Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Hyperborea

Есть что-то весьма занятное в том последовательном похуизме, что настольные геймеры проявляют к сюжетам настольных игр.

Всякий раз, когда я пробую рассказать предысторию Hyperborea (наивно полагая, что это поможет лучше понять, чем и зачем мы займемся в ближайшие пару часов), меня бодро перебивают "хей, а здесь можно кого-нибудь убить, и для чего нужны вон те разноцветные штучки?".

Поэтому воспользуюсь-ка я по-быстрому тем, что никто даже комментария написать не может: давным-давно в Гиперборее добывали магический аналог урана, пока не произошел столь же магический аналог Чернобыля. Выжили только мелкие сообщества тех, кто из-за словосочетания "магический уран" решил свалить куда-нибудь подальше и спрятаться под волшебным зонтиком.

Прожив под защитными куполами несколько столетий, люди возвращаются в Гиперборею, чтобы захапать лежащее в руинах добро, немного порубить в мелкие ломтики призраков и соперников, а также снова начать копать волшебные светящиеся камушки засирающие окружающую среду, словно все поверили в "ну в этот же раз обойдется, правда?".

 

Вы берете под начало одно из шести племен-королевств, которое за время изоляции стало уникальной нацией - но почувствовать вам это удастся только после первых нескольких партий, поскольку поначалу предлагается играть без спецабилок, которые и придают изюминку каждой расе.

Игра награждает за любую полезную деятельность, и заканчивается когда кто-то выполнит 1/2/3 (как сами выберете на старте) из целей - изучить пять технологий, или выставить всех солдатиков на поле, или набрать 12 очков.

Выигрывает тот, кто в итоге наберет больше всего победных очков - а очки, надо сказать, здесь сочатся буквально из каждой щели, что позволяет как бешено заниматься всем подряд, так и попробовать сконцентрироваться на чем-то определенном. Довольно приятно, что и насаживание вражеских черепов на кол, так и мирное изучение наук имеют право на жизнь.

 

Основная механика построена на мешке, из которого каждый ход тянутся 3 разноцветных кубика, расставляемых по пустым ячейкам действий с теми же цветами - как только ячейка заполняется, вы немедленно выполняете действие.

Все использованные кубики уходят в отстойник, и как только в мешке становится пусто, все кубы возвращаются обратно - заодно в этот момент "перезаряжаются" юниты на поле, отчего каждое обновление воспринимается как повод закатить вечеринку, а в голове сам собой появляется образ праздничных фейерверков.

К этому также прилагается модульная карта из гексов, на которой юниты размножаются, ходят в руины, используют свойства местности, изучают карту и с переменным успехом пытаются нашинковать противников.

В итоге получается что-то вроде смеси глобальной стратегии и евро - и если говорить о евро, то в первую очередь вспоминается Orleans, в котором также предлагается вытаскивать что-то из мешка, раскладывать по разным действиям и получать из этого профит.

 

Главный плюс игры - это то, что она не заставляет идти определенным путем. Вместо этого она приветливо выпинывает в мир, полный возможностей, приговаривая "занимайся чем хочешь, лапуся, только делай это это эффективней ублюдков напротив!".

Вы сами решаете, куда вложить вытащенные кубики - а выбор из действий достаточно широк, чтобы вы пару раз залипли с мыслью "лучше вложиться в оборону на этот ход, или подготовить изучение наук на следующий?". Даже абилки рас не заставляют идти определенной дорогой из-за якобы очевидных решений - у вас всегда будет оставаться право осознанного и взвешенного выбора.

Что не менее приятно, новые кубики вы тоже берете по собственному выбору (за парой редких исключений) - так что если вы захотите кого-то обвинить в том, что ваша "колода" сломалась из-за недостатка/избытка определенного цвета, то винить придется свою же недальновидную задницу.

 

Гиперборея мне нравится почти до необъективности - но в принципе я могу снять розовые очки и понять, что попал не в волшебную страну с единорожками и счастливыми щенятами.

Начнем с того, что это евро, которое косит под стратегию. Косит вполне успешно, но у вас скорее всего останется ощущение обмана, если вы ждете красивого, детального и эпичного развития королевства с зарубами гигантских армий. Короче, примерно как с Eclipse: New Dawn of the Galaxy - очень годно, но даже близко не похоже на TI3.

В первую очередь этого самого ощущения эпичности не будет из-за войны. Если вы хотите кого-то убить, вы просто приходите, тратите очко атаки, и выкидываете вражеского солдатика с поля - что для евро, в котором обычно даже швырнуть камень в чужой огород-то нельзя, выглядит как акт беспредельной агрессии и кровожадности. Но на фоне тактических изъебств с картами, кубиками и кучей видов войск из какой-нибудь более детальной стратегии все эти "потратьте очки атаки чтобы убрать столько же крепостей/солдатиков" смотрится блекло и примитивно.

 

Определенные вопросы вызывает баланс рас - в то время как у красных есть абилка, позволяющая им бегать, косить все живое и перекрашивать карту в цвет выпущенных кишок, у желтых одна из двух абилок просто говорит "у вас есть 2 ПО с самого начала", после озвучивания которой за столом воцаряется тишина, словно все ждут продолжения. Не хватает только перекати-поля и звука сверчка на заднем фоне.

И так почти во всем - есть абилки, которые вызывают ощущение сурового полома, и есть абилки, с которыми вам лучше тихонько сдохнуть где-нибудь в кустах. Отчего мне кажется вполне адекватной мысль играть в "детский" вариант без расовых абилок.

Еще есть ощущение, что механика слегка недожата. В ней есть куда больший потенциал - например можно было сделать более сложную боевку и сильнее связать ее с выбранными действиями, или разные виды юнитов вместо универсальных солдат-рабочих, или даже проявить чуть больше разнообразия в технологиях, которые чаще всего являются чуть модифицированными обычными действиями.

 

Я не буду ультимативно утверждать, как один мой друг и вроде бы еще Том Вэссел в своем видеообзоре, что Hyperborea вам нахрен не сдалась, раз есть Orleans - я вообще не думаю что их стоит сравнивать, потому что это совершенно разные цветастые коробки, дарящие непохожие ощущения и опыт, несмотря на одинаковую механику в основе.

Однако и говорить, что после партии в Гиперборею у вас взорвутся яички от радости слишком преждевременно, потому что игра несколько специфична и явно сделана людьми, нежно любящих большие и комплексные стратегии вроде Runewars, StarCraft или Twilight Imperium, но при этом совершенно не уважают их подход к геймплею.

Если вы любите гибриды, необычные механики и нетрадиционный подход - скорее всего вам понравится, хоть и иногда Hyperborea начинает прихрамывать (порой даже на обе ноги).

 

- До смешного огромная и при этом пустая коробка. Лично я почти каждый раз все перекладываю в коробку из-под Брюгге.

+ Классная основная механика бэгбилдинга, благодаря которой вам постоянно надо делать очень важные выборы.

+ Займет всего пару часов, правила при этом довольно просты и легко запоминаются.

+ Довольно высокая реиграбельность за счет разных жетонов находок и модульной карты с кучей лишних гексов.

- Одни расовые абилки ломают позвоночник и оставляют умирать в пустыне, а другие наделяют божественными сверхсилами.

- Боевка довольно примитивна.

- Нет ощущения эпичной стратегии, да и вообще в целом какой-либо атмосферы.

+ Неплохие компоненты.

 

= Очень круто, но при этом на любителя, прямо скажем.

Дата размещения: 29 апреля 2016 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.