать и объяснять другим.
Что хуже, вам могут встречаться какие-то исключения и не слишком понятные вещи, с которыми вы разберетесь только с хоть сколь-нибудь опытным игроком: к примеру, у меня были всего две колоды, с Крабами и Теневыми землями, и во второй колоде стартовая цитадель сходу сводила честь почти до нуля, фактически ставя вас в шажочке от поражения на старте. Я не увидел нигде никаких надписей вроде «вы не можете проиграть по бесчестью», игрок напротив меня никак не смог это прокомментировать, отчего я до сих пор гадаю – было ли там в итоге подобное исключение? И если нет – как это вообще выглядит с точки зрения лора? Типа жутким монстрам, которые лезут на стену из своеобразного пустынного ада, чтобы убить всех человеков, может быть не насрать что их оскорбит и победит в дуэли один на один какой-нибудь тщедушный Журавль, или подкинет компромат ниндзя из Скорпионов? Это в моей голове просто никак не сходится и звучит как какой-то бред.
И конкретно для меня в L5R самой большой проблемой было то, что привлекал к игре в первую очередь сеттинг и то что все наперебой рассказывали какая она атмосферная, но я во время своей единственной вообще никак не прочувствовал ничего подобного. С одной стороны я подозреваю, что в этом виноваты правила, но с другой я задумываюсь: почему мне те же самые правила или сложные термины не помешали проникнуться атмосферой в других случаях, о которых я расскажу чуть позже?..
Короче, это лично мое мнение, но хотя эта игра и могла потенциально мне понравиться году эдак в 2006, в 2016-ом (когда я ее наконец попробовал) у меня просто не было причин все это терпеть и превозмогать. Я многие годы на нее облизывался и надеялся попробовать, но в итоге разочаровался.
Если хотите почитать про нее побольше, я рекомендую почитать Скафандра, а не слушать мои крайне субъективные бредни и вкусовщнину. В данном случае я сильнее всего чувствую, что на мое мнение ориентироваться не стоит. =ъ
Кстати да. Должен вам признаться: я вас наебал.
Это необзор не только старых ККИ.
*Под характерную джазовую музыку сверху спускается веревочная лестница к вертолету, я с издевательским смехом хватаюсь за нее и улетаю в закат*
Крч, я в курсе что скорее всего фанаты вышеописанных игр меня несмотря на все замечания и предупреждения разорвут в клочья, но все равно расскажу с чем я таким классным сравниваю свои впечатления, отчего такого низкого мнения об этих играх.
Но тут есть важное замечание: во все что описанное ниже по тексту я сыграл хотя бы 2 раза минимум, и от этих игр у меня впечатлений сильно больше чем от предыдущих. И это ВСЕ ЕЩЕ не те карточные игры, которые мне действительно нравятся, однако для меня они гораздо качественней и интереснее.
Mage Wars
Игра про магов, которые херачат друг друга разными заклинаниями и призванными существами до смерти. На арене, под улюлюканье толпы.
Иногда мне становится интересно после такого синопсиса – почему все маги в настольных играх при встрече друг с другом превращаются в каких-то варваров из северных земель, которые думаю лишь о том как бы выбить вон тому седобородому старикашке последний зуб. :|
Пофигу на сюжет, главное как это играется: вместо колоды в виде стопки карт, как обычно, вы держите в руках книгу. В книге – прозрачные вкладки, куда вставляются все карты, и в начале раунда вы просто выбираете две штуки которые сможете сыграть.
Все. Это главная и самая охренительная идея этой игры – никакого случайного «наберите карты в руку», полный контроль над происходящим (по крайней мере частично, ведь для урона кидаются кубики =_=).
Было не так много игр, после открытия коробки я восхищенно выдыхал при виде компонентов – и это одна из них. Огромная куча жетонов, карт отсыпали от души, огроменное картонное поле, все плотно запихано в коробку-гроб (не представляю, как все это уложить в уменьшенную версию :|), и все это великолепие дополняется взрывающими мозг книжками. Кажется что ничего такого, но когда видишь что в кои-то веки при производстве не поскупились – чуть ли не прослезиться хочется.
Кстати да – всего этого контента в коробке совершенно точно хватит на двух игроков, а с некоторым скрипом (если вы не будете минимаксить как мрази) – и на четверых. По сути эта игра – LCG, которая не страдает от некоторых наиболее бесячих LCG’шных болячек.
Задумка с «ты сам точно решаешь, какие карты сыграешь в этом раунде» чертовски хороша. Никакого рандома с приходом карт, никаких «сука, я опять подровал ресурсы когда мне надо было добивать противника» или необходимости в муллигане чтобы не соснуть прямо на старте. Если ты не смог все разыграть и следовать плану – скорее всего ты сам виноват. Это круто и это первое, что для меня выделилось в игровом процессе.
Допы совершенно необязательны – играть с друзьями можно в одну только базу довольно долго. Однако при этом нет и такого, что покупая допы приходится о чем-то жалеть – в каждом из них появляются и новые маги, и новые заклинания для старых, вы в любом случае сильно разнообразите себе игру.
У игры очень объемные правила, и если вы будете играть одновременно с русским и английским набором (если брать допы – это норма), то у вас постоянно будет путаница в некоторых похоже звучащих терминах. Но у меня ни единого раза не было ощущения, что правила слишком сложные – их объемность достигается за счет попыток разжевать достаточно простой и внятный процесс так, чтобы не было двусмысленностей, а не каким-то рассеяно-бюрократическим бредом, размазанным тонким слоем по крохотной брошюрке, как в Eternal Struggle или L5R. Здесь хорошие и внятные правила, как по мне.
Теперь о плохом, его тут тоже хватает.
Игра тупо про снятие здоровья с противника. Просто оглянитесь на игры вокруг в этом необзоре – там предлагают плавать по морям и брать чуваков на абордаж если лень контроллить моря, там ебашьте по чужой чести или вырывайтесь сами по ней вперед, вон там вот надо балансировать очками контроля или хитро вырывать у соперника очки власти… а здесь, в несомненно качественной и довольно оригинальной игре, победа сводится просто к тому чтобы замудохать соперника и свести его HP в ноль быстрее, словно мы какие-то варвары прямо из девяностых. А ведь на такой карте можно было устроить какой-нибудь Capture the Flag или псевдофутбольный матч – и какие-нибудь заклинания-стены заиграли бы новыми красками.
Игра почти всегда сводится к призыву существ. Сейчас мне скажут «нееет, тут можно играть только от заклинаний, тут вообще есть один маг который только на себя и рассчитывает», но вот вам личное впечатление от реальных партий и просмотра онлайновых: нихера, существа решают. И к сожалению не в интересном духе, с синергией между ними и вашими заклинаниями/шмотками/абилками мага, существа здесь чувствуются простой и прямолинейной дубиной, которой вы просто мудохаете соперника до кровавых соплей.
Рандом иногда охренеть как бесит. Кубики у которых есть и пустые грани, и супер-результат с критическим уроном который пробивает все и вся, кубы кидаются практически при любой попытке нанести урон – бам, вот вам рецепт бесящего рандома. Лично у меня было несколько раз, когда я играл по кому-нибудь действительно мощным заклинанием, и получал вместо результата задушенный пердеж подыхающей мыши – а меня последовательно мордовали мелкими тычками, которые просто удачно выкидывались и здоровье таяло с угрожающей скоростью.
Двигать карты с тонной наложенных поверх фишек неудобно, особенно ближе к концу или если вы играете больше чем вдвоем. Да, все видно и понятно кто кого контролирует, кто походил, на ком какое состояние – но со стороны это выглядит как какое-то неаппетитное месиво, которое еще двигать из зоны в зону приходится со скрипом (особенно когда на зоне всякие стенки, состояния и построены здания =_=).
В игре до пизды карт, особенно с допами, но в какой-то момент это перестает воодушевлять и кажется проблемой. Я купил допа три, кажется, и карты перестали влезать в коробку – коробку-гроб, на секундочку. Попытки систематизировать и раскладывать их по категориям начали вызывать у меня вьетнамские флешбеки, как я раскладывал карты для мотыги – для меня это не хороший признак, а тревожный звоночек. Спасибо хоть возить с собой все это необязательно (в транспортировке все на редкость удобно, к слову, опять же из-за книжек).
Игра не развивается: несмотря на изобилие карт, каким-то невероятным образом все равно остаешься неудовлетворенным и хочешь допы. Тут еще кучу всего можно было сделать, но авторы словно утомились, пересели на Mage Wars Academy (который совместим с MW, но все же является другой игрой, как ни крути) и как мне показалось теперь делают вид, что не знают ни про какой-то такой Mage Wars Arena. Я увидел ледяного мага (и ледяные спеллы, господи, как же давно я их ждал) как раз в Академии, но именно мага я вроде как не могу запихнуть в обычный MW – а каких-то новостей о продолжении и допах я не видел, тишина.
Напоследок мелочь, про которую все почему-то молчат, но меня она подбешивает. Карты в закрытой копии лежат ровной, как бы подклеенной друг к другу пачкой, и по краю совершенно отчетливо чувствуется какое-то масло. Я брал довольно много допов, это ни разу не испортило карты, все легко стерлось и пачка спокойно «расклеивалась» на отдельные карты – но какого триждыперекрученного хуя на картах вообще есть какое-то масло? Не должно быть тут этого, не говорите мне что это норма, тем более что так было со всеми допами что я покупал.
Mage Wars мне очень понравился. Я не могу, к сожалению, написать прям супердетальный и настоящий обзор, на мой взгляд я все же недостаточно погрузился в игру чтобы уверенно указать на некоторые беспокоящие моменты, которые вполне могут оказаться на самом деле какой-то фигней (я их даже не упоминал в тексте, писал только те впечатления в которых уверен). Но я могу по крайней мере порекомендовать дать этой игре шанс.
A Game of Thrones: The Card Game Second Edition
Карточная игра по сеттингу Мартина (несложно догадаться по названию, я надеюсь =ъ).
Суть довольно простая: для победы надо набрать 15 очков власти. Преимущественно они добываются в вызовах – их всего три вида (интрига, власть, сражение), и по сути это «атака существами» из какой-нибудь мотыги: вы заявляете какой тип атаки делаете, показываете на карты которые в нем участвуют (у них должны быть подходящие символы для этого), и смотрите на их силу. Соперник скромно шаркает ножкой, и в качестве обороны поворачивает персонажей с подходящими символами; у кого будет суммарная сила больше, тот и побеждает в вызове.
Фокус в том, что в свой ход вы можете совершить до трех вызовов (каждый должен быть разного вида), за победу в нем дают какой-то бонус в зависимости от типа вызова (например, в сражениях персонажи гибнут), и если у противника во время обороны «сила» будет равна нулю (например, если ему нечем было обороняться или вы как-то нахитрожопили и сбросили ему все до нуля), то вы получите дополнительное очко.
Очень простая и при этом тематичная основа, как по мне, отчего у меня аналогия с «атакой из мотыги» на самом деле очень поверхностная.
Я довольно долго думал, стоит ли упоминать здесь эту игру: я в нее и играл из «новых карточных» меньше всего (раза два или три, не больше), не воспылал острым желанием продолжать, и вообще я слышал от Сергея из Бородатого блога (он очень сильно и довольно долго ей увлекался) что незадолго до закрытия разработчики ее капитально засрали.
Однако в конечном итоге решил что да, это хороший пример «игры про интриги», которая лично в моих глазах кладет на лопатки старые ККИ на ту же тему.
Самое важное в этой игре следующее: она простая как танк. Это могла бы быть не карточная, а просто настольная игра, тут нет какой-то специфичности которая строго требовала бы делать ее ЖКИ – и неожиданно для меня это делает ее весьма привлекательной, потому что лично я терпеть не могу в карточных играх именно правила.
Они всегда длинные, их всегда пишут люди которые просто словно бы не способны описать все кратко и по-человечески, и даже в нормальном пересказе лично мне нужно обычно хотя бы раза два сыграть прежде чем я решу что действительно, до конца понимаю как тут все работает, потому что в каждой карточной игре подобного типа есть какие-то контринтуитивные и специфичные только для этой игры моменты.
А здесь нет такого, на этой механике на самом деле можно было бы построить вполне неплохой декбилдинг, к примеру. Я при всем желании не смог бы сказать что-то подобное про L5R, Warhammer Invasion или Arkham Horror: the Card Game. =ъ
Ну и да, на мой взгляд игра очень тематичная. И хотя я не захотел продолжать наворачивать именно ее (пожалуй, из-за сеттинга =_=), после пробных партий я поверил, что FFG смогут сделать Legend of the Five Rings таким, чтобы он мне понравился. Грубо говоря именно здесь я увидел в общих чертах то, чего ожидал от старого L5R.
Android Netrunner
Киберпанк, где один игрок – корпорация, пытающаяся тихо-мирно обтяпать грязные делишки, а другой – хакер, превращающий это тихое обтяпывание в катастрофу, вытаскивая на белый свет какую-то закрытую информацию.
Мяготка игры заключается в том, что она асимметрична: вам обоим надо набрать 7 очков из разработок, но у вас обоих разные фазы и действия во время своего хода, и вы совершенно по-разному взаимодействуете с серверами, где хранятся эти самые разработки.
Корпорация создает сервера, хранит в секрете их содержимое, по сути может (и будет =ъ) делать пустышки-наебки чтобы отвлечь от реальной цели, обмазывает сервера защитными программами в три слоя. И как правило игрок за корпорацию достаточно свободно распоряжается своими деньгами – его больше беспокоит возня с серверами и некоторая тяжеловесность действий.
Хакер же почти всегда (по моему опыту =ъ) сидит голодный, злой и сходу готовый куда-то бежать. Хоть он и не видит что там на серверах хранится, это не значит что он не попытается туда залезть – и если он преодолеет всю защиту (или ее просто там не будет) он просто спиздит содержимое сервера.
Это не самая моя любимая игра на свете, я терпеть не могу все эти специфичные термины, я довольно четко могу сказать «это не мое» – но все равно скажу что Нетраннер охуенный, и это то какими, в идеале, мне и хотелось бы видеть подобные карточные игры.
Наибольшее восхищение у меня вызывает то, что покупая игру вы гарантированно покупаете все необходимое для полноценной игры. Вы можете заставить некоторых людей подавиться от смеха, задав наивный вопрос про карточный Аркхэм «а мне хватит базы чтобы сыграть вчетвером?», поскольку там спецом и недоложено необходимое количество карт, и запросы для колод у вас могут быть одинаковыми. Это сделано совершенно преднамеренно и возведено в такую степень, что я на полном серьезе встречал мнение «не, надо покупать 4 основных коробки, иначе некомфортно» – что тоже перегиб и излишество, но вы представьте что надо натворить, чтобы доводить людей до подобных мыслей.
А в Нетраннере вы покупаете игру, где просто физически не может быть каких-то пересечений по картам между оппонентами – один из вас всегда хакер, другой всегда корп, вам не о чем спорить по этому поводу. Это самая мягкая и дружелюбная LCG в этом отношении из всех, что я видел (по крайней мере от Fantasy Flight Games, уточню =ъ).
Асимметричность хороша не только тем, что карты в коробке спокойно делятся на участников – еще это делает процесс гораздо интереснее и необычнее. Опять же, я ничего подобного в карточных играх не видел – чтобы соперники действовали совсем уж по разным правилам и принципам. Тут есть разные корпорации и хакеры, которые тоже действуют по-своему, но я вообще хотел бы заострить внимание на том, что если надоело играть за корпов/хакеров – вы всегда можете просто «переметнуться» на другую сторону и отдохнуть от привычного процесса.
Еще мне лично очень нравится момент с попытками перехитрить соперника, который может водить вас за нос и дразнить какой-то пустышкой за кучей защит. Процесс сильно отличается от очередного «закидаю тебя сейчас монстрами и сниму тебе все здоровье». Плюс, я не успел увидеть ситуаций, когда вы бы шпарили только по своему плану – оба игрока сильно зависят от телодвижений соперника и постоянно реагируют друг на друга, а не машут рукой и просто играют как задумали пока дома сидели.
Почему же «это не мое» и есть ли тут минусы, которые могут отвратить от игры?
Разумеется есть. Вы что, всерьез думали я ни до чего не доебусь? Да за кого вы меня держите? =ъ
Начну с того, что каждый раз когда я садился за игру, я какое-то время (несколько ходов, а то и целую партию за встречу) тупил, глядя на карты. Да, все эти специфичные термины нагнетают дохера атмосферы, конечно, но я как человек садившийся за игру с перерывами в пару недель или даже месяцев, первые минут двадцать обычно всегда пытался вдуплить не путаю ли я одну вещь с другой. Проблема с этими «атмосферными терминами» настолько большая, что я смутно могу припомнить правила на триггеры в L5R (которые до сих пор меня дико прут, несмотря на все остальные проблемы), а вот из Нетраннера я не могу вспомнить ни одного термина с карты, вот хоть убейте.
Если я сейчас попытаюсь сесть за игру, мне придется переобъяснять правила и терминологию с самого нуля – и пускай они легче чем во многих других играх, уж точно проще чем в любой другой из этой статьи, но блин. Не круто.
Другой момент – что и Нетраннер, и вышеупомянутая Игра престолов уже закрыты. Да, вы можете довольно легко сейчас скупить хоть все-все-все сеты, и поиск игроков не так уж сложен (их уж точно больше, чем в L5R или Eternal Struggle), но насколько я могу судить уже нет такого что вы могли бы придти в какой-нибудь клуб или кафе где постоянно собираются игроки, и просто с нихуя сесть играть с незнакомыми людьми которые уже принесли свои колоды – игра закрыта, не развивается и игроки собираются на нее когда договариваются об этом, а не на постоянной основе. Про постоянные турниры я вообще молчу.
Отдельно отмечу мое личное впечатление, совсем уж смутное и по рассказам друга который постоянно в нее играл: тут не было какого-то жуткого шатания баланса, как в предыдущей игре, но у меня сложилось впечатление что мета здесь была очень, прям максимально жесткая и «плюшевых» колод попросту не было. Я не уверен что это действительно так, но если мое впечатление верно – морально готовьтесь к тому что попытки экспериментировать при постройке колоды при игре с прошаренными папками будут кончаться болезненными проигрышами.
Doomtown Reloaded
В самом конце – карточная игра которая распространялась как LCG, но которую делали те же люди что 7th Sea и L5R (насколько мне известно, по крайней мере). Я умышленно помещаю ее в самый конец чтобы посмотреть, что они сделали бы в современности, имея возможность все перепилить с относительного нуля и не наступать на старые грабли.
Сеттинг – вестерн, где происходит всякая мистическая херня с демонами и магией (и есть даже немного места для стимпанка). Игроки же – различные группы людей (преимущественно сомнительные и незаконные =ъ), которые борются за контроль над городом Гоморра.
В игре есть такие понятия, как очки контроля и очки влияния. Очки контроля даются за владения зданиями и выполнение всяких сомнительных вещей, а очки влияния напечатаны на персонажах под вашим контролем.
Выигрывает в конце раунда тот игрок, у которого будет больше очков контроля, чем у любого другого игрока очков влияния. Из-за этого у игры происходит один забавный баг, но в целом – на мой взгляд это довольно крутое и интересное победное условие.
Поскольку это игра от AEG, в нее не удержались и засунули необычную боевку: нужно тянуть карты из вашей колоды, и собирать покерные комбинации (на каждой карте есть масть и достоинство). Более сильные комбинации выигрывают, отчего при сборке колоды вы заинтересованы не только в свойствах и циферках карт, но и их «как бы карточных» значениях.
Это неплохая игра, на мой взгляд очень интересная, однако в ней соединены традиционные для AEG правила, написанные прибухнувшим дядей с прогрессирующей деменцией (все не так плохо как в старых играх, впрочем), и нетраннерская проблема со специфичными терминами. Глядя на карты в первый раз начинаешь на полном серьезе ощущать себя дауном: все вроде написано по-английски и должно быть понятно, но этот вестерновый сленг просто со свистом выметает из головы все мысли. Он и по правилам от души рассыпан – спасибо бухому дяде. =_=
Другой проблемой стало то, насколько быстро может кончиться игра. Специфичность победного условия приводит к тому что, поначалу вы играете всего два-три раунда: вы всей толпой приходите на чужую сторону улицы своих стартовых персонажей, начинаете перестрелку, персонажи дохнут – и кто-то из вас теряет достаточно очков влияния, чтобы вышел перевес по контролю; и что хуже всего, вы в общем-то не можете спрогнозировать кто из вас кого забодает, это уж как с картами повезет.
Мне показалось, что у очень многих игроков это вызвало настолько глубокий шок, что некоторые решили даже не пробовать дальше. =ъ
Короче, вот что произошло с Думтауном: они могли все сделать с нуля и учесть свои ошибки, а вместо этого опять наступили на те же ебанные грабли (в моих глазах). Это опять игра про то, где стартовые карты решают, можно на втором-третьем ходу просрать потеряв буквально одного-двух бойцов, а остаток колоды в течение партии не совсем нужен/тратится немного не так, как ожидаешь.
Это имеет свои интересные моменты – здесь я это очень сильно прочувствовал, когда мы сыграли уже не тупой «стенка на стенку», а пытались друг друга подловить и я однажды выиграл, сделав один-единственный выстрел удачно засланным через поезд дедом. Но все равно, на мой взгляд «старт решает» и «одна не слишком острая ошибка = разгромный пиздец» – это очевидно плохо, ну не должно быть так, простите если не согласны. Для меня это неестественное течение партии в подобную игру.
И все равно Думтаун лучше старых ККИ, даже 7th Sea.
Почему?
Да потому у него другая форма распространения. Это LCG, где купив базовую коробку я уже получил какой-никакой простор для экспериментов.
Я уверен что какой-нибудь про-игрок покривит носом от этого заявления, скажет что в базе карт ни на что нихрена не хватит, но я на это отвечу: это все еще в разы лучше, чем играть в ККИ. Купить коробку в которой куча карт для разных колод, и при желании покупать довольно крупные обновления с четко известным содержимым – это куда более приятно и адекватно, чем купить пару колод и дальше без вариантов догоняться какими-то рандомными бустерами, даже если хочется играть на кухне. Лично меня вы просто не убедите в обратном.
Кроме того, если поиграть дальше фрустрирующе коротких первых партий, начинаешь помаленьку втягиваться. Это хорошая и качественная игра от AEG, не такая тяжелая для понимания как их старые игры (хотя и есть некоторая перемудреность в подаче) и ее не назовешь неоригинальной или клоном мотыги.
Опять же напомню про момент с покерными комбинациями: я не люблю покер, но эта мелочь лично меня здесь очень порадовала. Пожалуй, из всех перечисленных в этом материале игр мне действительно нравилось пробовать пилить собственные колоды только в Думтауне и Mage Wars.
Специфичная игра, пойму любого кто отвалился в самом начале. Но мне нравилось и честно говоря я не особо сейчас вдупляю, с какого хрена я так рано продал свою коробку; по сути это была самая приятная карточная игра от AEG из тех, что я пробовал. :|
Подводя итог
На самом деле я люблю вовсе не такие карточные игры. Я терпеть не могу когда начинаются ковыряния в мете, когда из-за того что одни карты однозначно сильнее других лучшее становится врагом хорошего, 70-80% карт в вашей коробке превращаются в тыкву и скорее всего никогда не используются в реальной игре (это проблема что ККИ, что LCG).
И я не против того чтобы меня давили за счет скилла – но я определенно против того, чтобы давили тупо за счет возможности купить больше/более дорогие карты. В соревновательных LCG так и вовсе, если вы играете в одной компании – вас как бы заставляют покупать и покупать что-то новое, вы нахрен никому не нужны будете если начнете отставать от актуальных циклов.
И что одна, что другая форма распространения – это по сути форма бабловысасывания, из-за которой я остро испытываю желание эти игры печатать, а не покупать. LCG мне немного ближе, поскольку там нет хотя бы рандома с бустерами – но все равно, все эти «в коробке лежит всего одна остро необходимая нам всем четверым карта, кстати, по сути желательно чтобы этих карт было штук восемь» – это сочащийся неуважением к игрокам пиздец, который я нахожу неприемлемым.
Куда больше мне по нраву мысль о карточной игре, которую покупаешь, и уже имеешь полноценный опыт игры от одной-единственной коробки. Чтобы ее хватало на заявленное количество игроков, а единственная причина покупать допы – собственное желание разнообразить процесс, а не острая необходимость «не отставать от пацанов в клубе».
Я очень люблю декбилдинги, я обожаю игры на построение движка, Millennium Blades вообще стебется в моих глазах над ККИ в том числе и своей полноценностью.
Отдельно все эти игры меня радуют еще и тем, что они бывают действительно принципиально разными – даже декбилдинги, построенные по одним общим принципам и победой по ПО, на мой взгляд заставляют с откровенным презрением относиться к вариациям на тему «сведи чужое здоровье в ноль», потому что в них куда больше как разных идей и механик, так и ощущения от игрового процесса чаще совсем неодинаковые.
Но несмотря на это, мне все равно хотелось бы еще попробовать новый L5R от FFG, Marvel Champions и попытаться втянуться в карточный Arkham Horror. Они не заменят игры которые мне больше по нраву, но любопытство и какие-то ностальгические чувства отметать тоже нельзя.
Однако на мой взгляд, совсем уж старые игры, вроде тех с которых начался этот необзор, на мой взгляд сегодня просто не выдерживают никакого сравнения ни с тем что мне действительно нравится, ни с современными аналогами. Из древних ККИ я давно хочу попробовать Battletech TCG и Middle-Earth CCG, но я уверен на все сто что это не те игры, от которых я зассу кипятком – я морально готов что они совсем устарели, и из-за этого всячески откладываю ознакомление с ними.
Нужно ли вам разделять это мнение и соглашаться? Нет. Я хоть и шучу про вилы и факелы, но я честно говоря надеюсь что адекватные люди поймут, что это просто поверхностное мнение чувака, который пробовал какое-то количество подобных игр (я играл не только в то что здесь расписывал, на секундочку =ъ), но никогда в этот жанр не погружался с головой.
Я просто расписал свою как бы дилетантскую точку зрения так, чтобы это принесло хоть какое-то удовольствие и мне, и вам. Увидимся в комментариях, наблюдая за горением оголтелых фанатов которые все воспримут слишком всерьез. =3