Брендон Сандерсон - Мстители
Десять лет назад в небе зажглась ярко-алая звезда, и некоторые люди стали обретать сверхспособности. Их стали называть Эпиками.
Поначалу человечество решило, что среди них стали появляться супергерои из комиксов – и в основном восприняли это с энтузиазмой и надеждой.
Однако эпики почти поголовно оказались скорее суперзлодеями.
Уже десятилетие Земля находится под пятой эгоистичных и злобных людей, практически каждый из которых может собственноручно расправиться с целой армией. Государства лежат в руинах, люди находятся на положении бесправных рабов, и живут только для обеспечения комфорта своих «героев».
Главный персонаж цикла – Дэвид, юный паренек, который в детстве потерял отца из-за самого могущественного и неуязвимого эпика в мире.
В дальнейшем Дэвид вступает в ряды Мстителей – скрытной группы людей, которые уничтожают эпиков, выявляя их слабые места, и принимается за реализацию своей самой главной мечты: уничтожить убийцу своего отца.
Такова завязка цикла «Мстители» (Reckoners) Брендона Сандерсона. На данный момент в ней две книги – «Стальное Сердце» (Steelheart) и «Огненный Мститель» (Firefight), на следующий год планируется «Катастрофа» (Calamity).
У всех книг Сандерсона есть общая черта: поначалу они совсем не цепляют, зато после концовки хочется немедленно прочитать продолжение (что довольно трудно сделать, поскольку переводят все до охренения медленно).
В основном это происходит оттого, что Сандерсон больше внимания уделяет описанию мира вокруг и объяснению «механики» сеттинга, а за персонажей всерьез принимается уже потом, начиная их окунать во всякие передряги и сложные ситуации.
По счастью, здешний сеттинг в целом очень прост – это наш же мир, только по которому прокатились сбрендившие супергерои. Поэтому единственные необычные вещи, которые пришлось пояснять Сандерсону – это как «работают» Эпики.
В общем-то, это можно рассказать даже прямо здесь (тем более что это даже не спойлер): у каждого Эпика есть какая-то слабость, от которой он на некоторое время теряет все свои силы. Есть как довольно понятные и тривиальные (огонь, или прикосновение к какому-то определенному предмету), так и более занятные (питье «Юппи» или похвала).
Основное, чем занимаются герои – это выясняют слабости эпиков и готовятся к их выпиливанию, основываясь на своих предположениях. В этом смысле книги гораздо интереснее остальных циклов Сандерсона – все с одной стороны и просто, и довольно цепляющее, и нет каких-то долгих объяснений как конкретно работает один вид магии, сталкиваясь с другим. Мне сложно представить более заунывную хуйню, чем рассказы подобного рода.
А вот с персонажами в этот раз Брендон сделал промашку: увлекшись описанием погонь, перестрелок, выяснений слабостей эпиков и скрытными операциями, он попросту слабовато их раскрыл.
Более-менее уделено внимание и рассказывается о чаяниях и страхах только самого Дэвида – и то исключительно потому, что повествование идет от его лица. При этом очень быстро доходит, что за исключением пары черт он является чрезвычайно обыденным человеком – в то время как окружающие его люди «нарисованы» очень размашистыми и грубыми мазками. О большинстве персонажей (по крайней мере пока) вообще почти ничего неизвестно или рассказано лишь в общих чертах, хотя потенциально они гораздо интереснее главного героя.
Впрочем, тем ценней становится каждый разговор по душам и редкие моменты откровенности, которые происходят между персонажами.
Кроме того, отношения между людьми здесь показаны достаточно реалистично (за исключением одной черты, описанной ниже): к Дэвиду долго относятся с недоверием и опаской даже несмотря на его смекалку и полезность, а не принимают с распростертыми объятиями, а с нравящейся ему девушкой очень правильно и постепенно наращиваются отношения.
Персонажи развиваются, что определенно является чертой хорошего произведения. Лучше всего это видно по Дэвиду, у которого отношение к эпикам постепенно сменяется от слепой ненависти – однако и многие другие тоже понемногу растут над собой или деградируют из-за происходящих событий.
Но у главного героя есть странная черта, которую сложно принять и еще сложнее понять: ему плохо даются метафоры.
Это… как бы сказать… странно. В плохом смысле.
Такое сложно назвать чертой характера нормального человека – в основном потому, что Дэвид все время пытается играть с метафорами, хотя сам отлично понимает, что несет какую-то херню вроде «все равно что плавать в жидком торте» (с).
Хотя даже не так. Фраза про торт из CAD по крайней мере смешна и намертво врезается в память, в то время как метафоры Дэвид вымучены, скучны и даже не запоминаются.
Это очень неудачное писательское решение. Главный герой буквально все время заебывает окружающих своими метафорами – а когда они с остекленевшим взглядом переспрашивают у того «что за херню ты сейчас произнес?», он еще и начинает пояснять, почему он нашел в этом какой-то смысл. НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ ТАК НЕ ДЕЛАЮТ, МАТЬ ТВОЮ. Эта говнокомедийность попросту смывает ощущение, что Дэвид – реальная личность.
Да и вообще, лажово выглядящие словосочетания остаются лажовыми, даже если автор делает их такими специально – отчего они не воспринимаются как что-то юморное. Особенно когда это дерьмо повторяется несколько десятков раз.
Еще реально раздражает то, что переводчики считают, что книги читают какие-то дети, и используют совершенно ублюдские слова-заменители для ругательств.
Думаю, по всему этому сайту заметно, что я ценю экспрессивные возможности мата. И одновременно с этим я могу принять, что «блядь» или даже «мудак» посередине книжки могут оскорбить чью-то тонкую натуру (равно как и что «fuck!» необязательно подразумевает сапожническую матершину) – но переводчики считают, что даже «вот черт!» или «ох, чтоб тебя, проклятый выродок» будут слишком крепкими выражениями. Поэтому они используют слова «слонце» и «треск».
Вы когда-нибудь слышали, чтобы человек, попавший молотком себе по пальцу говорил «треск»? Или чтобы кто-то кого-то оскорблял, называя «слонцем»? Нет?..
Особенно умилительно это выглядит на фоне мрачной атмосферы мира, где за косой взгляд на Эпика тот сдерет с тебя шкуру, и ты его еще поблагодаришь, если он не примется за твою семью. Опять же, я не ратую за мат-перемат в художественном произведении (хотя и буду рад, если его нормально пристроят) – но мне кажется довольно оскорбительным отношение к читателям как к малолетним соплякам, которых опекают от «страшного влияния этого мира».
+ Отличная идея про «как на самом деле поступят люди с суперсилами».
+ Очень годные поиски слабостей эпиков и попытки их использования.
- В некоторых сценах с большим количеством действия слегка теряется чувство времени и пространства.
+ Реалистичные отношения между персонажами, которые кроме того еще и развиваются.
- Слишком много внимания уделяется Дэвиду, и слишком мало остальным.
- Метафоры Дэвида.
- Беззубый перевод.
- Поначалу довольно скучно, как всегда бывает у Сандерсона.
+ Зато концовки мощные и побуждающие продолжать чтение.
= Лично я очень жду третью книгу (на которой наверняка будет все закончено). Шедевром не назвать, но все равно очень прилично.
|
Дата размещения: 25 октября 2015 года
|
|