Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
XCOM 2

Второй XCOM - это одна из тех игр, после которой вы выходите на улицу мучительно щурясь от яркого света, а в голове медленно проясняется мысль "что-то я давненько здесь не был".

Вообще она относится ко многим уникальным категориям: "хороший ремейк, который не срет на голову оригиналу", "доказательство что игропром все еще могет" и "сдавливает вам яйца, а вы и рады". Вот бы еще среди этих категорий не затесалось "дождитесь патчей"...

 

Если вы по каким-то причинам провели последние несколько лет вдали от цивилизации и понятия не имеете, что такое X-Com, то вот вам краткое описание основной концепции: на Землю напали инопланетяне, а вы их отстреливаете силами всемирной военизированной организации.

В одном режиме вы подготавливаетесь к битвам (строя всякие полезные штуки, производя снаряжение, готовя бойцов и изучая инопланетные трофеи), а в другом плющите пришельцев непосредственно в битвах, заодно добывая новые материалы и трофеи.

X-Com долго находилась в списке игр с омерзительнейшими продолжениями всех времен, но в 2012 году 2K Interactive и Firaxis перезапустили серию римейком XCOM: Enemy Unknown, который достаточно аккуратно перенес игровой процесс двадцатилетней давности (хоть и не обошлось без воплей "оказуалили, суки!" - местами даже справедливых).

И вот, несколько дней назад вышло продолжение. Сам того не ожидая, я как-то неожиданно втянулся, прошел игру и готов рассказать о впечатлениях.

 

Начнем с плохого.

Единственный серьезный недостаток - это сырость игры, за которую в темные века геймдева (то есть лет десять назад) разработчиков поймали бы в темном переулке журналисты, и раздробили им коленные чашечки.

Баги, неоптимизированность, у некоторых постоянные вылеты, возможны какие-то жуткие графические ошибки, анимации частенько срабатывают странновато... Лично у меня были настолько долгие загрузки, что можно было подремать в перерывах.

Хоть и понимаешь, что рано или поздно все ошибки поправят - но сейчас-то положительные впечатления уже подмочены.

Все прочие недостатки настолько мелки, что вам придется высматривать их с лупой, ползая на карачках - да и впору назвать тех кто так делает избалованными мудилами.

Да-да, я про вас, дегенераты, что жалуются на рандом, сложность и "тупа зделоли, можна была лутше" без внятных объяснений, что же сделано не так. Надеюсь вы осознаете, что именно из-за вас, маленькие мрази, обзоры в Steam ощущаются более тупыми и бессмысленными, чем комментарии под торрентами, и что ваши претензии звучат как "это хорошая игра, но я обосру ее за то что она сложнее каловдутия и пару странных мелочей - а потом пойду рубать в дотан".

 

А в остальном - я, простите, проебал все сроки обновлений на сайте, слегка подзабил на работу и проспал встречу, которую запланировал еще полторы недели назад.

Просто не бывает плохих игр, с которыми "поиграю пять минут" превращается в "блядь, прошло уже двадцать часов?!".

 

Не сказать, чтобы сюжет поражал, поскольку писали его все те же идиоты что в прошлый раз - однако им явно дали по башке свернутой газетой, чтобы они старались получше.

Проект X-COM потерпел неудачу 20 лет назад - однако (барабанная дробь) это никак не нарушает канон и логику прошлой части. Базу X-COM штурмовали пришельцы, вам (командиру) съездили по затылку прикладом, и упаковали в уютненькую виртуальную реальность, где вы "громили пришельцев".

Тем временем оккупанты захватили весь мир, и построили новое общество, делая вид что стали лучшими друзьями человечества - а за кулисами все так же проводят зловещие эксперименты и держат людей в загоне, как скот. Каким-то чудом вас находит сопротивление, вытаскивает из стазиса и слезно просит помочь разгромить захватчиков (игнорируя тот факт, что в прошлый раз у вас получилось как-то не очень).

У кого-то такой сюжетный поворот может вызвать гневное недержание словесного кала, однако на самом деле это чудесно, поскольку:

1. Не пришлось делать римейк римейка, получилось удачно и логично связать с прошлой частью (да и пожалуй с более ранними играми, что забавно).

2. Закрываются здоровенные дыры в логике первого XCOM, вроде навязчивых нападений инопланетян на пиццерии и заправки.

3. Объясняет, почему нынешнее Сопротивление находится в глубокой жопе - коварные элиены все это время пользовались вашими же тактическими наработками против людей.

 

В итоге вместо стационарной базы у вас летающая херотень (дико напоминающая летающие херотени S.H.I.E.L.D. из марвеловских фильмов), которая все время перемещается с место на место, а миссии теперь позиционируются как быстрые и скрытные налеты - возрожденный X-COM слишком малочисленный и почти не имеет поддержки среди населения, чтобы начать полноценную войну за освобождение. Пришельцы же сидят на каждом углу, наводнили весь земной шар армиями и всегда готовы прислать подкрепления, если войска начнут кончаться - так что вы выступите в благородной роли городского партизана.

Под это дело даже прикрутили неплохой стелс - в начале миссии, пока вас никто не увидел и вы не шумите, можно пробежать мимо врагов или устроить засаду.

Это чертовски удобная функция, позволяющая не ввязываться лишний раз в бой или устранить опасных противников без лишнего геморроя - но что самое главное, весь игровой процесс начинает ощущаться более хитрым, нежели "иду дальше и расстреливаю все что движется". Вместо этого вы хорошенько задумываетесь, когда и ради чего плевать на маскировку, и стоит ли расстрелянный патруль с одним-двумя неприятными противниками потерянного эффекта неожиданности.

Особенно остро такие вопросы встают на миссиях, где в конце вы эвакуируетесь от превосходящих сил противника. Таких операций довольно много, и зачем на них лишний раз рисковать, если не получится забрать трофеи?

 

Начинаете вы с хилыми и неуверенно жующими сопли новичками, которые в качестве брони носят скрепленные скотчем картонные коробки - а по ту сторону баррикад стоят парни с гаусс-винтовками в одной руке, и сгустками пси-энергии в другой. Со временем паскудники разнообразят войска всевозможным спецназом, пришельцами-штурмовиками, роботами и мехами, которые при некотором желании могут уничтожать пристальным взглядом.

Прежде чем вы подумаете, что это нечестно и игра создана для отбитых хардкорщиков -  нет, все в полном порядке. В отличие от предыдущего XCOM, игра предлагает не дуболомно бежать вперед с надеждой "дыы, та коебочка выглядит хаесым укрытием", а гораздо осторожнее продвигаться, устраивать засады и на полную катушку использовать режим стелса - как и делали бы люди, вооруженные палками и камнями против инопланетных захватчиков с плазменными пушками.

Пожалуй, я очень оценил ненавязчивое приучивание к аккуратности - после пары десятков оперативников, вернувшихся на базу в виде оплавленных кусочков сама собой приходит мысль, что надо бы пошевелить мозгами и вообще не соваться на рожон без необходимости.

Даже позже, когда ваши подчиненные утрут сопли, получат полковничьи нашивки и вы разработаете броню крепче склеенных друг с другом печенек, вы все равно предпочтете пользоваться партизанской тактикой, а не ловить лицом заряды плазмы в духе Рембо. Не потому что не можете себе это позволить - просто такие операции проходят гораздо эффективнее и безболезненней.

 

В целом, игра работает почти на 100%, крайне интересна и зверски аддиктивна по двум причинам - хорошем совмещении двух режимов (стратегии и тактики) и тем, что я считаю главным компонентом любой хорошей игры: правила постепенно меняются.

В конце вы будете действовать совсем иначе, нежели в начале: из-за новых противников, специфики заданий и местности вам постоянно придется менять подход и искать новые приемы - а постепенно открывающиеся способности бойцов и модификации оружия этот момент усиливают и делают еще вкуснее.

Совмещение тактики и стратегии вышло грамотным - вы не тонете в микроменеджменте на базе и не вязнете в битвах (хотя олдфаги наверняка опять разноются, что хотели бы ковыряться с каждым патроном и гранатой). При этом успехи в обоих областях отлично взаимосвязаны - без успешных битв и ветеранов вы не наберете материалов и данных для подготовки к миссиям, а без построек на базе и внимания к экипировке бойцы помрут на первом же серьезном задании.

 

Что я хочу сказать, в общем: если вы ныли "XCOM не торт", то будете ныть и "XCOM 2 не торт" - основа осталась такой же, экипировка все так же сделана лишь в общих чертах, а настоебевшие шутки про рандом в стрельбе получили второе дыхание.

Если же вы готовы взглянуть куда шире, то вы увидите реально крутую и сложную игру, из-за которой вы выпадете из жизни примерно на недельку и снова начнете верить в человечество.

 

- Тонна багов, оптимизация близка к нулю.

+ Очень сильная аддиктивность.

+ Стратегия и тактика органично перетекают друг в друга.

+ Неплохой дизайн, неуловимо напоминающий о робокопе и фантастических боевиках 80-х. Хоть есть и пара странных решений.

- Если игра сделана только для PC, какого черта интерфейс до сих пор консолеобразный?..

- Тупое и раздражающее обучение, в котором лучше бы указали на пару неочевидных моментов, а не рассказывали как ходить и стрелять.

+ Чем дальше, тем более индивидуальными будут бойцы - и внешне, и по развитию с экипировкой.

+ Даже на среднем уровне сложности пришельцы дают прикурить и быстренько вытравливают тягу атаковать в лоб - но при этом их вполне реально побороть.

+ Намек на ремейк Terror from the Deep. Урааа! Джва года хотел такую игру.

 

= Восхитительно.

Дата размещения: 9 февраля 2016 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.