Legend of the Five Rings
Легенда пяти колец (Legend of the Five Rings - часто сокращается до L5R) - достаточно старый сеттинг, где игроки принимают роль самураев империи Рокуган.
Мир - смесь фэнтези и реалий средневековых Японии-Китая, обладает довольно запутанной историей (из-за нетривиального способа ее развития) и необычен для тех, кто привык шататься по подземельям и выносить всякую сволочь - основной акцент в игре сделан на довольно тонкую социалку.
В сеттинге есть нюансы, влияющие на течение и восприятие игры:
1. Как уже было сказано выше, игроки принимают роль самураев - и означает это не махания катаной с пизданутыми воплями и харакири по малейшему поводу, а жестко закрепленное место в здешней социальной иерархии.
Почти все люди вокруг - ниже игроков по статусу, но зато есть вышестоящие люди, которых ослушаться просто немыслимо. Можно сделать персонажа из другого социального слоя, но насколько я могу судить, для мастера это станет той еще болью в жопе.
2. Все игроки состоят в Кланах - могущественных объединениях семей, каждый со своей традицией, историей и особенностями. Это в итоге влияет не только на снаряжение и стартовые навыки, но и на восприятие окружающими.
3. В Рокугане самое главное - то, как тебя оценивают люди вокруг. Желательнее согласиться на смертоубийственную дуэль, нежели упасть лицом в грязь перед кем-либо - чем ниже оценивают твою честь, тем хуже жить в здешних условиях.
Система же основана на бросках d10 с небольшой деталью: из брошенных кубиков сохраняются результаты лишь на нескольких.
Основные параметры персонажа разделены по так называемым четырем Кольцам: Огня (Ловкость и Интеллект), Воздуха (Рефлексы и Бдительность), Земли (Выносливость и Воля) и Воды (Сила и Восприятие). Чаще всего бросается количество кубиков по параметру + количество кубиков по уровню навыка (и то, и то для каждого броска выбирает мастер), из которых сохраняются только отдельные кубики. Уровень параметра = количество сохраняемых кубов.
К примеру, воин с Силой 3 и Боевыми искусствами 3 пытается показушно пробить деревянную доску голыми руками. Он бросает 6 кубов, из которых сохраняет 3 кубика.
После этих манипуляций на всех сохраненных кубах результат складывается, и сравнивается со сложностью броска. Если цифра равна или больше сложности - молодец, проверка успешная.
Кубики взрываются на 10 - тогда кубик можно перебросить и добавить новый результат к старому на том же дайсе. Если снова выкидается 10 - снова можно кинуть, и так до бесконечности. Ну, как обычно и бывает со взрывающимися кубами.
Помимо четырех "элементных" Колец еще есть Кольцо Пустоты - чрезвычайно полезный параметр, дающий очки Пустоты (Void Point).
За их трату можно делать много полезных вещей: добавить бросаемый и сохраняемый кубики к броску, увеличить инициативу в бою (или поменяться ей с кем-то другим), серьезно увеличить на один раунд защиту или снизить получаемый урон, а также увеличить навык на 1 (что иногда весьма пользительно). Также очки Пустоты часто можно/нужно тратить на магию или особые способности для активации.
Кроме этого, в системе есть такое понятие как "рейз" (raise) - увеличение сложности броска по собственному желанию. Делается это для того, чтобы добиться более впечатляющих результатов, а каждый рейз повышает сложность на 5.
Фокус в том, что заявка "беру пару рейзов" делается перед броском, и если выкинется меньше нужного - откатить к предыдущей сложности невозможно, поэтому можно хорошенько проебаться даже с одним рейзом.
Из примера выше с доской: воину надо выкинуть 20 для успеха, но тот решает выебнуться и хочет одним ударом превратить доску в мелкие щепки. Для этого он берет 2 рейза, и повышает сложность до 30. Удачи этому жалкому понторезу с выкидыванием тридцатки на 3 десятигранниках.
Наконец, есть такое понятие как "бесплатный рейз": от обычного он отличается тем, что его можно использовать не только для повышения сложности, но и для добавки +5 к выброшенному результату. Дается он довольно редко и за весьма удачные или толковые действия.
В этот раз я был игроком, а не мастером - поэтому в рассказе будут некоторые пробелы просто из-за некоторого недостатка информации, и довольно субъективный взгляд на происходящее.
Сценарий был выбран готовый, из основной книги правил 4-ой редакции и называется "Tournament of the Samurai" (с легкими правками и изменениями мастера). Если собираетесь его проходить, то лучше не читайте - спойлеров тут целый вагон.
Затравка сюжета такова: между кланами Дракона и Феникса давно существуют некоторые трения из-за семьи Агаша, которая пару десятков лет назад перекочевала из одного клана в другой. На границах клановых территорий происходят стычки, а уровень недопонимания потихоньку растет.
Миролюбивых Фениксов такой расклад не очень устраивает, поэтому стараниями семей Асава и Асако из этого клана были организованы соревнования между самураями, на которые пригласили представителей почти всех кланов в Замок Бледного Дуба. Впрочем, каждый из персонажей игроков туда ехал не совсем ради соревнований...
Персонажи.
Персонажи были прегенерированы мастером - очевидно, так, чтобы проявить себя хотя бы пару раз. Еще у каждого были какие-то свои цели, которые не скрывал только я.
Здесь и далее по тексту сначала пишется фамилия, а уже потом имя.
Мастер для нас приготовил:
Какита Ёшико. Придворный клана Журавля.
Журавли - клан интриганов и дипломатов. Журавли известны как мастера развязывать языки, решать даже самые сложные политические ситуации, зарабатывать деньги и как одни из самых лучших дуэлянтов империи.
Ёшико поехал на соревнования для того, чтобы увеличить влияние своего клана. Теоретически для этого было достаточно поприсутствовать на мероприятии, но в целом был дан намек, что надо бы найти рычаги влияния на конкретных людей, желательно - на Драконов.
У Ёшико дохрена навыков, и практически на все кидается/сохраняется весьма приличное количество кубов - но это нивелируется недостатком перфекционизма (на все броски всегда требовалось брать как минимум 1 рейз). Тем не менее, в ожидаемых от Журавля областях Йошико затыкает за пояс всю пачку.
Иучи Джалила. Шугендзя клана Единорогов.
Единороги - клан, который давным-давно ушел на запад, несколько сотен лет тусил со здешними монголами (а также арабами, египтянами, римлянами...), и вернулся обратно в Рокуган. Известны "варварскими" манерами (к примеру, едят красное мясо и жмут друг другу руки, что обычно не принято) и мощнейшей кавалерией - Единороги привели с собой табуны лошадей с запада, которые намного сильнее, выносливей и быстрее распространенных в Рокугане пони.
Джалила приехала на соревнование с куда более простой задачей, чем у остальных: ей требовалось достойно показать клан Единорога.
Шугендзя - это здешние маги. Джалила умеет общаться с духами (в чем ей помогает дружественный дух - ками воздуха), и обладает весьма внушительным списком заклинаний. Помимо этого у нее есть приличная лошадь Единорогов, довольно неплохие социальные навыки, внимательность, талант к танцам и удачливость (весьма приятный трейт, позволяющий делать до двух перебросов за сессию).
Зато и недостатков у нее сразу три - она миниатюрная (меньше передвижение и урон), вспыльчивая (может неконтролируемо выйти из себя и накинуться в некоторых ситуациях) и обладает гайдзинским именем (на социальных бросках ее кубик взрывается не больше одного раза).
Баюши Нио. Придворный клана Скорпионов.
Скорпионы - клан шпионов и убийц. В некотором роде их можно считать тайной полицией империи: весь смысл их существования заключается в том, чтобы любой ценой сохранять безопасность и целостность Рокугана и его императора. Прилюдно носят маски самых различных видов - как полноценные произведения искусства, закрывающие все лицо, так и номинальные "маски" из ткани, слегка прикрывающие носик со ртом.
У Нио определенная задача на соревнованиях: нарыть побольше грязного белья и компромата на клан Драконов, чтобы использовать в дальнейшем. Откапывание "лишних" скелетов в шкафу только приветствуется.
В целом, Нио отличается высокой наблюдательностью, умением довольно агрессивно добывать сведения и неплохо стреляет из лука. Еще у него довольно крутая и интересная способность получать преимущество перед человеком, чьи пороки и недостатки он знает (чем больше знает, тем больше бонус) - но, к сожалению, ее так и не использовали в ходе ваншота.
Сам он из недостатков получил неуемное любопытство (требуется совать свой нос буквально во все вокруг - если хочется этого избежать, придется сделать бросок) и вполне аутентичную для этого клана тревожную внешность (все социальные броски на 5 сложнее).
Тогаши Шикей. Монах клана Дракона.
Драконы - клан, находящийся в стороне от общественной жизни Рокугана. Он известен своими монахами, которые умеют голыми руками вытворять такое, что не снилось мастерам фехтования, а также особыми магическими практиками, которые несколько отличаются от общепринятых. В частности - татуировками, дающими особые силы, довольно занятной алхимией и "монашеской магией" под названием кихо.
Это персонаж, которым управлял я.
У Шикея важное поручение: проследить за едущим на соревнования самураем Драконов Муримото Раем. Тот, хоть и является уважаемым человеком, известен довольно горячим нравом - поэтому монах должен не допустить какого-нибудь скандала.
Шикей умеет ломать людям лица и делать всякие пафосные вещи, которых можно было бы ожидать от каких-нибудь шаолиньских монахов, но кроме этого он умеет проводить чайную церемонию, знает некоторые вещи об окружающем мире, лечить и делать татуировки (кек).
Из других важных черт - то, что если Шикей будет пребывать некоторое время в спокойствии и бездействии, его начнет затягивать в мир Мейдо (что-то вроде местного чистилища). Сам он будет видеть какие-то унылые пейзажи вокруг, а вот для окружающих это начнет выглядеть, словно он рассеян и погружен слишком глубоко в себя.
Начало, встреча в таверне.
Начало ваншота у нас вышло на удивление D&D'шным - "встретились в таверне". В оригинальном сценарии мы сразу оказывались на соревновании, но мастер с определенным умыслом перенес старт на расстояние пары дней езды.
Собственно, встретились мы все в одном придорожном заведении уже на землях клана Феникса, и уселись за одним столом. Кроме нас в заведении были какие-то другие то ли торговцы, то ли крестьяне, которые особого интереса не вызвали.
Быстренько представились друг другу, рассказали о себе в общих чертах (я еще и конкретную цель путешествия описал) за ужином. Журавль любезно за меня заплатил, поскольку у монаха с собой была одна только одежда.
Вскоре подошел и встрял в беседу владелец забегаловки с неприятной новостью - дорога, ведущая к замку Бледного Дуба, накануне пострадала от оползня и нам придется ехать по объездному пути. Заодно сразу предложил выдать нам проводника.
Никто против не был, так что персонажи отбыли ко сну - а мы начали обсуждать, стоит ли еще чем-нибудь закупиться в деревне (Журавль купил набор целителя и набор для чайной церемонии, а Единорог прихватила немного припасов и безделушек в дорогу).
Поутру все собрались в ожидании обещанного трактирщиком проводника - им оказался тощий и чумазый паренек по имени Косо.
По пути я предложил мальчишке сесть ко мне на лошадь (ну а чё, монахи слегка вне социальной системы, им не зазорно), отчего тот со счастливым выражением лица залез на пони. Скорпиона эта картина настолько впечатлила, что он решил ее на ходу зарисовать.
Я на это не обратил внимание, поскольку дорога была достаточно ровной, никаких усилий прикладывать не требовалось, и Шикей начал "впадать в транс" с видами на Мейдо.
Так я прошляпил нападение бандитов.
Дорога, бандиты и патруль Фениксов.
Именно ради того, чтобы посмотреть на здешнюю боевку, сценарий и стартовал не сразу на соревновании. И хорошо - слабо представляю, как мы иначе нашли бы логичное обоснование для кооперации.
Для монаха, залипнувшего на виды другого мира, нападение выглядело примерно так: мальчишка куда-то делся (усвистал буквально за секунды до нападения), позади на нагорной тропке лежало бревно, по обе стороны от пути стояли двое зачуханных мужиков с короткими луками. Дорогу же преграждал некий ронин в доспехе из говна и палок (почти буквально), с жуткими шрамами по всей роже и какой-то старой катаной - помогали ему пара дюжих парней с толстенными оглоблями.
Фаза переговоров к тому моменту уже кончилась - так что слоупочному монаху оставалось только сигануть с пони на землю, и идти наносить добро преградившим дорогу сударям.
В целом бой прошел примерно так - Журавль понесся вперед и быстро огреб, едва на откинув лапки (хотя я и поспешил его защитить), Скорпион долго ковырялся с луком, и лишь в середине боя начал протыкать бандитов стрелами, а Единорог носилась по сторонам от дороги, и на скаку резала врагов вакидзаси (короткими мечом в форме катаны). Я же принимал на себя удары, вступал с бандитами в клинч (где легко их подавлял из-за своей подготовки), и валил на землю, время от времени пытаясь сделать что-то более существенное.
Бой в этой системе можно назвать хардкорным, особенно если мастер будет хорошо подкован в тактике: при снижении здоровья сложность всех бросков начинает сильно вырастать, а действий в свой ход довольно мало, и надо продумывать пути и планы хотя бы самую капельку наперед.
Также в бою прояснилось несколько забавных моментов:
1. Ждешь нападения - готовь оружие заранее. Скорпион ехал с луком, на который он не натянул тетиву - и ничего не делал первые хода 4 (зато после натягивания начал довольно резко всех валить). Будьте внимательны, здесь так можно нечаянно и товарищей положить.
2. Быть специалистом в L5R круто. Монах, имея в запасе лишь чуть-чуть подраскаченное здоровье, хороший запас очков Пустоты и татуировку для защиты, оказался на редкость годным танком. Все остальные потеряли от трети до почти всего здоровья, в то время как я, одетый в одни штаны, отделался парой синяков.
И так я могу сказать про каждого: Скорпион (когда в кои-то веки натянул тетиву) довольно впечатляюще мочил всех стрелами, Единорог хорошо показала насколько опасен самурай даже с коротким клинком, если он умеет ездить на лошади, а Журавль... эм... ну, наверное если бы он был один на один, то наверняка бы порубил противника в винегрет. По крайней мере цифры у него довольно внушительные, и наводят на мысль о том, что с дуэльянтами лучше не ссориться.
3. Войд поинты - это вкусно. Несмотря на ограничение "не больше одного VP за раунд", все равно они очень полезны и делают жизнь проще. Наверное, если бы я делал в этой системе воина, то хотел бы чтобы кольцо Пустоты у персонажа было не меньше 3. Шутка ли - за один VP можно сократить повреждения на 10!
Я бы сказал, что боевка в L5R весьма пристойная, но лучше идет при как можно меньшем количестве противников. В целом она жестче и требовательней чем обычно как к игрокам, так и мастеру, но и ощущения дает более острые чем в той же D&D.
Ближе к концу, когда мы начали добивать разбойников, где-то на горизонте появились пара патрульных Фениксов. Как всегда "вовремя".
В живых остался всего один бандит (Нио и Джалила быстро разогрелись и никого не щадили), которого мы сбагрили патрульным, объяснили что направил нас сюда какой-то подозрительный "бармен", которому хорошо бы пойти и задать пару неудобных вопросов.
Джалила попутно захотела попробовать заклинание, при помощи которого на некотором расстоянии можно обнаружить тайники - я тщетно попытался отговорить ее от этого (если бы мы нашли сейчас мальчишку, мне не очень-то понравилась бы сцена с быстрой карой за помощь в разбое), но, к счастью, она ничего не обнаружила.
Вскоре мы снова вышли на тракт, и к вечеру дошли до деревни, где нас "обрадовали" рассказом о том, что никакого оползня не было. Так что перед сном мы (для верности) наведались к местной страже, изложили свою историю, и попросили выдать бармену в соседней деревне ататашенек.
Замок Бледного Дуба.
На месте соревнований мы оказались примерно к полудню.
Вообще, называть это "замком" оказалось слишком громко - вернее было бы сказать, что это усадьба или дворец. Несколько двух-трех этажных построек с садом, внутренним двором и какие-то декоративные заборчики, прикидывающиеся оборонительными укреплениями.
Приведя себя в порядок, мы пошли в главный зал, в котором потихоньку собирались люди на соревнование. Как оказалось, наша компания приехала последней - так что мы уже ждали какого-то шевеления от организаторов, и просто знакомились с окружающими.
Я попробовал было записывать имена, но быстро плюнул на это дело - а вот игрок за Журавля не поленился, и быстренько записал все имена с описанием встречных людей, что хорошо помогло нам как во время игры, так и мне с написанием этого отчета. Я, правда, еще теперь имею доступ к тексту сценария - но чувак все равно молодец.
Всего мы повстречали примерно с десяток человек из разных кланов, и перечислять их всех здесь - дело нудное и неблагодарное. Самыми важными или запомнившимися были:
Хидо Фуе из клана Краба. Старый вояка без руки и ноги, который много ел, пил, и травил охуительные истории про то, как он мочил демонов из Теневых Земель, стоя на Стене. На удивление душевный дядька вышел, как по мне.
Шиба Рейкун из клана Феникса. Молодой человек с шрамом на одной из рук.
Муримото Рай из клана Дракона. Тот самый мужик, из-за которого монах приехал в такую даль.
Доджи Айко из клана Журавля. Молодая женщина, довольно красивая. Сама по себе лично мне не очень запомнилась, но была важна для истории.
Стеснительный пацан лет 15-ти из клана Лисы. Имя его совершенно неважно (у меня вообще не отложилось в памяти), запомнился только тем, что на соревнованиях все время лажал и потихоньку становился посмешищем.
Наконец, когда мы успели и пообедать, и напиздеться о погоде со своими новыми знакомыми, вышел хозяин замка - Асако Шизу из клана Феникса, и начал рассказывать о сути соревнований.
Мы все к тому моменту уже догадались, что соревноваться нам придется не в каких-то воинских искусствах (все присутствующие были приглашены именно в качестве участников, но тот же Краб явно не мог даже ходить без проблем) - однако некоторые воины явно были разочарованы, когда узнали, что им не придется друг друга чем-нибудь дубасить. Впрочем, могли и призадуматься, когда ехали на мероприятие клана пацифистов, собирающихся подтолкнуть другой клан к миру.
Суть соревнований заключалась в том, чтобы показать что быть самураем - это не только отрезать башки врагам катаной и излучать брутальность, но также быть носителем высокой культуры и не опускаться до уровня варвара с мечом наперевес.
Всего должно было пройти четыре соревнования - по хайку (или хокку, кому как больше нравится - форме японской поэзии), рисованию, танцам и чайной церемонии. На каждом соревновании можно было заработать от 0 до 3-4 баллов (может даже 5, но не при наших скиллах). У кого в конце окажется больше баллов - тот и победит в соревновании.
При желании некоторые соревнования можно было и пропустить - никакого урона чести это не нанесло бы, но это автоматом значило 0 баллов в данной области.
Если для мастерских персонажей количество получаемых баллов было четко прописано, то мы, игроки, получали их так: мастер на глаз оценивал, как мы справились с заданием, и в зависимости от этого давал сколько-то автоматических рейзов - после этого бросались кубики по обычным правилам.
15 по результатам броска давало 1 балл, 20 - 2 балла, 25 - 3, и так далее.
Далее нам представили судью, который должен был судить творимую нами херню - Доджи Юджиро из клана Журавля (муж упомянутой выше Айко), и объявили, что сейчас всем нам что-то подарят.
Сняв с какой-то скрытой в тени херовины шелковую ткань, зрителям-участникам показали скульптуру - мон (символ) семьи императора в окружении клановских монов размером поменьше. По описанию выглядело все это излишне помпезно и безвкусно (золото, нефрит, слоновая кость, драгоценные камни, все дела) - но то мое мнение.
Скульптура должна была, по идее, каждую зиму кочевать от дома одного клана к другому - так что это был как бы подарок для всех разом, и из-за этого пришлось провести довольно идиотскую и излишне вычурную (опять же, на мой взгляд) церемонию "вручения" скульптуры - выбирался один из представителей клана, поднимался на сцену, "принимал" и благодарил за подарок, после чего возвращался на свое место в зале.
Первым (не без труда) на сцену поднялся Краб. Асако просил его принять подарок, а Хидо два раза вежливо отказался, и только на третий скромно поблагодарил за дар.
Следующим поднялся на сцену "наш" Журавль, Ёшико - и позабавил всех тем, что не понял мастерского намека о том, как надо принимать подарок. Он вежливо отказался только один раз, после чего в зале наступила неловкая тишина.
Но этого никак не сравнить с тем, как принял дар Муримото Рай - он вообще не отказывался, что стало многообещающим началом подгорания моей задницы от его выходок.
Соревнование по хокку.
Чего мне еще не доводилось делать в ролевках - так это писать стихи в реальном времени. Надо сказать, что всем эта затея определенно понравилась. Даже мне, хотя стихоплет из меня тот еще.
Нам было позволено не спешить, и писать не как в жопу ужаленные - все выходили и декларировали свои хокку поочередно, перемежаясь с неписями.
Собственно, из неписей я бы выделил только поведение Муримото - продекларировав полупрозрачный намек на страсть к женщине, он явно принялся искать отклик определенного человека в зале. Мы же то ли плохо поняли, чей взгляд он пытался поймать, то ли ответной реакции просто не было - но в любом случае ничего не увидели.
Я и Журавль написали довольно одинаковые по смыслу хокку (Оказались мы / В замке Бледного Дуба / Все ради мира от меня и Собрались кланы / На битву за честь семей / Под Белым Дубом от Журавля - да, оба попутно проебали "изворачивание" смысла на третьей строке), Скорпион тоже слегка повторился (Драконы все тут / Фениксов дом принял их / Глупые споры - хотя, надо признать, сделал все изящнее), а вот Единорог потрясла публику, совершенно внезапно выдав:
Гости собрались
Взгляд Дракона ищет
Не смотрит она.
У нас троих это вызвало восторженные овации, а вот мастер откровенно выпал в осадок. В итоге публика была потрясена, словно внезапно получила пощечину без всякого предупреждения, но Джалила все равно получила три рейза на бросок, и набрала 3 балла на этом соревновании. Видимо, судья тоже приохерел от такой восхитительно наглой бестактности.
Пока объявлялось начало второго соревнования, я прямо сказал Муримото, что нахожусь здесь исключительно ради него, и намекнул что не стоит позорить наш клан. Поначалу тот разозлился от моей "душеспасительной" беседы, но быстро сник и вроде как согласился не шалить.
Вроде.
Кисти, чернила и пергаменты.
На втором соревновании нам к счастью (или сожалению?) рисовать в реальном времени не пришлось - надо было просто описать нарисованное, дать этому название и кинуть кубик.
Поглядев на лист персонажа, я решил не участвовать, поскольку не видел никаких предпосылок к тому что монах вообще в состоянии нарисовать что-то путное. Все остальные же игроки понеслись малевать.
Из неписей отличились Муримото и Краб.
Маримото нарисовал двух самураев, готовящихся порубить друг друга в винегрет, что определенно не могло восприняться как что-то хорошее на соревновании, организованном для укрепления мира, и судья влепил ему 1 очко.
Про себя я начал ощутимо беспокоиться, что Муримото отчебучит какую-нибудь херню, из-за которой его вызовут на дуэль или даже выпнут с соревнований - и приготовился как можно скорее встрять в любую неблаговидную ситуацию.
Краб же нарисовал грубыми мазками поле битвы на Стене. Лист был практически черным от изображенной крови, кишок и порубленных демонов - он еще и назвал эту мясную вечеринку "Спокойствием".
Как нетрудно догадаться, пацифисты-Фениксы ее восприняли в штыки, и оценку он получил в 1 очко - но многим понравилась одна деталь, которую никто из нас сходу не увидел.
Наш Журавль допустил откровенный обосрамс - он хоть и получил 2 очка, но будь общество Рокугана чуть менее воспитанным, в него швыряли бы помидорами и улюлюкали. Причем мой монах к этому мог и присоединиться.
На невинном рисунке Ёшико был изображен дракон, который изрыгал пламя в виде феникса.
Все хоть и было сделано с посылом "ребята, давайте жить дружно" - но одной только этой детали хватало, чтобы вызвать всеобщее неодобрение.
Скорпион использовал свою утреннюю зарисовку - монаха, едущего с крестьянским ребенком на пони. К сожалению, он дал ей какое-то не очень удачное и невнятное название, которое полностью искорежило восприятие публики, и заработал всего пару баллов.
Джалила порадовала всех пейзажем - дорогой к месту соревнований, где явно был виден белый дуб. Но получила она все равно всего один балл, потому что слишком много описывала лишнего, дала рисунку слишком расплывчатую тему, и тоже провафлила возможность дать какое-нибудь хорошее название.
Вечерний моцион.
Хозяин замка объявил о том, что соревнования продолжатся завтра - а сейчас предложил всем отдохнуть, покушать, прогуляться по саду и отправиться баиньки - после чего сам отправился в свою почивальню раньше всех.
Я пошел пообщаться с Муримото, и обнаружил, что этот стервец успел куда-то улизнуть - отчего мгновенно почувствовал себя злым дедушкой, намеренного отлупить нашкодившего внука. Предложил остальным спустя какое-то время встретиться в саду, чтобы просуммировать все что мы знаем, и отправился по всей усадьбе искать Муримото.
Остальные игроки времени даром не теряли, и тоже занялись своими делами. Джалила принялась расспрашивать судью-Журавля "чего вам в рисунке-то не понравилось", узнавать что там за занятная деталь на рисунке Краба, и троллить смущающегося пацана из клана Лисы.
Скорпион взял быка за рога, и чуть ли не буквально припер к стенке какую-то даму, довольно неплохо замаскировав под приставания вытряхивание секретов. Точнее описать не смогу, игрок с мастером отходили и отыграли между собой.
Журавль делал примерно тоже самое, только более мягко, прилюдно, и не с одним человеком. Попутно тоже разузнал, что там творилось на рисунке Краба: в самом углу была аккуратно нарисована мелкая птичка в гнезде, что по идее символизировало Империю, которую клан Краба хранит от ужасов, лезущих на Стену далеко на юго-западе. Честно говоря, я после этого стал подозревать влепившего низкую оценку Юджиро в крабоненавистничестве.
Когда я наконец нашел Муримото, прошло уже минут сорок или час, как хозяин замка отошел почивать. Муримото при этом светился от счастья - про себя я предположил, что чертов кобель дорвался-таки до женщины, на которую весь день пускал слюни. Оставалось надеяться, что это не приведет к чему-нибудь ужасному. Ну да, держи карман шире...
В итоге мы собрались в саду, и на ходу (чтобы я не начал погружаться в Мейдо) попробовали все обсудить. Получилось не очень: сейчас я понимаю, что просто Журавль и Скорпион не очень хотели выдавать нахапанные во время ужина сведения, но в тот момент я начал думать, что мы топчемся на месте. Зато более-менее понял, что мой "подопечный" приударил за Доджи Айко - женой судьи на соревнованиях.
Сам я был очень обеспокоен ситуацией с Муримото - жопой чуял, что все эти "свечения счастьем" выйдут боком.
Мои ожидания подтвердились быстро: в сад неожиданно вышли представители клана Феникса, и тоскливо сообщили, что хозяина замка кто-то зарубил в его же спальне. И быстренько обвинили в этом Муримото - мол, шатался там неподалеку кто-то в темно-зеленом кимоно со знаками Драконов.
Я не пал под подозрение потому что я в одних штанах ходил меня видело много людей - а вот Рай, мудак эдакий, из-за заигрываний c чужой женой пролетел по полной, и смог лишь невнятно пролепетать "Я в это время по замку гулял".
Мы (ну, или по крайней мере я) отлично понимали, где на самом деле Муримото был в последнее время - но не то что доказать, даже просто высказать это не могли. Я попробовал сказать, что могу обеспечить алиби, но ненамеренно начал пиздеть (плохо оценил время, прошедшее между убийством и когда я видел этого кобеля "сияющим") - мне само собой не поверили, так что я еще и свою честь поставил под удар.
В итоге нас четверых, как могучих убивцев горных бандитов, попросили провести расследование и узнать, что в действительности произошло, а Муримото пока посадили под арест.
Расследование.
Мы сразу пошли в опочивальню убитого, и постарались как можно внимательнее все осмотреть.
С парой чеков (на медицину и внимательность) мы невооруженным глазом обнаружили, что Асако Шизу убили ударом вакидзаси со спины, он этого не ожидал, умер очень быстро и при этом в руке у него был клочок зеленой ткани (цвет клана Дракона, само собой).
Тут я вздохнул с облегчением: никого из других игроков (или их персонажей) не надо было убеждать "Муримото хаесый, мамой клянусь!", потому что и так было понятно, что убитый при всех этих условиях вряд ли оторвал бы кусок одежды.
Джалила дополнительно призвала пару духов, которые достаточно точно показали ей, что:
1. Убийца был в маске из оби (широкий японский пояс), и весь изгваздался в кровище.
2. Кимоно было не по его плечу.
3. Он оторвал кусок рукава, и запихнул его в ладонь Шизу.
К сожалению, в Рокугане показания духов не принимаются как улики - но нам этого и не было нужно. Всего-то оставалось найти убийцу, и сказать веское самурайское слово "это он сделал!" с одной-двумя уликами (даже необязательно явными и прямыми - вон, на примере Маримото можете видеть, как это обычно происходит).
Я рассудил, что нормальный человек постарается после этого избавиться от компрометирующей улики - окровавленного кимоно с надорванным рукавом, и предложил созвать всех слуг в замке чтобы узнать, не пытался ли кто-то сжечь или выкинуть что-то подозрительное.
Никто ничего подобного не видел, но убийца оказался гораздо тупее чем мы ожидали: слуги видели как кто-то в зеленом кимоно, в брызгах кровищи и поясе на лице пошел в комнату Шибы Рейкуна. Йеп - слово самурая выше слова низких сословий, поэтому вряд ли бы кто-то из слуг мог что-то вякнуть про прославленного воина Фениксов. Но Рейкун все равно долбоеб.
Надо сказать, что все это сопровождалось постоянными походами к заместителю Шизу - дабы никого не оскорбить, мы постоянно ходили и спрашивали разрешения "а можно нам то, а можем мы се" - отчего я постепенно начал срать кирпичами от мысли, что мы теряем время и можем упустить убийцу.
Мы попросили вызвать Рейкуна на ковер, занять его на подольше, и разрешение тем временем пойти и исследовать его комнату. Сами разделились: Единорог и Журавль тем временем допрашивали Рейкуна, а я со Скорпионом пошли осматривать.
В комнате из привлекающего внимание было всего две вещи - укрытый футоном котацу (японская стол--кровать с подогревом), и объемистый шкаф под шмотки. Я попросил Нио осмотреть шкаф (с более высокой внимательностью у него было меньше шансов что-то пропустить), а сам пошел пошел для галочки смотреть, что там под котацу.
Лично я все еще не верил в долбоебизм убийцы и был уверен, что мы найдем в лучшем случае подсказки о местонахождении улик - поэтому был потрясен до глубины души, подняв ткань и обнаружив окровавленное кимоно Рая.
Изложив все заместителю Шизу и предоставив все улики, мы успешно "доказали", что Рейкун зарубил владельца усадьбы. Какое счастье, что здешняя судебная система не требовала более веских улик и объяснений мотивации.
Тем не менее, было решено отложить обвинение Рейкуна и освобождение Муримото до конца соревнования. Тут я слегка пересрал от очередной параноидальной мысли, что один Феникс собрался скрыть преступление другого - но решил, что в данном случае я уже ничего не могу сделать, чтобы попутно не подложить свинью Раю или своему клану.
На этой ноте мы ушли спать и готовиться к завтрашнему дню.
Победа на соревнованиях.
Тут мы начали ускоряться, поскольку ИРЛ время было уже слегка за десять вечера, а дойти до конца истории очень хотелось.
Участвовать в соревновании по танцам я не стал, все с той же логикой "что может натанцевать боевой монах, и как это воспримут миролюбивые Фениксы?". Также это было единственное соревнование, от которого с ухмылкой и постукиванием деревянной ногой об пол отказался Краб.
В итоге средненько выступили Журавль со Скорпионом, но опять отожгла Единорог (вполне ожидаемо - с таким-то талантом к сему).
А вот на чайной церемонии я, признаюсь, погрешил против отыгрыша - захотелось воспользоваться высокой характеристикой, и набрать 4 балла. К сожалению, я слишком поздно понял, что это единственное соревнование где не требовалось описывать свои действия и не было возможности получать автоматические рейзы - и набрал на "голом" броске около 24-25. В итоге монах Шикеи, обычно спокойный и неторопливый, начал делать все нервно и слишком старательно, что судья не слишком оценил - мне влепили 0 баллов. А сам я слегка устыдился тому, что немного положил болт на отыгрыш.
В итоге на соревнованиях выиграла... жена судьи, Доджи Айко. Так что скульптура должна была начать свое "путешествие" с дома клана Журавлей. Из нас больше всего баллов набрал Скорпион - примерно с 10, ему не хватило всего пары очков для победы, сразу за ним с небольшим отрывом шла Джалила.
После этого на сцену вышел заместитель Шизу, и объявил, что с Муримото Рая снимаются все обвинения, и переносятся на сидящего в зале Рейкуна. Тот попытался резко что-то ответить, но мы довольно четко проаргументировали свою теорию, подкрепив ее уликами - да и слово трех самураев против одного было куда весомее (мое, к сожалению, уже не так сильно котировалось). Так что Рейкуна приговорили к пыткам (и весьма вероятной казни) в самое ближайшее время.
Сразу после этого я пошел к Муримото. Тот был жутко радостный, но я решил его осадить - дал понять что я знаю, чем он вчера занимался, проигнорировал его ответ "не знаю о чем речь", и пообещал, что глава Драконов о всем, что здесь произошло должен узнать в обязательном порядке - после чего откланялся и пошел собираться в дорогу.
Я понимал, что скорее всего наживаю довольно опасного врага, да и мастер сделал замечание "атата, перегнул палку" - но все равно нахожу сделанное правильным. Мне кажется, Шикей вполне может себе позволить слегка наплевать на приличия чтобы рассказать Чемпиону клана, что едва-едва не разожглась война между кланами из-за того, что Рай бегал за юбкой замужней женщины - и тем более предупредить Рая, что он сильно сглупил и надо бы с этим что-то сделать.
Джалила определенно добилась своей цели - ей для победы не хватало около 3 баллов, очень многие на соревнованиях выступили хуже. Вон, я вообще всего 2 балла набрал.
Ёшико наоборот, не слишком преуспел - он не нашел толковых способов расширить влияние Журавлей за счет соревнований. Но на мой взгляд, провальной его поездку не назвать (если исключать небольшой конфуз с принятием "подарка").
Нио точно исполнил свое поручение - он кого-то там нашантажировал, пока мы все занимались своими делами прошлым вечером, и держал какую-то женщину на крючке. Мне сложно судить насколько хорошо все вышло, но тем не менее.
Шикей свою задачу выполнил на сто процентов - хоть я и уверен, что решение с "рассказать все Чемпиону" приведет к сложным последствиям, особенно если Муримото продолжит действовать как тупой баран.
Мотивацию Рейкуна мы узнали лишь спустя пару дней напрямую от мастера - поэтому здесь я ее рассказывать не стану. =3
Для интересующихся: да, Рейкун наверняка должен был обнаружить пропажу окровавленного кимоно, и что-то из-за этого сделать - но в тот момент никто об этом скользском моменте не задумался. Бывает.
Выводы.
Игра понравилась всем. В этом есть заслуга и мастера, и сценария, и что мы сами нормально отыгрывали (а не как обычно, когда ведем себя как ватага эгоистичных дегенератов) - но главная заслуга лежит все же на самом сеттинге и системе.
И у того, и у другого есть довольно сильный недостаток - в L5R надо втянуться, а желательно вообще иметь предрасположенность к всяким восточным штучкам, иначе одни только имена могут отвратить от игры.
Большое достоинство сеттинга заключается в том, что многие простые вещи делаются и воспринимаются нетривиально. Везде есть свои нюансы, очень сильно влияют особые нормы поведения и то, что надо печься о своей чести - в итоге Рокуган подталкивает гораздо лучше продумывать свою роль и отыгрыш, нежели какой-нибудь Фаэрун или Мир тьмы. Здесь просто нельзя действовать напролом и надеяться "ну, может пронесет" - любое наплевательство на чужое мнение может очень больно аукнуться в дальнейшем.
Сеттинг - очень необычный и имеет много интересных тем. По подземельям в нем особо не побегаешь (по крайней мере, в традиционном смысле), но зато здесь найдется социалка на любой вкус, тонкие интриги, отличные детективные или мистические истории (к чему побуждает интересная магия и всякая потусторонняя хрень, вроде тех же духов или иных миров), остросюжетная беготня от закона/за преступниками, или война с кланами/демонами/иноземцами.
Отдельно отмечу, что здесь получились очень классные и схватываемые на лету образы, в которые запросто можно вносить свои правки - в итоге как игроки легко подберут клан себе по вкусу, так и мастер без лишних телодвижений сделает желаемый сценарий.
Механически система тоже обладает таким же набором достоинств-недостатков: она своеобразна, имеет свои нюансы и непроста для восприятия, но предлагает много вкусных плюшек тем, кто готов в нее вникнуть.
Из занятного: здесь используется версия ролевой системы из 7th Seas (игра от тех же издателей), но все сделано куда более внятно и работает лучше.
Лично мне очень понравилось то, что нет бесполезных атрибутов или абилок. Навык даже на первом уровне резко повышает шансы на удачный бросок, один "лишний" уровень в любом параметре расширяет многие возможности, а даже самые узкоспециализированные и "взятые на сдачу" абилки могут сделать персонажа незаменимым в каких-то ситуациях.
Боевка сложная, и у нее есть все предпосылки к тому, чтобы разрывать игрокам жопы - но при этом она честная. Даже самые хардкорные бои должно быть реально преодолевать, хорошо планируя как индивидуальные, так и командные действия.
Ну и, наконец, броски. Это тот редкий случай, когда игру не портят взрывающиеся кубы - и я хотел бы потыкать мордой более бестолковых разработчиков в момент, которые они упускают. РАНДОМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОНТРОЛИРУЕМЫМ, МАТЬ ЕГО!
А здесь он именно такой: очки Пустоты, доступные рероллы из разных источников, прогнозируемая на лету вероятность успеха и возможность набрать абилок под определенные броски позволяют делать осознанные проверки и принимать адекватные решения, а не кидать кости с мыслью "надеюсь не просру".
Есть только одно серьезное препятствие: материалов на русском нет, кроме как фанатских статей и коротких заметок, которые все равно дают лишь общее представление. Английский же здесь выше среднего - я, например, довольно туговато понимал даже чисто технический текст правил, а художественные вставки так и вовсе читать не в состоянии.
Рекомендую попробовать игру тем кого манит дальний восток (особенно востоковедам, которые сочтут сеттинг забавно-клюквенным), или даже просто тем, кто читал в этом отчете имена и фамилии без ухмылки. L5R весьма неплоха, хоть и рассчитана на определенную публику.
|
Дата размещения: 13 декабря 2015 года
|
|