Бэтмен. Лечебница Аркхэм
Бэтмен, с рожей кирпичом бегущий за безумно смеющимся Джокером. Даже если вы не следите за комиксами DC, картинка все равно изрядно навязшая в зубах и уже скорее карикатурная - год за годом нам пихают этот образ, давным-давно переставший казаться сколь-нибудь серьезным.
Иногда бывают попытки уйти от очевидного решения "свернуть шею Джокеру = решить половину проблем Готэма" - и чаще всего альтернативой становится "а давайте запрем этого анального клоуна в психушке Аркхэма?", хотя даже восьмилетний ребенок счел бы это сомнительной идеей.
"Лечебница Аркхэм" как раз рассказывает о том, что запереть кучу суперзлодеев, преступников и дегенератов в одном месте может додуматься только или полный идиот, или сценарист комиксов. Что по сути одно и то же.
Хотя Грант Моррисон (сценарист этой хуйволы) заявлял, что пытался "выдать ответ Watchmen и The Dark Knight Returns", первые же страницы производят впечатление, что он в лучшем случае елозил мордой по пишущей машинке вместо своей непосредственной работы.
Бла-бла-бла, Бэтмена вызывают сигналом в небе, и посылают в Аркхэм, подавлять бунт заключенных. На этой чрезвычайно обыденной ноте заканчивается любое проявление адекватности в комиксе, и начинается игра, которую я называю "сделай вид что здесь есть какой-то смысл": страницы переполняются каким-то символизмом, выдается объяснение безумия Джокера и прочих суперзлодеев, а на заднем фоне идет история Аркхэма.
Только вот смысл надо заложить, а не поводить перед носом читателя символами и что-то брякнуть с умным видом вместо этого. Все нарисованные значки и пустые символы не имеют никакого смысла для сюжета, "объяснение" безумия Джокера крайне поверхностное, а история Аркхэма имеет нулевое отношение к главному сценарию.
В основном комикс пытается преподнести такую мысль: а что если Бэтмен недалеко ушел от тех пизданутых психов, которым он постоянно бьет рожи и разрушает их долбоебски-злодейские планы?
И-и-и... честно говоря, это не слишком оригинальная мысль. В конце концов, сложно считать абсолютно нормальным человека, который одевается в костюм летучей мыши чтобы избивать преступников на ночных улицах.
Но даже если отложить в сторону вопрос о психическом здоровье Бэтмена - речь и без того идет об, мать его, двинувшемся на почве мести и справедливости мускулистом мужике, вершащим самосуд. Все эти сюжетные замуты на тему "а может Бэтмен слегонца плохой?" не работают и не будут работать, потому что каждый адекватный человек осознает, что в нем и так есть капелька плохиша - и озвучивание этой мысли вслух звучит примерно как "мишка много какает".
А самая главная причина, почему этот сюжетный "поворот" не работает - потому что это озвучено, а не показано.
Бэтмен шкерится по Аркхэму, что-то невнятно бормочет и изредка видит какую-то непонятную херню, что вроде как должно быть галлюцинациями - но это не выглядит как какое-нибудь серьезное помешательство, скорее как попытка детсадовца казаться психом.
Я бы даже так сказал - в рамках этого сценария довольно сложно показать Бэтмена психом, поскольку взаимодействует он исключительно с другими психами, на фоне которых даже любитель одеваться в летучую мышь кажется адекватным.
К слову: "Бэтмен шкерится по Аркхэму" - это практически полное описание половины склизской и монотонной херни, ставшей для комикса сценарием. Другая половина - это флешбеки основателя лечебницы, Амадея Аркхэма, вся жизнь которого вкратце описывается словом "жопа".
Эта жопа даже могла бы вызывать какую-то заинтересованность, если бы имела какое-то отношение к основному сюжету, но вместо этого она выглядит отвлеченным способом растянуть комикс на побольше страниц.
Персонажи - тупо картонки, многие из которых даже не обладают личностью, проработанной дальше имени и ярлычка. Основатель лечебницы теоретически мог бы вызывать сочувствие, если бы не существовал в отдельном флешбековом измерении только для того чтобы страдать - все прочие лица описываются словами "скучный псих", "случайная жертва" и "Бэтмен".
Диалоги же - каша из слов, в которой потихоньку тонет смысл и теряется цель посещения этого сомнительного заведения.
Но основная причина посредственности "Лечебницы Аркхэм" - графика.
Да, нарисовано все конечно довольно неплохо (хотя большинство изображений Бэтмена словно вышли из-под руки пьяного Тима Бёртона), и если бы сюжет отвлекся от ковыряния в носу - рисовка определенно помогла бы проникнуться мрачной атмосферой сумасшедшего дома с темным прошлым.
Только вот ведь какое дело: любой художественный рассказ делается по определенным правилам, и отступление от этих правил превращает происходящее в клейкую кашу. В фильмах через задницу работают устное повествование и озвучивание каждой мысли персонажа, в игре вы будете спать на получасовых катсценах, а в комиксе вы просто нихера не поймете, если автор все время вываливает большие картинки с парой кадров и хаотично завалит их текстовыми облачками.
Комикс - это последовательность картинок, которые одновременно и показывают, и рассказывают. "Лечебница Аркхэм" вместо этого чаще всего просто рассказывает (а делает это она, как уже сказано выше, очень плохо), а когда пытается показать какое-то действие - роняет на голову читателю ворох рисунков с невнятным мордобоем.
В итоге "Лечебница" читается как книжка с иллюстрациями, на которую кого-то стошнило краткими диалогами и случайными фразами, и пресловутые флешбеки ничуть не помогают нормальному восприятию этой смеси.
И вот не надо "так и задумано, это создает атмосферу безумия!". Даже если это сделано преднамеренно (в чем я изрядно сомневаюсь) - по-прежнему работает правило "преднамеренно сделанное паршивым остается паршивым".
У "Лечебницы Аркхэм" найдутся свои любители, но тоже самое можно сказать про копрофилию. Хотите посмотреть на Бэтмена - выберите Batman New 52, а эту хуергу лучше оставить в стороне. И уж тем более не покупать в бумаге русское издание.
+/- Своеобразная графика.
- Флешбеки.
- Плоские персонажи.
+ Можно уловить безумное настроение, при желании.
- Сценарий и диалоги - попросту никчемные.
- Совершенно ублюдочный метод повествования, делающий книгу более непонятной.
= Неумелая попытка сделать умный и глубокий комикс без понимания, что для этого требуется.
|
Дата размещения: 30 января 2016 года
|
|