Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Главная > Советы > ПнП - печатаем настолки своими руками
ПнП - печатаем настолки своими руками

ПнП, Print ‘n Play (Печатай и играй) – это целый пласт настольного хобби, в который лично я погружен с головой.

В чем суть: вы берете из интернета/готовите самостоятельно макеты, скармливаете их принтеру и получаете на руки свеженькую, с пылу с жару, самую настоящую настольную игру. В которую можно играть, возможно даже с друзьями, возможно даже вызывая у них восхищение вашей находчивостью и сноровкой.

Вы молодец, вы сэкономили, сделали при этом все красиво и круто – звучит просто прекрасно.

И тут прихожу я, громко хлопая дверью размазываю ваши влажные мечтания по полу. И рассказываю о том, как вы на самом деле все проклянете десять раз, бездумно решив влиться в наше уютненькое пнп’шное движение ненавидящих самих себя мазохистов. =ъ

Наливайте баклажку чаечка, усаживайтесь поудобнее и включите на фоне какой-нибудь расслабляющий synthwave – это будет длинный свиток.

 

 

Прежде чем я начну рассказывать о том, как самостоятельно изготовить себе свеженький Twilight Imperium со всеми допами, давайте проясним пару важных моментов:

1. ПнП - это не экономия ни денег, ни времени. Есть некоторые случаи, когда напечатать и порезать игру – это действительно дешевле, чем ее купить «как надо», но это обычно случаи вроде «там всего карт 10-15 лежит». А в целом речь идет о том что вы вкладываете некоторые денежные средства и вбухиваете в изготовление даже простенькой игры с карточками просто невъебенное количество времени.

Напечатать-заламинировать-порезать Love Letter в быстром темпе, по факту, займет больше времени чем в ленивом темпе съездить за ней в ближайший магазин с настолками. А ведь в игре, простите, всего 20 карт.

2. Иметь ножницы и лазерник - недостаточно. Конечно вы можете научиться вставлять бумагу в принтер правильной стороной, и после этого начать считать себя неебически крутым пиратом, ставящим настольные издательства на колени - кто я такой, собственно, чтобы запрещать вам что-либо мнить о себе?

Но если вы нормальные человек, то должны понимать – нужно довольно дохрена всякого оборудования с инструментами, какие-никакие программы и чтобы руки были хоть чууууть-чуть не из жопы. Иначе ваша "игра" еле-еле вылезшая из говнопринтера, криво порезанная ножницами которыми вы даже пакет молока не в состоянии открыть с первого раза, будет смотреться как кусок дымящегося дерьма завернутый в пожеванные газеты.

И уж простите за откровенность, но вряд ли те, кому придется брать этот кал в руки проявят к вам снисхождение. Даже если вы ну прям очень старались, и какая-то мизерная часть вашего «детища» вышла хорошо.

3. ПнП - это пиратство. Вот честно - мне глубоко насрать на этот момент, и по примерным подсчетам я понимаю что издатель скорее всего "потеряет" (да, именно что в кавычках) из-за ПнП максимум 200-300k в рублях - тех кто игры печатает достаточно мало, чтобы действительно повлиять на ситуацию. Больше того, мне страшно надоели люди, которые излишне настойчиво пытаются запихнуть мне свое мнение по поводу моего собственного решения, как поступать.

Но – это пиратство, я признаю это, и предлагаю вам тоже не идиотничать и не отнекиваться – мы все взрослые люди и должны признавать все как есть, раз уж просим других людей не срать нам в мозг.

Если вас это волнует - ничего не делайте, просто закройте страничку, покупайте игры там где вас больше устраивает и, пожалуйста, не срите в уши мне или любому другому "ужасному преступнику" на тему того, как все это плохо и гадко. Мы плохие, гадкие, знаем это и нам все равно.

4. ПнП - это не только пиратство, но еще и хобби. Еще одна причина, почему я прошу неадекватных хейтеров не кудахтать по поводу того, наскококолько неправильно лишать издателей последнего куска хлеба под икру с маслом: мы не отбирать последние копейки у лишенного базовых удобств мистера Акулова пришли, а получать удовольствие от изготовления чего-то своими руками.

Заодно прошу закатать губы тех, кто начал читать и потирать ручки с мыслью "ахаха, вот ща я как бахну все что хотел и не буду никому ничего лишнего платить!". Все это делается не для экономии - лично мне просто реально нравится резать карты, брать новые инструменты, пробовать материалы и т.д., и я думаю что вы сильно обломаетесь, если просто решили сэкономить денежек при помощи ПнП. Тут нужно нечто большее, чем нежелание идти в магазин и отдавать деньги за цветной картон.

 

Программы.

 

 

Даже если вы хотите просто печатать игры, никак их не подправляя, вам нужен какой-то минимум программ чтобы все это делать - а уж если вы хотите быть готовым что-то лопатить и исправлять из-за чьих-то косяков или вовсе делать пнп с нуля, то придется довольно ощутимо зарыться в мир графических приложений.

Я настоятельно рекомендую обратить внимание на следующие программы:

 

Adobe Acrobat.

Самый минимум, которым надо озадачиться для пнп.

Простой, считайте что дефолтный просмотровщик формата pdf, в котором находится подавляющее большинство лежащих в свободном доступе макетов.

На Акробат стоит обратить внимание по следующим причинам:

1. Он бесплатный. Смело заходите на сайт Adobe и качайте.

2. Из него удобно печатать - он довольно простой, заранее наглядно показывает что и как будет печатать, и имеет все необходимые вам настройки. ПнП'шники это осознают, и большинство печатных файлов выкладывают в свободный доступ именно в данном формате.

Я бы отметил только, что в нем невозможно ничего редактировать (в бесплатной версии) – но это довольно редко требуется, и лично мне проще редактировать в других программах.

 

Corel Draw.

Я почти не видел, если честно, макетов сделанных под Корел – кажется всего то ли один, то ли два раза на них натыкался. Но это неважно, потому что в нем проще всего подготавливать и печатать всякую пижню вроде отдельных листов в виде jpg/png, или выкручиваться в ситуациях вроде "мне нужна всего одна карточка, зачем мне делать целый лист?". Я лично всегда через него печатаю, когда сам делаю файлы, потому что (сюрприз!) я в общем-то не умею делать pdf’ки. Вот такой вот я урод. =ъ

Это довольно многофункциональный и мощный векторный редактор, который вам нужен исключительно ради печати. Стоит он довольно дорого для таких однобоких запросов, скажем прямо, поэтому проще своровать.

 

Adobe Photoshop.

Великий и ужасный фотошоп, который обычно нужен только чтобы править чужие ошибки и готовить макеты. Печатать из него довольно неудобно, да и вообще что-то исправлять придется не так уж и часто - если вы где-то (wink-wink) качаете готовые макеты для печати, то скорее всего и фотошоп вам не понадобится.

Стоит дорого, поэтому тоже рекомендую "купить" на торрентах. Слушайте меня, и точно придете в жизни к успеху. =D

 

 

Собственно, как все это добро использую по крайней мере я:

 

Adobe Acrobat:

 Печать:

Открываю нужную мне PDF, включаю настройки печати (CTRL + P), убеждаюсь что включен А4 с правильной ориентировкой, смотрю в свойствах чтобы была выбрана подходящая бумага (я ставлю Photo ink jet) и пишу нужные мне страницы под печать из документа. Если лист заполнен почти весь целиком, то жмакаю на чекбокс с игнорированием полей.

После этого печатаю. Все очень просто, как и говорил выше. =ъ

 

Adobe Photoshop:

• Заранее делаю элементы под печать:

Открываю уже существующий файл (обычно это jpg), и начинаю делать с ним какие-либо манипуляции чтобы превратить сырой кусок пикселей в карту/жетон/поле. :|

Делать можно много чего, конкретизировать смысла мало, скажу лишь что вам очень пригодится осознание нескольких вещей:

• Очень важно понимать как работают слои. В этом нет ничего сложного, я уверен что можно с этим разобраться минут десять просто поигравшись с ними самостоятельно без всяких туторилов.

• Кисти бывают разные и у них настраиваются прозрачность с резкостью.

• Инструмент "градиент" можно включить на то чтобы вторая половина градиента была прозрачной.

• Во вкладке "изображение" и выпадающем меню "коррекция" вам дается в общем-то почти все необходимое, чтобы сделать цвет именно таким, как вы пожелаете.

• Нажав на инструмент «Рамка» правой кнопкой мыши, вы получите доступ к инструменту «Кадрирование перспективы». Он вам просто позарез нужен, если вы готовите файлы из сканов/фоток и хотите, чтобы перекошенные объекты автоматом становились ровными.

 

Можете спокойно погуглить какие-нибудь обучающие тексты/видео по всем вопросам, уверен что вам все разжуют до состояния кашицы и аккуратненько положат прям в рот - я превращать статью в еще один туторил по фотошопу не стану. Не маленькие, сами разберетесь как картинку уделать. :|

Да, пользуясь случаем: спасибо USSRoker’у за сканы карт Pax Renessainse, но если что: ты там поле политической стороной не до конца показал, и забыл положить короля Мамлюков. Вряд ли ты станешь это править, я не думаю что ребятам уже нужны эти сканы, но все же. Тем не менее, без всякой иронии – спасибо.

 

 

• Раскладываю карты на лист:

Делаю пустой файл А4 (210 x 297 мм) с разрешением 300 dpi (пиксели на дюйм) с прозрачным фоном. Делаю еще один файл с прозрачным фоном, теперь размером с карту.

Делаю в первый файл заливку белым цветом, во второй файл заливку любым цветом, хватаю инструментом "перемещение" (горячая кнопка V; иконка - курсор с четырьмя стрелками) центр второго файла и перетаскиваю на первый.

Теперь перетасканное берем, и копируем несколько раз (я это делаю, тупо дублируя слой), ровно присандаливая их друг к другу; сидеть и выравнивать пиксель в пиксель не нужно, ФШ сам все выравнивает.

Как только выложено необходимое количество полей, все эти слои группируем (не объединяем, а именно группируем), выделив их и нажав на нужную кнопку (CTRL + G в горячих клавишах).

Сразу после этого выбираем инструмент "перемещение", выделяем в слоях сгруппированное и заливку фона, и жмем на две кнопки наверху («выравнивание центров по вертикали» и «выравнивание центров по горизонтали») - тем самым все выравнивается по листу и вы можете быть уверены, что по крайней мере в файле все стоит точно по центру.

Дальше идем во вкладку "фильтр" > "новая направляющая...",  создаем вертикальную или горизонтальную, после чего тащим ее "перемещением" от края файла к краю заготовки (если вы не видите край файла и направляющую, жмите CTRL с минусом пока не отдалитесь на достаточное расстояние). Все это повторяем с каждым краем, удаляем сгруппированные заготовки под карты и сохраняем (просто на всякий случай) в формате psd (формат рабочих файлов для фотошопа).

Вуаля - мы только что сделали шаблон, куда просто и легко пихаем карты и сохраняем уже в виде jpg, в максимальном качестве. Даже если по какой-то причине размер карты в ее собственном файле отличается от ожидаемого, просто делаем "свободное трансформирование" (во вкладке "редактирование", горячие клавиши CTRL + T) и изменяем размер карточки на необходимый прямо на месте – при трансформировании все само автоматом "примагнитится" к направляющим, если подвести с зажатым курсором достаточно близко.

Если будете заполнять лист картами не целиком, помните что это двусторонняя печать - если вы ставите только одну карту слева на лицевой стороне, рубашку надо будет сделать справа.

 

К слову, на картах надо бы сделать метки для реза. Я обычно делаю на рубашках (на примере ниже я просто забылся и сделал наоборот =_=) причем это просто скромные "крестики":

 

 

Самый простой способ это сделать:

1. Создаем новый слой.

2. Берем "прямоугольное выделение". Выделяем маленький квадрат в углу между двумя направляющими.

3. Нажимаем "выполнить обводку" (во вкладке "редактирование"), ширина 1 пиксель (больше не нужно, в противном случае может нечаянно сохраниться на конечном результате), цвет белый для темных поверхностей и черный для всех остальных (ну, или сами смотрите, вдруг у вас что-то совсем пестрое что-то :|).

4. Удаляем от получившегося квадрата линии, не примыкающие к направляющим.

5. Копируем этот результат, прикладываем к углам остальных направляющих, по необходимости переворачивая (вкладка "редактирование" > "трансформирование" > "отзеркалить по горизонтали" либо "отзеркалить по вертикали").

6. Объединяем гору слоев с метками сами с собой (не объединяя их ни с фоном, ни с картами), сохраняем.

 

Если готовим файл с рубашками и хотим избежать смещения во время печати (а мы хотим его избежать, просто поверьте мне), то есть два варианта:

1. Рубашки со сплошным заполнением одним цветом: просто шлепаем рядом с ними небольшой запас из этого же самого цвета. Я лично шлепаю на глаз, потому что много в любом случае делать не нужно - где-то половины сантиметра почти наверняка хватит.

2. Рубашки с несплошным заполнением: это, например, какие-то хитровыебнутые рисунки или узоры; придется выделить этот рисунок инструментом "прямоугольная область" примерно на все те же полсантиметра, скопировать и поставить там, где нужен запас.

 

Почему именно рубашки: ничего страшного не произойдет, если лицевые части будут немного "гулять", потому что в большинстве игр их видит только владелец. Зато вот рубашки почти всегда находятся в свободном доступе и за счет смещения их можно нечаянно сделать мечеными, чего весьма желательно избегать; поскольку именно им я не позволяю «гулять» и стараюсь делать максимально ровными, на них в итоге и ставится разметка для реза.

 

Так или иначе, будет хорошей мыслью сделать две вещи: сохранить как изначальный шаблон с белой заливкой, направляющими и метками реза в psd, так и сохранять каждый отдельный лист как в виде psd, так и jpg. Обосраться можно миллионом способов (например, банально забыть вставить одну-две карты из-за замылившегося глаза), и лучше всегда иметь возможность откатиться к какому-то этапу и что-то поправить без необходимости проделывать все это заново (а шаблончик с направляющими может еще и пригодиться в другом пнп).

 

• Раскладываю жетоны на лист:

С жетонами все в принципе схоже с картами, но есть и вещи которые приходится делать иначе из-за того что два листа вручную лепятся на картон, а не на один лист печатается с двух сторон. В случае с жетонами смещения печати/кривые руки дают куда более болезненные последствия - малейшая ошибка приводит к полнейшему пиздецу, который лично меня заставляет чувствовать себя рукожопым ничтожеством.

Однако в данном случае смещений избежать даже проще, если сделать все правильно. =ъ

 

Метод довольно простой: разбиваем все жетоны на некие "сектора" (проще всего делать это по каким-то схожим признакам и/или количеству), на "рубашках" все зеркалим, бахаем запас вокруг предполагаемого среза (как на картах) на всякий случай, а затем на обеих сторонах делаем своеобразные "рамки" у секторов:

 

 

Как вариант – просто делаем вокруг всех жетонов какую-то рамку, чуть меньше всего листа.

В чем суть: клеим лицевую сторону, разрезаем лист по рамкам «секторов», затем к нужным сторонам прилепляем задник и только после этого разрезаем на отдельные жетоны.

Лично я – мудила с руками из жопы, у которого из-за некоторых проблем все время гуляет центровка, и я не придумал ничего лучше чтобы с этим хоть как-то справиться. Почти наверняка мой костыль – не самое удачное решение, но ничего лучше я вам здесь и сейчас предложить не могу.

 

Corel Draw.

• Печать:

Открываем чистый лист А4. Через «импорт» (или просто кидая файлы из папки прямо в экран программы) запихиваем где-то с краю все jpg-файлы, что собираемся напечатать; наши файлы сюда запихиваются в том размере, каком мы их заранее готовили, поэтому в фотошопе важно создавать заготовки в виде А4 (напоминаю, 210 x 297 мм, 300 dpi). Ну, или том формате, который вы выбрали.

Все, что в рамках листочка в рабочем пространстве программы – все будет напечатано, поэтому проследите чтобы ничего из того, что вам сейчас не нужно печатать, не попало в эту рамку. Все что за ним – будет полностью проигнорировано, поэтому до поры может спокойно там лежать.

Выбираем нужный нам файл, если нам важна центровка – дальше идем во вкладку «Упорядочить > Выровнять и распределить > Центрировать на странице». Теперь все ровно, и можно включать печать.

 

Прежде чем врубать печать, загляните в настройки: убедитесь что поставлена качественная и полноцветная печать, что настройки бумаги поставлены на photo ink jet (если у вас светится какое-то другое название - выставьте что-то качественное на ваше усмотрение, ), и если что-то лежит близко к краю листа – щелкните по чекбоксу, чтобы вам поля не порезало и печатало с ними.

Когда напечатается первый лист – удалите то что сейчас там стоит, выровняйте новый макет, и включайте печать. Все остальные настройки ставить заново не придется, если вы не будете закрывать файл или программу.

 

Принтер и материалы для него.

 

Я печатал на струйных Epson'ах и лазерных Canon'ах, причем на лазернике я печатал в разы меньше и не пнп, а тексты - отчего сравнивать-оценивать и навязывать свои однобокие предпочтения колбасных обрезков не стану. Просто имейте это ввиду, если у вас больше опыта и по ходу чтения вы начинаете считать, что я в чем-то не прав.

 

 

Однако, я сразу замечу что на мой взгляд лучше брать струйный принтер – который печатает чернилами, а не волшебным образом при помощи лазера преобразует порошок в изображение на бумажке.

Лазерный принтер дешевле, но все те, что я видел и щупал вживую печатали похуже. По сути, это вариант для больших тиражей и вещей попроще, вроде однотонных текстов.

Всю жизнь пользовался Epson'ами, про них могу точно сказать что они довольно приемлимые, хоть и спустя года 3-4 гарантированно наебениваются и начинают работать с очень большим скрипом. Брать совсем дешманский не нужно, как и супернавороченный аппарат для профессиональной печати - скорее всего, полностью удовлетворяющий запросы пнп принтер будет стоить в районе 25-30к рублей, плюс-минус.

 

В принтер весьма желательно поставить систему СНПЧ (система непрерывной передачи чернил). Вместо картриджей, которые стоят дороже и часто оказываются левыми (что непосредственно для принтера не очень здорово), вы будете покупать просто бутылки чернил для определенного принтера - вот их уже можно меньше бояться брать неродные, хоть и тоже желательно проявить осторожность и остановиться на том варианте, который работает приемлимо и ничего в процессе не поганит.

У СНПЧ есть только один минус: чернила постоянно налиты в отдельные баки, и все может застыть если не печатать несколько месяцев. Хотя бы раз в месяц просто делайте хоть что-то, и все будет ок.

Алсо, из-за СНПЧ принтер придется поставить так, чтобы к нему было легко подобраться и видеть, что и куда вы наливаете. С картриджами вы можете об этом вообще даже не задумываться, с СНПЧ – будете громко материться и проклинать собственную тупость, если поставите принтер на какое-нибудь возвышение, а баки с чернилами будут стоять в углу у стенки.

 

 

Очень большая засада с бумагой.

Нужна матовая двухсторонняя бумага с плотностью 120-170 гр. Я беру Lomond, но на самом деле я баран, надо поэкспериментировать и выбрать что-то другое.

Дело в том, что этот самый сраный Ломонд явно немного левый, или его всегда режут какие-то криворукие обезьяны. Он чуть-чуть, самую капельку, буквально где-то на миллиметр-полмиллиметра гуляет, отчего центровка лично в моем случае почти всегда накрывается женским половым органом.

Если приглядеться к любым моим картам, то можно заметить что лицо (а иногда рубашки, когда я путаю что и где выставлять) у них слегка смещенные. :|

Совсем чуть-чуть, большинство людей этого даже не заметят, но у меня это вызывает настоящую ненависть. На маленьких картах это кидается в глаза гораздо сильнее.

 

Печатать лучше на формате А4, с ним проще работать. Ворочать и резать листы побольше вы просто заебетесь, если нет какого-нибудь профессионального и большого обрезчика.

У меня есть. Но мне настолько не нравится с ним работать и настолько проще делать все ножницами, что я все же печатаю на А4. =_=

 

Следите за тем, какой стороной все вылезает из принтера. Переворачивайте листы по горизонтали, а не по вертикали.

Лучше сначала напечатать у всех листов только одну сторону (например, только рубашки или нечетные страницы), а потом другую; так и краска успеет нормально просохнуть, и у вас будет меньше шансов что-то напутать.

Ламинация, нарезка и доводка карт.

 

Вы что-то напечатали, все ровно, все смотрится хорошо. Ок. Теперь все это надо бы заламинировать – запихнуть бумагу в специальную пленку, пропустить ее через ламинатор который ее нагреет и «приварит» к бумаге, и после этого радоваться жизни.

Заламинированным картам, в принципе, не так уж нужны протекторы, убить их можно разве что начав специально расковыривать на отдельные слои, плюс печать смотрится гораздо живее. Однако такие карты сложнее тасовать – какими-нибудь хитрыми «фокусными» способами и вовсе не получится это делать, проверено одним другом на практике. =ъ

В качестве альтернативы можно печатать на тонком картоне/толстой фактурной бумаге и обходиться без ламинации, но так может выйти дороже + не факт что он не будет слишком сильно выгибаться, проходя через принтер + я не гарантирую, что картон сам по себе будет действительно лучше и дольше жить, чем ламинат. Я не пробовал, я просто высказываю некоторые сомнения основываясь на своем опыте – экспериментируйте, мало ли, вдруг взлетит. 

 

 

Непосредственно ламинирующая пленка выглядит как два прозрачных листа, размером чуть-чуть больше бумаги выбранного вами формата, на одном из концов они скреплены друг с другом. Продают ее в пачках по 100 листов, бывают пленки не только стандартных форматов, ее легко найти в точках где продают бумагу и чернила для струйных принтеров.

 

Пленку желательно брать толщиной в 100 микрон, лично я нагрев для такой пленки всегда включаю на 4.5 (на самом деле понятия не имею, насколько вам это полезно знать; мой ламинатор – старенький Mylam-9 от GMP, у которого настройки нагрева стоят от 0 до 10, у вас все может немного отличаться).

Заламинированные листы вытаскивайте сразу, кладите на ровную поверхность и друг друга, так, чтобы ничего не выгибалось – пока листы теплые (даже немного горячие), они легко принимают другую форму и изгибаются. Если положите на крошки – потом можете заметить, как были неосмотрительны. :|

Брать официальный ламинат необязательно, но из левого придется часть листов выкидывать – те, на которых видны какие-то трещины. В маленьких трещинах нет ничего страшного, они не будут видны после ламинирования, но если глядя на лист отчетливо хочется произнести "что это еще за херь?" - его использовать не надо.

Из 100 листов в левой пачке совсем бракованных и непригодных листов будет штук 5, плюс-минус; такова цена экономии где-то примерно 400 рублей. На мой взгляд вполне приемлимо.

 

Чисто теоретически нарезку дальше можно облегчить, делая ее на станке для нарубки бумаг.

На практике это очень большой шанс все испортить, потому что тот хоть и рубит ровно по линии, слои ламината могут от этого покорежиться – лично у меня так и происходит.

Вместо этого надо взять хорошие ножницы для портного. Они вообще в целом по жизни могут пригодиться, потому что это реально хорошие ножницы – только при покупке возьмите ненадолго в руки, чтобы понять, удобно ли они лежат ладони и обхватывают пальцы.

Если они слишком маленькие/большие, у вас на полном серьезе начнут натираться мозоли от нарезки достаточно маленького тиража (30 листов, например). С хорошими ножницами вы что-то почувствуете, только если порежете 100+ листов за один присест.

Поначалу может показаться, что резать ровно сложно и надо привыкнуть. Это не сложно, но да, дейсвительно привыкнуть надо, поэтому сначала лучше не практиковаться на проекте вашей мечты, который снился ночами последние несколько лет.

Впрочем, привычка и сноровка в этом деле появляется довольно быстро.

 

 

Не так давно, когда я эти советы расписывал другу по его просьбе, он спросил меня – «а зачем брать ламинат А4, а не ламинировать отдельные карты?». Я в тот момент ответил, что это на самом деле не очень удобно. Сейчас к этому добавлю то, что ламинация отдельных карт не гарантирует, что у вас будет ровная стопка карт + вы при этом нихрена не экономите.

Абстрактный пример: у меня на листе А4 9 карт. 10 листов – 90 карт. 10 листов ламината А4 – это, грубо говоря, примерно 80-90 рублей (или 120, если брать официальный).

Теперь берем листы для отдельных карт. Предположим, что карты у нас 5 x 8 сантиметров, и.что подходящая пленка стоит 12-18 рублей за штуку (я примерно такой разброс цен официального ламината такого размера видел).

Вы сами видите, в чем подвох? Цена ламинирования отдельных 90 карт вместо 10-ти листов выросла аж до 1080-1620 рублей. =_____=

Даже если вы будете пользоваться «пиратской» пленкой, цельные листы все еще будут гораздо дешевле.

 

Казалось бы, все готово – но нет, осталась одна маленькая деталь. У ваших карт остались острые уголки – некоторые люди могут на них забить, но скорее всего они вам будут очень сильно кидаться в глаза и оставлять ощущение какой-то кустарщины.

Закруглители углов вы, скорее всего, возненавидите, потому что для хорошего результата туда желательно запихивать карты по одной (по крайней мере, с моим обрезчиком приходится возиться именно в таком режиме). Иногда, если угол кривой, приходится переворачивать и обрезать с другой стороны.

Какой именно обрезчик в итоге брать – я вам не подскажу, к сожалению. Моему уже лет эдак 20, даже в голову не приходило его заменить (возможно, стоило бы), отчего я толком даже не представляю сколько он может стоить и тяжело ли подобрать хороший вариант. :|

 

 

После всей этой еботни вы получите более-менее прилично выглядящую стопку карт, которым не нужны протекторы и глядя на которые некоторые люди будут говорить «вааааау, каааак крууууто», хотя лично я глядя на результат обычно хочу удавиться от мыслей о собственных ошибках.

Надеюсь, вы счастливы и это для вас стоило того. =_=

Печать с нарезкой жетонов и картонных компонентов.

 

Вот с этим у меня все очень тяжко и толком никогда не получалось, но я никогда не сдавался и пробовал как-то побороть свое самое слабое место в пнп. Поделюсь горьким опытом, уж какой есть.

 

Какие жетоны совершенно точно делать не надо: просто тупо печатать квадратики на бумаге, ламинировать и вырезать их.

Это никому не нравится. Это выглядит как говно. Их тяжело подбирать со стола. Они легко теряются и их тяжелее видеть на столе.

Короче, просто не надо. =_=

Планшеты, поля и табло еще могут в таком виде прокатить, но в принципе и они смотрятся немного не очень. Ламинированная бумага идеальна только для карт.

 

На самом деле вам нужен или переплетный, или пивной картон. Я рекомендую остановиться на пивном: переплетный очень тяжело резать, он умудряется даже тупить лезвия на специальных станках, которые без проблем и какой-либо натуги режут десятки слоев бумаги за раз. Руками его обрабатывать попросту больно и неудобно; но иногда переплетный тоже годится, все же плотные жетоны приятнее держать в руках.

 

 

 

В чем суть: берете самоклеющуюся бумагу, печатаете на ней все необходимое. Клеите на картон, потом режете, рассыпаете по зип-пакетам и радуетесь, какой вы молодец.

Ну, в теории все пройдет так. На самом деле первые жетоны вы, скорее всего, сразу захотите выбросить в помойку.

Основные затыки кроются в следующем:

1. Чтобы кромка порезанных жетонов была ровной, весьма желательно резать вдоль металлической линейки, и прижимать надо все с силой, чтобы картон не двигался. Это долго, выматывает, не очень удобно – но я лично не знаю, как все делать как можно ровнее. Без линейки вы очень быстро заметите косячность.

2. Нужен хороший, острый нож. Можно использовать цанговый нож со сменными лезвиями (я рекомендую лезвия olfa), можно раскройный нож (похож на пиццерезку =ъ) – но я в любом случае подчеркиваю, что это должен быть реально хороший нож с действительно острым лезвием. Хоть чуть-чуть затупится – все, у вас не жетоны будут получаться, а какая-то херня с рваными краями.

Ножницы, независимо от качества, не годятся – они заминают и портят края.

3. Жетоны придется делать с прямыми гранями – квадраты, треугольники, прямоугольники, гексы. Суть вы поняли.

Круглые жетоны делать очень сложно. Я пробовал разные инструменты, и склоняюсь к мысли что их действительно хорошо можно изготовлять только с пробойниками (полая трубка с острыми краями, по одной концу которой вы стучите чтобы резко пробить-прорезать необходимое отверстие).

Но, блджад, я за пять лет в Москве хороших пробойников необходимого размера тупо не нашел. Везде продают какую-то незакаленную мерзость, которая даже бумагу не может ровно пробить. =______=

С циркулярным ножом тоже ничего не вышло. Допускаю мысль, что мне тупо не везет на хорошие инструменты + руки слишком сильно из задницы + было довольно мало практики.

4. Выше я рассказал способ, как попытаться избежать смещений. Но, как я уже заметил выше, рукава мне впору пришивать на штаны, поэтому лично я до сих пор с этим страшно косячу, смещения гораздо сильнее чем на картах; тут реально важно и макет правильно подготовить, и предварительно картона отрезать столько сколько нужно, и наклеить бумагу ровно. Понадобится какое-то количество практики.

 

Ну и да, хинт: жетоны, планшеты и поля тоже можно закруглять по углам. Закруглитель, как мне кажется, может спокойно пережить даже твердый переплетный картон; смело обрабатывайте все, что влезает под нож и при этом не возникает опасность повредить себе пальцы. =ъ

Печать правил.

 

Немного личного мнения: мне кажется, что сейчас печатать правила в подавляющем большинстве игр нет никакого смысла.

Если речь не идет о маленькой книге-игре, брошюра не используется в качестве поля, в правилах нет больше 100 страниц мелким текстом – печатать какие-то книжечки-брошюрки будет просто излишеством, на самом деле гораздо проще все смотреть в телефоне/планшете. Телефоны и интернет сейчас есть у всех, и даже если у кого-то батарея сдохнет – другой человек в вашей компании без напряга сам залезет в интернет и скачает правила. Двадцать первый век, повсеместный интернет, киберпанк, все дела.

Возможно, на чей-то взгляд я зажрался; но лично я изготовил где-то примерно книжек пять с правилами, обнаружил что ими никто не пользуется и бросил париться на сей счет.

 

Тем не менее.

Есть много способов напечатать и как-то переплести правила, я расскажу всего о двух, на мой взгляд самых доступных. Оба требуют относительно специфичного оборудования, зато они быстрые и не требуют что-то там шить, по-хитрому клеить, с обложкой сильно заморачиваться и т.д.

Первый – посадить все на «пружину». Это легко и даже довольно дешево: я думаю, за 3-4к вполне реально купить приличный брошюровщик.

Все они работают по очень простой схеме: вы вешаете и крепите пружину на специальных крючках впереди брошюровщика, пробиваете дырки в бумаге, сразу вешаете ее на пружину которая висит на крючках. После этого засовываете бумагу с пружиной в специальное отверстие, и аккуратно сдавливаете, чтобы пружина по всей длине закольцевалась и страницы из нее не выпадали.

Звучит как что-то страшное, но это очень простой процесс. Один раз увидите или сделаете – и у вас вряд ли выйдет что-то напортачить. Очень удобно то, что не требуется как-то по-хитрому готовить файлы: просто и без заморочек все печатаете как лежит в pdf/word’е.

 

Второй способ: поставить на скобы при помощи степлера.

Это сложнее и дороже. У меня дома стоит электрический степлер для переплетов, с которым работать довольно просто (хоть и очень громко :|), но стоимость у него уже где-то в районе десятки. И я уверен, что в повседневных нуждах это херота вам почти никак не пригодится.

Непосредственно сам процесс поставки скобы очень прост, даже проще чем у пружин: вы кладете стопку листов, выравниваете ее, убираете руки из-под аппарата, нажимаете на кнопку и БЗДЫНЬ – скоба поставлена (надеюсь что в бумагу, а не вам в палец).

В идеале лучше поставить две скобы, три – для большого формата (если отдельные страницы размером с А4).

На самом деле вся сложность этого метода заключается в четырех моментах:

1. Вам придется подготовить не совсем простой макет. Только на центральном листе все будет находиться по порядку – на последнем же будут находиться первые две и последние две страницы, а между ними начинается тихий кошмар. Лично я этим заниматься очень не люблю, прям отчаянно ненавижу. =_=

2. После печати эти листы придется немного согнуть по месту, где будет находиться скоба. Это просто, но довольно долго. С какой-нибудь относительно толстой бумагой придется немного попыхтеть, одновременно стараясь не прикладывать слишком много сил – лишний повод не любить печатать полноцветные брошюры.

3. Пробитую книжку придется положить под какой-нибудь тяжелый пресс на какое-то время, на день-другой. Чем толще брошюра – тем дольше ей лежать.

4. Скоба пробивает ограниченное количество страниц (зависит от аппарата), да и вы сами не заинтересованы в том, чтобы делать слишком толстые брошюры: они хуже выглядят, дольше стоят под прессом, часто не до конца прессуются, иногда у них достаточно уродливо торчат листы вбок и приходит в голову мысль их слегка подрубить… короче, много мороки из ничего, очень толстые брошюры на скобе – это плохая идея.

Пара разумных мелочей.

 

Кому-то то, что я сейчас озвучу, может показаться очевидным. Но я довольно давно усвоил, что для кого-то очевидные мысли иногда становятся внезапными озарениями, которые резко все меняют, так что я все равно это напишу:

 

• При помощи пнп можно «локализовать» карты от вполне официальной игры. Для этого есть два адекватных способа, в обоих требуются протекторы.

Первый: печатаем все как обычно, с ламинацией и закруглением углов, но только на лицевую сторону. Запихиваем в протектор поверх карты, радуемся жизни.

Можно в теории обойтись без ламинации и печатать на бумаге попроще, но в некоторых протекторах такие распечатки могут выскальзывать – особенно если оригинальные карты сами по себе тонковаты.

Второй способ – печатаем на самоклейке, наклеиваем на протектор. Можно даже печатать не всю карту, а только окошко с текстом карты; я видел некоторые файлы, которые спецом были подготовлены именно для такой печати.

Печатать так гораздо проще, чем озадачиваться полноценными картами + есть возможность в случае непоняток «а что там было в оригинале?» тут же на месте достать оригинальную карту и во всем разобраться.

 

• Вот таким методом можно копировать и размножить простые компоненты. Например, мелкие шайбы, на которые потом можно налепить самоклейку и получить тяжелые, приятные на ощупь жетоны. =ъ

Будет много работы с полировкой, хочу предупредить сразу. Возможно, вам захочется их покрасить в разные цвета; придется их после этого еще и покрыть лаком.

 

 Попробуйте найти друзей-знакомых, которые имеют доступ к лазерному станку.

Делать файлы для резки и гравировки неожиданно просто, довольно много жетонов можно самому нарисовать и изготовить за копейки – себестоимость таких вещей на самом деле очень низкая, а покрашенная фанера/цветной акрил смотрится очень здорово.

Заказывать напрямик у людей, которые не будут давать вам по-настоящему дружеских скидок не рекомендую. Вместо себестоимости вы получите задранную до небес цену. =_=

Я после самоизоляции на новом месте работы кое с чем поэкспериментирую, и скорее всего дополю в эту статью рассказ о том, как готовить макеты для лазерной резки. =ъ

 

• 3D-печать сейчас стала довольно дешевой и уже не выглядит как рвота бомжа, если печатают хорошие мастера на хорошем аппарате.

Модели искать на thingverse. Хорошего мастера могу пока подсказать только одного, и тот находится в Москве.

Нет, мне не платили за рекламу. Просто это единственное место, где меня реально устроило качество, и грешно им не поделиться. =ъ

 

• Чаще всего проще не морочиться с жетонами и судорожно искать замены компонентам, а просто положить напечатанное в какое-нибудь евро, где дохера всяких кубиков, шайбочек, деревяшек и прочих шлепков разного цвета.

Первые кандидаты на недобровольное донорство, которые приходят лично мне в голову – это Eclipse и Терра Мистика. Мистика мне даже не нравится, но я пару раз задумывался о том чтобы ее взять только для того, чтобы распотрошить на компоненты.

 

• Поля, особенно большие и где нет надписей, лучше делать не самому а печатать на баннерной ткани.

Эта услуга есть в копировальных центрах, но я могу подсказать конкретного человека, у которого пару раз заказывал поля и в целом остался доволен результатом.

Единственное что замечу: на таких полях мелкие детали слегка размываются, что особенно плохо для текста. Поле для Twilight Struggle, например, печатать в таком виде – идея плохая.

 

 Резать я рекомендую на столе, чтобы обрезки падали недалеко и их было легко убрать.

Раньше я делал все это на весу, а потом долго и упорно делал мелкую уборку с пола. Со стола вы легче и быстрее все сгребете и выкинете.

Да, знаю, звучит тупо и многое говорит о моем скудоумии. :|

Но намотать на ус все равно стоит, время экономит.

 

Послесловие.

 

Я еще раз хочу подчеркнуть: пнп – это не просто способ что-то спиздить и не заплатить деньги издателю. Я надеюсь, по накатанному выше рулону можно понять, что это просто до ебанной матери работы, которой нормальный человек по собственному желанию «прост штоб паиграцца» заниматься не станет.

Пнп – это нишевое хобби, вроде взлома и перепрошивки приставок, создания экипировки для живых ролевок, покраса миниатюр, деревообработки и прочих видов ремесленного искусства. На этом можно зарабатывать, можно скатить в какое-то мерзкое дерьмо, все изначально морально не совсем однозначно – не спорю, но демонизировать всех пнп’шников и ратовать за то, чтобы «перевешать всех пиратов по нок-реям» по меньше мере тупо, отвратительно и лицемерно. =_=

Извиняюсь, у меня просто малость накипело.

 

Настоятельно не рекомендую начинать пнп’шить, если вы не готовы экспериментировать, осваивать незнакомые программы и инструменты, с угрюмыми матюгами часов по 15 выводить чьи-то замызганные файлы, тратить на все это время и деньги. Если вы хотите просто достаточно ненапряжно получить игру, и при этом по каким-то причинам не хотите/не можете заплатить за официальную версию – тогда лучше обратиться к тем, кто все изготовит за деньги.

Я имею ввиду не столько «гнусных пиратов» вроде хана Тохтамыша, я скорее про вариант «обратиться в копировальный центр». =ъ

Также хочу честно заметить, что я – не мастер, который уже собаку съел на печати, познал дао пнп и все-все-все знает о том, как какая краска на что ляжет. Я вообще в основном печатал только карты – зато напечатал их реально много, и до увлечения настолками помогал в изготовлении целого моря карманных календарей и визиток.

Но я никогда не боялся пробовать и экспериментировать – сейчас, например, в одной мастерской помогаю с лазерной резкой по дереву, однажды думаю это и в пнп как-то применить, и крепко подозреваю что полученные сейчас знания могут в том же пнп пригодится для работы на плоттере. И вам тоже рекомендую пробовать разные подходы, инструменты и материалы, а не упираться как баран в одну точку и делать только то, что у вас более-менее сносно получается.

И я очень надеюсь, что кто-то более рукастый (ну, или по крайней мере не Пард =ъ), замотивированный тесеровской инициативой, напишет статью про изготовление пнп и расскажет о своем опыте, перекроет слабые места в моей писанина, подскажет как правильно делать то что я делать не умею.

Я даже буду добавлять вот прямо сюда, под этими словами ссылки на такие материалы, если они появятся в ближайшее время.

 

И еще одно замечание напоследок, раз уж зашла речь: я все это написал не на заказ для Лесника, я просто решил что будет по меньшей мере забавно всех опередить и что-то выдать в течение суток. =3

Да, вот такая у меня оказалась уебанская мотивация что-то дописать до конца для первого обновления за несколько месяцев. Что поделать; если хотите что-то чаще читать, смотрите обновки в телеграм-канале. =ъ

Всех благ, и спасибо за чтение.

Дата размещения: 3 июня 2020 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.