Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Elder Sign

Я довольно долго не мог определиться, как относиться к Elder Sign.

Обычно на первой-второй партии у меня возникает вполне определившееся мнение, хотя бы в районе "нравится/не нравится", которое с дальнейшими партиями просто обрастает подробностями вроде "абилки юнитов в этой игре сосут шары".

Изредка случается, что я долго пытаюсь вдуплить какие вообще чувства вызывает игра - на это уходит примерно партий 3-5, не больше, и это происходит очень редко.

Но в Elder Sign я определялся со мнением больше полутора года, перебирая дополнения и если меня кто-нибудь спросил "ну чё, как тебе Знак Древних?" я смог бы ответить только "не имею ни малейшего понятия".

Едва я склонялся хоть в какую-то сторону относительно "годно/говно", на следующую же партию мнение или становилось кардинально иным, или снова выравнивалось в нейтральное.

Это было крайне странное ощущение.

Было.

Вы - сыщики в Аркхэмском музее. Гуляя залам и экспозициям ночами напролет, вы встречаете всякую потустороннюю срань made in Lovecraft. По процессу это довольно простой и бодрый дайсомет, где нечасто придется делать действительно важные выборы и включать свой мозг. В общем-то довольно справедливо будет сказать, что это аналог "спинномозгового экшона" в мире настольных игр.

Во время вашего хода персонаж идет из уютного и безопасного входа в музей на карту приключения, где может происходить все что угодно - от разговора с поехавшим искусствоведом до встречи с ми-го, которые захотят внедрить герою анальный зонд и унести его мозг в баночке с раствором.

Вы в любом случае вряд ли будете обращать много внимания на подоплеку, потому что все что вы делаете - это кидаете кастомные кубики разных цветов.

 

Кинув 6 дайсов, вы пытаетесь заполнить одну из строчек на карте подходящими символами. Если они выпали - зашибись, вы тратите кубики на "заполнение" строчки и продолжаете кидать дальше, если ничего не выходит - ну упс, вы теряете кубик, и снова кидаете дальше.

Все это продолжается до тех пор пока не заполните все строки, или пока вам станет нечего кидать - и в зависимости от исхода вы либо получаете награду от приключения (заодно выкладывая новую карту приключения), либо получаете по жопе и можете дать в дальнейшем кроооохотную поддержку другому сыщику, который вздумает прийти на это же приключение.

В игре еще много нюансов, но это будет вашим основным занятием на протяжении всей партии, так что такое описание вполне дает представление о геймплее.

 

Ради чего вы вообще ходите по ночам в музей?

Каким-то образом с ним связан какой-то Древний, и шатание по темным залам может вам помочь остановить пробуждение Ктулху. Или Ньярлатотепа. Или Азатота. Или еще какого-нибудь Йог-Комуненасрать-Сотота который хочет сделать что-то нехорошее.

Цель игры - либо добыть определенное количество Знаков Древних (в среднем 9-14), чтобы не дать Древнему проснуться, либо превратить проснувшееся древнее и чуждое человечеству божество в кровавый фарш в ходе на удивление тривиальной битвы. Если у вас получится сделать то или другое - то все, вы победили.

Просрать можно только одним способом: быть сожранным по одному Древним во время битвы, но должен сказать честно - в базовой игре этого добиться слегка трудновато, так что можете смело ставить на свою победу.

 

Большинство моих знакомых и друзей относятся к игре с откровенным предубеждением: "ха-ха, смотрите, Ужас Аркхэма из которого вырезали всю атмосферу и сюжет, оставив только дайсфест". В целом мысль скорее верная, но есть нюанс: игра реально взяла самый скучный элемент из остальных настолок по Лавкрафту от FFG, и слепила из него что-то более внятное.

Начнем с того, что кубы кастомные - а я люблю кастомные кубы да что там, просто с ума схожу от них (даже если они в игре не нужны и вообще нахрен никому не упали). Здесь же они достаточно неплохо привязаны к абилкам персонажей (некоторые могут влиять на результат броска), к самим картам приключений (выпадение щупалец при неудачном броске довольно часто равно чему-то неприятному) и куче всяких мелочей. Тут даже есть очень толковые и относительно легкодоступные перебросы, которые позволяют перебрасывать любое количество именно тех кубов, что вам не нравятся.

Прибавим к этому монстров (дополнительное усложнение задач), требование иногда заполнять строки по порядку, временное блокирование "продвинутых" кубиков, которые можно получить за счет экипировки - и выйдет что-то, на самом-то деле, неожиданно приличное.

Да, рандомно, иногда даже пяток рероллов не помогают выложить нужные значения на обманчиво легкую карту - но это все неважно. Лично мне игровой процесс кажется вполне себе веселым и при этом простым, но не скатывающимся в примитивность.

 

Тем не менее, к игре почти все относятся довольно прохладно - и на то вполне есть причины. Здесь просто чего-то не хватает.

Да, прикольная центральная механика. Но что еще ES может предложить?

Лакрафтовские мифы? Пффф, с тем же успехом игра могла быть настольным Resident Evil (ну знаете, вместо той лажи, что сделали на самом деле =_=). Высокая реиграбельность? Ну-у-у, если честно то партии с разными Древними и сыщиками будут отличаться только мелочами, а карты приключений все достаточно однотипные. Какие-нибудь еще если не инновации, то хотя бы интересные решения в игровом процессе? Да что-то не особо - возьми карточку, покрути то, скинь се.

Ее даже "маленький Ужас Аркхэма" не удастся назвать - в игре просто больше ничего нет, кроме бросков и распределения кубиков. Да, если вам больше ничего и не требуется - то никаких проблем, игра на самом деле отлично идет в определенных компаниях или под подходящее настроение.

Но по крайней мере мне кажется, что здесь могло быть что-то большее - более сфокусированный сюжет, прокачка персонажей или даже просто более узкие специализации и требования на броски могли бы сделать игру ощутимо интереснее.

 

Еще в данный момент у игры есть 3.5 допа, из которых я пробовал только 2 - Gates of Arkham и Omens of Ice.

Самое первое дополнение, Unseen Forces, шло по пути "давайте просто добавим побольше всякой херни", что ожидаемо не вызвало у меня какой-либо заинтересованности. "У-у-у, больше карт, у-у-у, два новых кубика, у-у-у, тупо больше всего того же самого" подумал я, и прошел мимо - но вот следующие дополнения предложили кое-что более интересное: смену локации и чуть большую вовлеченность в сюжет.

 

Gates of Arkham - повествует о том, как сыщики гуляют ночами не по настоебевшему музею, а темным улицам Аркхэма, где все чаще происходит что-то стремное и неожиданно открываются ворота в другие миры.

Вместо стандартных карт приключений и иных миров используются свои колоды, которые отличаются в первую очередь рубашкой. Приключения теперь выходят рубашкой вверх, на которых есть индикатор сложности карты и какой-нибудь эффект, разыгрываемый когда на это приключение идет сыщик (обычно что-то в духе "крутани часы, чтобы получить плюшку") или когда наступает полночь (а вот здесь уже предлагаются всякие вариации на тему "вам жопа, ребята"). Переворачивается карта только если кто-то к ней придет, так что временами игроки кого-то посылают на приключение только для того, чтобы убрать дырку из которой каждую полночь сыпятся монстры.

Кроме этого здесь немного другие иные миры - иногда могут открыться врата, которые ставятся в виде фишки определенного цвета. Приходите в локацию где стоят врата - попадаете в другой мир, а врата закрываете, только если успешно проходите приключение.

Omens of Ice - путешествие на Аляску, где обычная колода приключений также заменяется на другую, с такими же рубашками как в GoA. Строго говоря, этих колод даже две.

Дело в том, что путешествие делится на два этапа: когда вы бродите по цивилизованной части Аляски, собирая припасы и экипировку, и когда наконец отправляетесь в заснеженные ебеня, стараясь выжить с тем что успели нахомячить.

Когда вы отправляетесь на другой этап - определяется при помощи лежащих отдельно приключений, которые надо пройти, прежде чем закончится этап. Что занятно, на самом деле проходить эти этапы или "специальные" приключения до конца необязательно.

Отдельно хочу заметить, что Omens явно делался с посылом "а, так вам слишком легко, зажравшиеся ублюдки?.." - местами он прям выкручивает игрокам яйца, что кого-то наверняка порадует.

 

Ну, и еще в обоих допах есть свои мелочи, вроде погоды или членства в банде/секте - как и, разумеется, еще новые карты экипировки, древние, сыщики и прочая мелкая хрень чтобы вы не ныли "о чеееерт, мне ничего не понадобится в Omens of Ice из того, что лежит в Gates of Arkham".

И в конечном итоге я не думаю, что эти дополнения стоят покупки.

С одной стороны, оба "сюжетных" допа дают то, чего мне в игре не хватало - еще каких-нибудь элементов, заполняющих пустоту. Но делают они это слишком большой ценой - проебывая легковесность геймплея.

Где-то к середине партии вся ваша компания начнет через раз хлопать себя по лбу со словами "твоюжмать, я в пятый раз забыл про тот эффект мифа, что лежит у нас с прошлой полночи!". Чуть ли не все карты усеяны всякими "сделайте в следующую полночь вон то", отчего всякий раз когда часы доходят до 12 вам приходится вываливать на себя ушат дерьма в виде волны монстров, погодных эффектов, жетонов безысходности и прочих мелочей - а потом еще несколько ходов держать в голове какой-то эффект на карте мифа.

Да, по отдельности все эффекты простые - но наваливается этих эффектов слишком много. Мне в таких условиях становится сложно следить даже за своими абилками и предметами, если честно.

Кроме того, оба допа в сущности являются отдельными режимами игры (хоть и относительно неглубоко модифицированными), которые используют далеко не все элементы из других дополнений - к примеру, все приключения и Древних из Unseen Forces и базовой игры вы вообще никак не можете использовать в остальных дополнениях. Не то что бы я нахожу это каким-то свинством, но я вполне могу понять если кому-то не нравится, что из остальной коробки вы ничего не берете кроме пары кубиков и немного подраспухших колод предметов.

 

Про электронную версию под названием Elder Sign: Omens могу сказать только одно: не прикольно.

Мне кажется, не стоило отдавать на откуп одного игрока аж сразу четырех персонажей, да еще и с возможностью самостоятельно выбирать из всего набора - из веселого дайсомета с комментариями приятелей о вашей "удачливости" все превращается в довольно рутинную попытку забороть рандом.

Кроме того, некоторые вещи в электронной версии делаются иначе - например, там нет битвы с боссом, если он просыпается то вы просто сразу проигрываете (что на самом деле делает игру ощутимо жестче оригинала). Из этого еще и следует, что в качестве "обучения правилам" или даже просто "домашней практики" Omens не годится.

 

Лучшее описание для Elder Sign - "на любителя".

Совершенно стандартная характеристика, ага. Но что я могу поделать, если игра именно такая? Чтобы она безоговорочно понравилась, в вас должна пылать любовь к броскам кубов без напряга мозга - а если вы хотите чего-то большего, то никакого чуда не случится даже спустя десяток партий. Просто поверьте, мне пришлось игру покупать дважды, чтобы в этом увериться.

И да, допы не дадут этого "чего-то большего" - строго говоря не факт, что они придутся по вкусу даже фанатам Elder Sign'а. Они добротно сделаны, но разработчики словно не очень-то поняли, что является фишкой игры.

 

+ Неплохое оформление. На которое вы, если честно, почти не будете обращать внимания.

+ Приятный и ненапряжный игровой процесс.

 - На 2-3-их игроков сложность сильно повысится, на 6+ появляется даунтайм.

+ Дополнения добавляют больше деталей и сюжета.

- ...Но делают процесс более громоздким и высасывают из него все веселье.

- Сложность слишком занижена, по крайней мере в базе и если вас четверо или больше.

 

= Неплохая убивалка времени, от которой надо просто не ждать чего-то особенного.

Дата размещения: 24 октября 2016 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.