Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Главная > Настолки > Twilight Imperium (Fourth Edition)
Twilight Imperium (Fourth Edition)

Миниобзоры – это такой хитрожопый раздел, куда я могу относительно легко написать как мнение о настолько давно сыгранной игре, что у меня даже нет к ней фоток, так и совсем свежие впечатления о чем-то, о чем я впервые услышал за пять минут до партии. Время от времени я что-то могу переписать там или дополнить, а иногда – даже убрать весь текст к хренам. Я тоже человек, и иногда осознаю, что малость поспешил заливаться соловьем.

Собственно, TI4 постигла участь стать шестым снесенным миниобзором. Я рассказал вам, что игра хорошая, что она мне понравилась и, пожалуй, даже стоит своих денег – а теперь я передумал и прокручиваю фарш обратно. Заодно готовлюсь к тому, что фанаты TI остро возжелают меня поджарить на медленном огне, когда дочитают обзор до конца. :|

Сюжет стандартный для настольных 4X: жили-были крутые ребята, которые объединили все-все-все встреченные ими расы в одну межзвездную империю. А потом зазвездились до такой степени, что перестали обращать внимание на копящийся прямо под задницей склад из пороховых бочек.

Недовольные «малые» расы верховную расу императоров поставили к стенке, а после этого мгновенно начали радостно и совершенно бесконтрольно резать друг друга. Вполне ожидаемо, так была развалена как вся империя, так и владения малых рас, которые фактически создали огромный кусок напрочь мертвого космоса.

Спустя довольно значительное время выжившие оклемались на своих родных планетах, и начали новую борьбу за право зваться новыми императорами.

История ок, но не более. Дает оправдание чтобы заслать карательный флот к соседу справа за то, что он не озаботился защитой, это к добру – но на мой взгляд можно было и что-нибудь посочнее придумать.

 

Каждый раунд проходит довольно просто, несмотря на памятку с мелким шрифтом, два планшета для каждого игрока и устрашающую гору компонентов.

Сначала вы берете карты стратегии, начиная с первого игрока (председателя). Они не только дают что-то крайне приятное, но еще и определяют порядок хода.

Глядя на номера карт стратегии, все по очереди делаете по одному действию, пока не спасуют.

Тактическое действие –  основной способ взаимодействовать с полем. Вам надо положить в какую-нибудь локацию жетон тактики, чтобы создать там новые кораблики или подвигать в нее уже существующие – это может привести к сражению или захвату нейтральной планеты.

Стратегическое действие – активация вашей карты стратегии (любой, если их несколько), дающей какую-нибудь вкусную плюшку: строительство баз, передачу жетона первого игрока, изучение технологий, набор секретных целей или еще что-нибудь в таком же духе. Что важно, активируя карту вы даете возможность ей воспользоваться всем игрокам – но себе вы даете ее в самом лучшем виде, а окружающим – ослабленную версию, за которую еще и обычно приходится отдавать жетоны стратегии, которых и без того позарез не хватает.

Кроме того, жетоны можно вкладывать в размер флота – чем больше жетонов в соответствующем пуле, тем больше вы можете одновременно держать кораблей в одной системе.

 

Так вы жонглируете треугольными жетонами до тех пор, пока все не пасанут. После этого начинается фаза политики, где можно поворачивать карточки с контролируемыми планетами чтобы голосовать за различные законы и политики.

Про политику – звучит крайне интересно, но я ниже вернусь и расскажу, как это на самом деле выглядит. Пока на всякий случай губы закатайте обратно. :|

Так все продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из вас не станет молодцом, набрав 10 очков. Для этого надо выполнять потихоньку открывающиеся карты общих целей, удачно подбирать цели секретные, выбирать одну из карт стратегии сидя на Мегатоле (центральной планете) и изредка получать очки из некоторых законов.

Я бы расписал что-то еще о том, как играть, но я думаю вам проще для этого залезть в правила если вышеописанная канитель заинтересовала. Лично мне просто лень дальше в деталях писать боевку, политику, торговлю, технологии и прочие мелочи в игре, которую я нахожу откровенно плохой.

И прежде чем вы расскажете мне, как сильно я не понял собственное мнение, давайте замечу: это предельно субъективная точка зрения (как обычно, впрочем :|), и вы не обязаны ее принимать близко к сердцу. Если игра вам нравится – замечательно; если считаете что я пристрастен и хотите попробовать сами, чтобы увериться – пожалуйста. Без всяких «но», можете даже потом устроить где-нибудь в комментариях срач, если все еще почувствуете себя уязвленными – я просто не буду участвовать. =ъ

 

Давайте я подслащу пилюльку и начну с того, что мне понравилось.

Я очень давно не видел в подобной игре, чтобы можно было кинуть на поле короткий взгляд и вся ситуация стала кристально ясна. Охренительно наглядно – если еще учитывать, насколько внятно написаны правила, я могу смело сказать что это игра средней сложности.

Нет, не прикалываюсь. Море компонентов, море нюансов – но вникнуть во все это очень просто, да и многие вещи о процессе даже спустя перерыва в несколько месяцев вспомнятся очень быстро. Мне показалось, что о предыдущей редакции так сказать не получилось бы.

Здесь практически обязательна дипломатия. В какой-то момент приходит осознание, что весь этот выложенный на поле пластик не поможет в одиночку натянуть всех остальных игроков – пока ты его выкладывал, остальные как бы тоже не бездействовали. Даже если ты кидаешь кубы как бог и на заднем фоне уже должен звучать «HOLY SHIT!» из Unreal Tournament’а после каждой битвы с твоим участием, коварные, жалкие и отчего-то собирающиеся победить соседи все еще могут поднапрячься, наброситься со всех сторон и уделить особое внимание незащищенным системам.

Вам попросту придется с кем-то обсудить хоть какие-то совместные действия, хотя бы разок спросить «а ты захватишь вон ту планету, пока я бью эту скотину вон там?». Без кооперации и договоренностей можно надеяться лишь на то, что вам в какой-то момент напихают колбасных изделий во все щели. И это довольно круто, потому что я так сходу и не припомню настолку где приходилось бы буквально получать леща от каждого, с кем ты побрезговал просто поговорить.

Карты стратегии – хорошая, действительно приятная механика, которая временами позволяет выкрутить соперникам яйца, прожав абилку на ход-другой позже/раньше чем им бы того хотелось. Не могу сказать, что все карты равноценны – заметно, что где-то треть/половину хочется хапнуть абсолютно каждому из сидящих за столом. Но нет и откровенно бесполезных, к счастью, как нет и «бери-не-глядя» (как было в базе TI3 с одной из карт; серьезно, я до сих пор охереваю с «получи 2 очка за то, что просто меня пикнул» =___=). В дополнениях почти наверняка будут альтернативные карты, которые можно будет выборочно заменять, по идее должно стать только лучше и реиграбельнее.

А еще игра красивая, да. Минечки четкие и все на них круто пропечатано, арты хорошие, бла-бла-бла. Это FFG. Я бы удивился, если бы они использовали работу дизайнера-первокурсника в качестве оформления, так что рассказываю про ожидаемо хороший внешний вид всего по одной причине – мне больше нечего хвалить.

Что мне не понравилось?

Много чего. :|

Первое же что кинулось в глаза – вам не 4X на столе подали, а игру про войну. Общие цели которые лежат перед всеми, в основном (чуть больше половины) предлагают что-то неконфликтное, отчего я понимаю когда люди говорят «вооот, ну тут можно отсидеться в своем уголке, покопить очки, ни на кого не кидаться». Понимаю, но я эту точку зрения совершенно не принимаю.

У вас действительно почти нет поводов на кого-то нападать, кроме как из-за карт целей. Причем вовсе не общих: секретные цели практически все про войну, контроль таких-то планет/систем и есть даже пять штук, которые можно зачесть исключительно посражавшись. Просто представьте: перед вами лежит пять «как-бы-мирных» карт, дающих 5 очков, и вы все их сделали ни на кого не нападая, а в руке тем временем другие карты соблазняют «у тебя уже есть три зеленые планеты из четырех, а сосед считай что ушел отлить и не оставил на орбите защиты… а что, если?..». Вам просто охрененно должно повезти, чтобы и секретные, и общие цели были «мирными» и не пришлось ни на кого нападать, если для вас это вдруг станет столь принципиально.

Можно еще «мирно» набирать очки, сидя на центральной планете и выбирая восьмую карту стратегии – но такой «мир» продлится недолго, если у вас не будет крепкого флота на орбите Мегатола. Никто не позволить вам фармить очки.

Я сказал выше «почти нет поводов нападать», потому что есть один реально весомый повод кидаться в горло: кто-то ощутимо вырвался вперед. И это жесткий минус, на самом деле, потому что обычно кидаются всей толпой, и временами даже закрывают глаза на любые разногласия на то время, пока дружно забивают забывшего о бдительности лидера в каменный век. Скооперировавшись, вполне реально устроить чтобы соперник даже думать не смел о победе – а то и попросту смыть его присутствие с поля начисто.

Кто-то скажет, возможно, что для этого выбежавшему вперед игроку надо ссорить остальных друг с другом и не давать фокусировать на себе внимание – но когда у тебя 7 очков, а у всех остальных 1-3, никто тебя просто не будет слушать: ты очевидно вешаешь какую-то лапшу на уши для спасения своей шкуры, а не печешься о чужих интересах.

От этих идиотских соревнований «догоним-и-напинаем-лидеру» пахнет Манчкином, на мой взгляд.

Можете не соглашаться, но меня вы с учетом всего вышесказанного не переубедите, что это игра не про войну. Все в ней сводится именно к ней, и если вы хотите поиграть прям в настоящий 4X – то я бы сказал, что надо выбрать что-то другое.

 

Заодно еще кое-что хочу заметить об общих целях: задачки перед вами ставятся довольно кретинские. Вы сами легко можете убедиться в этом по ссылке.

Пойди, и потрать 8 ресурсов. Скинь 8 влияния. Скинь 5 товаров. Выкинь в ведро 3 жетона действий. Хочешь получить 2 очка? Малаца, тогда потрать 16 ресурсов, 16 влияния, 10 товаров… ну, я думаю вы поняли, что от вас хотят. =_=

Глядя на них можно, в теории, сказать что реально сделать «мирную» победу – хоть и повторюсь, что нормальные люди вам за отсиживание в уголке со сливанием ресурсов на ПО сразу попытаются вам руки-ноги отрезать и избить ими же до смерти. Но дело ваше, меня гораздо больше в конечном итоге беспокоит, насколько это тупо и в лоб реализовано в сравнении с некоторыми другими стратегиями: большинство подобных игр все же не просят вас просто так, с минимумом контекста сливать в трубу ресурсы и действия.

Я даже больше вам скажу: победная цель «захвати X таких-то планет» дает вам, собственно, захваченные планеты помимо победного очка. То есть вы еще получите ресурсы, голоса, возможно упрощенное изучение технологий, возможно – планеты для выполнения цели (может, даже не одной), места для защитных баз и портов, где можно держать корабли и угрожать соседним тайлам. Сплошные плюсы и перспективы.

А вот сливание 8 ресурсов в воздух дает вам в качестве бонуса волшебное нихуя – ваши ресурсы в сущности просто испарились, и это никак не компенсируется. А уж когда в таком ключе надо «инвестировать» жетоны действий, лично у меня волосы начинают шевелиться на затылке.

Боевка – разочаровала чуть ли не в первую очередь. Друг после партии дал ей наиболее точную и меткую характеристику словом «уродская» – лучше попросту и не скажешь.

У игры в целом много подвижек в лучшую сторону по сравнению с третьей редакцией, но сохранилось то, что мне сильнее прочего запомнилось из единственной партии в TI3: долго клепаешь кораблики, готовишься что чья-то (возможно, даже твоя) задница будет разорвана пополам в эпичной битве, а спустя часа полтора-два после старта наблюдаешь один из самых унылых дайсфестов на своей памяти.

Тут есть карточки, свойства фракций и даже абилки кораблей, которые можно улучшать, но они никак не помогают закрыть глаза на то что вы чуть ли не для каждого отдельного корабля методично кидаете d10, чтобы сказать или «попал, ты умер» или «не попал, продолжаем». Каким-то образом все эти карточки и свойства даже наоборот, выпячивают то, насколько здешние сражения тривиальные и сводятся к накидыванию результата получше.

А еще я настоятельно рекомендую всем желающим поиграть в TI добыть несколько разноцветных d10. Когда вам приходится несколько раз кидать одни и те же кубы только потому, что во флоте корабли с разными сложностями на попадание, а в коробке лежат лишь одинаковые черные дайсы – это жутко все тормозит.

 

Атмосферность примерно на нуле.

Это странно, на мой взгляд. Есть относительно неплохая предыстория, расы очень легко описать броскими предложениями вроде «космические бомжи», «слуги сдохшей империи» или «львы-торгаши» - но это почти никак не оседает в голове. Я еще очень долго на самом деле буду думать, почему так происходит, потому что это реально ненормально для более-менее детально описанного лора и в правильной мере необычных рас.

На эргономику здесь просто положили хер. По-другому просто язык не повернется сказать, к моему сожалению.

Знаете, где мне было комфортно играть в TI? В зале для совещаний, с длинным таким столом на пару десятков человек. Вот там я никаких проблем не испытал с тем, чтобы разместить минечки-жетончики где-то, помимо своих коленок и соседней табуретки. Игра займет самый большой стол в вашем доме, и скорее всего что-то придется держать на отдельной поверхности или извращаться, накладывая одни компоненты на другие.

Политика должна быть одной из самых классных вещей в этой игре, но я могу ее сейчас описать разве что звуком «meh».

Это «meh» складывается из трех компонентов: что у вас есть полный набор голосов, двухступенчатого открытия карт и ситуативности самих карт.

Полный набор голосов: перед фазой политики все ваши карты обновятся, а после голосования обновятся еще раз, для следующего раунда. Вам не придется думать, построить ли лишний крейсер, или попридержать планету для голосования. А еще из-за этого у вас гарантированно будет человек с минимумом голосов, у которого просто нет шансов повлиять на карту, которая его спасет/прикончит на месте.

Двухступенчатое открытие карт: сначала открывается одна карта, вы отдаете голоса, затем открывается вторая карта. По идее, это должно делать процесс интереснее и спасать человека, у которого мало голосов и он не может себе позволить сильно тратиться. А на практике, обычно все отдают минимум голосов/вообще игнорируют первую карту, и все спускают на вторую; чтобы начались реальные переговоры и напряг на первой же карте, нужно, чтобы карта хорошо легла на ситуацию.

К слову о птичках – ситуативность карт. Если вы играли в «Мертвый Сезон: Перекрестки», то поймете в чем дело: тут есть действительно крутые, полезные и интересные карты, но только если момент для них подходящий. Нет реальной необходимости в том, что на какой-то планете с синим значком уже никогда нельзя будет воевать, прими вы какой-то закон? Ну, очень жаль – никаких интересных дебатов попросту не состоится, даже обмажься вы какими-то особыми картами и начни рассказывать «вот, в будуууущем, возмооожно, это будет иметь значение». Если это не играет роли прямо сейчас – с очень высокой вероятностью всем будет плевать, в первую очередь вам же самому.

Эти три момента буквально работают в тандеме, превращая потенциально интересную политику в этот самый «meh». Хотя, казалось бы, должно быть наоборот – все эти решения призваны делать ее только лучше и предохранять от негативных моментов.

Наконец, давайте поговорим о самой большой проблеме этой игры, которая перехеривает все-все-все ее возможные плюсы.

В TI3 я играл один раз, на это понадобилось примерно пять-шесть часов, и так «быстро» мы закончили только потому, что я буквально помогал победителю. Где-то на втором-третьем часу я подумал, что меня не торкает, и если я хочу поскорее оказаться дома – проще всего не срать соседу справа и по возможности ему помогать. И то, еще столько же понадобилось времени, чтобы моя помощь стала иметь значение.

В TI4 было две партии. В первую мы просидели где-то примерно часов шесть, как вдруг пришли дети хозяина квартиры, начали дергать нас за рукава, пинками гнать подальше от телевизора и делать прочие отвлекающие вещи, которые вы и ожидаете от детей – так что партию мы закончили досрочно, условившись что «мистер В. победил, он старался, он заслужил».

Но самой показательной была последняя партия. Я собирался написать детальный отчет, вел даже записи кто и какие брал карты, сколько получал в какой ход очков, все дела – но отчета никакого нет, как вы могли заметить. И не будет.

Почему?

Потому что один из нас набрал 6 очков за где-то три хода, и мы решили ему втроем намять бока. Намяли. После этого с нами сидел человек, у которого на поле осталось полтора недобитых инвалида и 7 ПО – а остальные игроки набрали в процессе всего по 3 очка.

Тем временем, на часах десять вечера. На пять ходов ушло семь часов, и как минимум одному из нас в общем-то уже нечего делать, кроме как ковыряться в носу и флегматично смотреть, как наши армии и флоты дерутся до кровавых соплей.

Я очень хотел написать отчет, и когда было предложено сворачиваться – собрался было поспорить, но сам же быстро допер насколько это тухлая и обреченная на провал затея. По невероятно оптимистичным прикидкам пришлось бы сидеть еще часа два.

 

Проблема даже не в том, что это долго – хотя 9+ часов на партию это какой-то двинутый пиздец, говоря напрямую – проблема в том, что все это время не происходит ничего действительно стоящего внимания.

Вы шлепаете на поле пластик, собираете разные карточки, а потом кидаете кубы, стараясь игнорировать копящуюся усталость, подтачивающую решимость держаться некоего плана. На план уже к четвертому часу хочется попросту плюнуть и «играть по фану» (читай – не думая).

В последней партии были пару моментов, которые я мысленно отметил как «о, зашибись, это было круто и стоит поярче расписать». Мысленные зарубки я помню, а вот ЧТО произошло – словно бы стерты из памяти. Вот режьте, не смогу сказать, кто и что такого сделал. Я даже со скрипом вспоминаю расы, которые мы выбрали – намертво в голове залипают разве что какие-нибудь Хаканы.

Тем временем, я неплохо помню чуть ли не половину сыгранных партий в Eclipse, хотя по сути это евро-калькулятор, мимикрирующий под стратегию. И в последний раз играл я в него два года назад. :|

Я уверен, что в комментариях (здесь ли, в ВК, на Тесере – не важно) кто-то да скажет (сразу после того, что я мерзкая тупая мразь, разумеется), что я просто ничего не понял и это не мое. Поэтому я хочу заранее поинтересоваться: сколько раз мне нужно со скрипом собрать друзей на игру, занимающую 6-9+ часов, прежде чем я что-то «пойму»? Почему я не могу насладиться процессом сразу, как было с другими долгими и комплексными играми – тем же Эклипсом, Цивилизацией, Forbidden Stars’ом или даже Старкрафтом?..

Как все это можно было исправить?

На мой взгляд, FFG просто надо перестать трястись над тем, что «тру-фанаты не примут глубокие изменения». Мы живем в мире, где D&D 3.5 превратилось сначала в богомерзкую четверку, а затем в пятую редакцию – все эти редакции в корне отличаются друг от друга, но абсолютно на все находится своя аудитория.

FFG уже даже Ужас Аркхэма успело капитально переработать, так что я искренне не понимаю что мешает им собрать яйца в кулак и сделать TI только лучше. :|

Боевка сосет шары? Ну так давайте ее переделаем! Господи, у вас вон, висит прямо на виду прекраснейшая система сражений из Forbidden Stars, которая ловко жонглирует картами, кастомными кубами и миньками – почему бы не использовать что-то подобное хотя бы кусками? Почти что угодно будет лучше замшелого дерьма с d10, которое используется сейчас.

Политика временами бесполезна, и навевает ассоциации с перекрестками из Мертвого сезона. Ну так, быть может, переработать ее? Я бы сделал так: игроки могут выкладывать на общий суд и продвигать собственные политики, которые привязаны к расе – ведь несложно же каждой расе напилить с десяток маленьких карт. Не говорите мне, что сложно, FFG непонятно зачем нахуевертили каждой расе по горке жетонов.

Или можно оставить общую колоду, но выкладывать сразу несколько карт политик одновременно (чтобы не было неловких и откровенно скучных ситуаций с придерживанием голосов на второй раунд), принимать их за некое минимальное количество голосов + давать плюшки тем, кто выложил больше/меньше всего голосов за политику.

Много чего можно с этим придумать, на самом деле, сделав фазу политики самой интересной частью игры и чтобы она каждый ход имела большое значение, а не как повезет с картами.

Как насчет того, чтобы убрать тонну жетонов, намертво привязанных к РАСАМ? У вас есть ЦВЕТА! Черт возьми, вместо 17-ти наборов можно же сделать 6, это же и выгоднее издателю, и проще для игроков!

Эргономика – говно, весь стол занят, приходится какие-то вещи оставлять в мешках или едва ли не держать на коленках. Но все это легко пофиксить: можно сделать ширмы, вынести на них хотя бы памятки и освободить место на столе. В идеале можно даже в этих ширмах сделать кармашки, и напихивать туда изученные технологии – все равно легче спросить у человека что он изучил, чем тянуть шею и мониторить такие вещи за полстола. С тем, как сейчас голоса и ресурсы тратятся (флипаются карты планет, которых у вас в какой-то момент может стать пару десятков) – тоже надо что-то сделать.

Еще есть радикальный способ что-то решить и с занимаемым местом, и с одной деталью в игровом процессе. Кораблей и видов фигурок очень много, но отличия у них не очень-то принципиальны и ради них занимается очень много места на столе (и фигурками в запасе, и охеренно большим планшетом с их описанием). Ну так… страшно сказать, после этих слов наверняка в дверь начнет ломиться настольная инквизиция… может, уменьшить их количество, попутно сделав все корабли более узкоспециализированными и отличающимися?..

Можно даже попытаться сделать конструирование кораблей – например, выкладывая их компоненты и улучшения в виде маленьких карточек; чем меньше корабль – тем меньше мест под карты. Или пойти еще дальше, просто все спиздить из Eclipse и переделать на свой лад. :|

Наконец, вместо победных очков можно ввести цели как в Цивилизации. Можно как в первой (хотя на самом деле она не первая :|), 2010-го года, можно как во второй – и так, и эдак будет лучше раз в сто. Цели будут стимулировать игроков придумывать план на всю игру, а не судорожно подскакивать к каким-то высосанным из пальца задачам вроде «потрать гору ресурсов на победное очко», которые каждый ход вылупляются из ниоткуда.

К целям можно легко подцепить даже Мегатол Рекс, все еще оставив его лакомым кусочком, ради которого осмысленно держать наготове наступательный флот. Например: если все же сделать собственные карты политики у разных рас, можно напилить политическую победу. Если принято 3 ваших закона и вы контролируете Рекс, вы можете попытаться выдвинуть еще одну политику, которая зачтется как один из этапов победы (если «своровать» победные цели из New Dawn), или просто даст вам победу на месте.

На мой взгляд, замена победных очков на цели сделает игру не только интереснее и ближе к настоящему 4X, но и совершенно точно ее ускорит. :|

 

Кто-то на все это скажет «эй, это будет уже совсем другая игра!».

Да. Будет. Лично для меня это исключительно положительная характеристика, потому что суть останется той же, а «совсем другими» будут устаревшие и откровенно ублюдские конструкции в механике и компонентах, которыми попросту незачем дорожить – они реально все только портят.

И я уверен, что в ближайшие лет 10 мы вряд ли увидим новую редакцию с реальными подвижками в лучшую сторону – но кто мне запретит хотя бы помечтать о том, чтобы FFG однажды приняло на вооружение эти сами напрашивающиеся изменения, которые легко придут в голову даже тупарю вроде меня?..

Если вы готовы потратить много времени, и у вас есть столь же двинутые друзья которых хлебом не корми, но дай кого-нибудь поубивать в космосе – ок, играйте в TI4. Кто я такой, чтобы вас отговаривать? У игры есть свои интересные моменты, в конце концов, я могу вас понять.

Если же вы считаете, что 6+ часов (гораздо больше шести часов понадобится, на самом-то деле :|) на одну партию – это перегиб, то вот вам варианты:

Хотите игру в этом сеттинге с примерно похожим процессом? Плюх, Rex. У него есть жутчайший недостаток – на него крайне желательно собрать компанию в шесть человек (в крайнем случае – четное количество), что при мне никогда не удавалось сделать. Но когда я об этом поглубже задумываюсь, то могу сказать что Рекс – это примерно тот же TI, только с более выпуклыми свойствами рас, интересной боевой системой и занимающий более адекватное время.

Хотите чистую войну в космосе? Бум, Forbidden Stars – идеальный выбор. Тоже небыстрая, надо вникать и изучать возможности фракций, но она заметно быстрее чем TI и в ней нет вообще ничего лишнего. Боевку я в ней просто обожаю.

Хотите хотя бы ощущение 4X в космосе? Бах, Eclipse. Это не стратегия, по сути это евро – но обертка в ней сделана на редкость качественно. Прямо сейчас я зверски жалею, что продал свою копию с двумя допами – несмотря на некоторые недостатки, она игралась бы гораздо, гораздо чаще и приятнее в нашей компании чем TI. Но – к ней, собственно, обязательно надо добирать допы (нет, не с миньками :|), желательно даже поискать промо.

Хотите сыграть в 4X, и вам все равно каким будет сеттинг? Бубух, вот вам Цивилизация – даже две штуки. Обе довольно разные, в каждой отсутствуют и присутствуют свои собственные фишки из оригинала – и обе по-своему имеют право на жизнь. Я лично предпочту версию поновее (когда там доп уже анонсируют, елы-палы?..), но пойму тех, кто двумя руками за игру 10-го года.

Из того, что я еще не пробовал, но на что положил глаз и что может оказаться чем-то годным: Warpgate, Hyperspace, Deep: Enemy Frontier, Burning Suns. Про все я писал в анонсах-наводках в разное время.

В принципе, есть даже мнение, что TI3 с допами > TI4. Ничего по этому поводу не могу сказать, играл только в базы, и как раз сравнение между ними идет в пользу четверки – но готов поверить, что ранее в допах накидали достаточно плюшек, чтобы третья редакция заиграла новыми красками.

 

Знаете, что действительно хорошо в TI4? Она поставила меня перед дилеммой: покупать Эклипс заново, или печатать?

Сейчас я уже благополучно разрешил вопрос в сторону «покупать», потому что файлы для печати просто полное дерьмище – но я могу твердо сказать, что Твилка меня сподвигла озадачиться восстановлением в коллекции пускай не идеальной, имеющей некоторые недостатки, но скорее все же нравящейся лично мне настолки.

В большинстве случаев, если игра была весьма многообещающей и предлагала нечто особенное, но у нее оказываются какие-то критичные недостатки, после партии остается только вздохнуть и печально шлепать домой с мыслями о том, что ничего уже не поделаешь. Здесь же есть какие-то альтернативы, и лично я рекомендую к ним все же приглядеться.

 

- Безумно долго.

+ Очень внятные правила, да и в целом все очень наглядно.

- Это не 4X, а игра про накидывание на поле гор пластика, который вы в какой-то момент двигаете в сторону противника.

- Боевка скучная и откровенно устаревшая.

+ Много подвижек и улучшений по сравнению с третьей редакцией.

- ...Но в сущности это все еще игра, которую надо капитально переделывать сверху донизу. Если вам не нравился TI раньше, не понравится и теперь.

- Такое впечатление, что о занимаемом месте не думали из принципа.

- Издание от МХ имеет как ошибки в переводе, так и достаточно хреновое исполнение. Играть можно, но учитывая цену - остается неприятное послевкусие.

+ Красивенько. :|

 

= Я искренне считаю TI разочаровывающей тратой бешеного количества времени, и что лучше все же выбрать что-то другое.

Дата размещения: 6 сентября 2019 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.