Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Главная > Видеоигры > Горький-17 (18)
Горький-17 (18)

Я совершенно искренне ненавидел компьютерные игры, выходившие во времена моего детства. В период с 1999 года по 2006, на мой взгляд, игровая индустрия набрала в себя примерно 70% всего говна, которое в ней вообще есть.

Не то что бы совсем не было чего-нибудь хорошего, но игры того времени были зачастую гораздо хуевее всего, что вышло до или после. В них была отвратительная графика, поскольку 3D только-только начали всерьез осваивать. Игровой процесс? Поломанный и чаще всего даже вполовину не такой интересный, как ныне. Интерфейсы словно бы соревновались в том, чтобы быть как можно более неинформативными и неприятными. Сюжеты – хорошо, если хотя бы вызывали какой-то интерес: порой они лепились только из нелепостей, дебильных диалогов и штампов.

Одной из этих херовеньких игр был Odium – превозносимый прессой ублюдок Metropolis Software House, которые уже в те далекие годы превращали в ругательство слова «польский разработчик». У нас его перевели и издали аж два раза, причем редкостные любители покормить людей говном – сначала студия Snowball перевела его как «Горький-17», затем разродился аж сам Дмитрий Пучков, назвав свой высер «Горький-18».

Сама игра представляет собой нечто вроде восточных trpg: гуляешь себе по пустой локации, иногда находишь призывно валяющиеся по углам ящики, направляешься к ним, и на пустом месте начинается бой. Сражения идут на полях в клеточку, и по идее должны быть похожи не на типичную rpg-боевку, а скорее на головоломки, где надо найти оптимальный путь для прохождения с наименьшими потерями. В реальности, правда, получается нечто совсем другое, о чем ниже…

 

Сюжет повествует о том, как в 2008 году МЧСовцы (ГРУшники у Гоблина, НАТО в оригинале) отправляются в закрытый город Горький-17, выручать разведгруппу, с которой пропала связь. Сам город, разбомбленный год назад, официально считается необитаемым. Пройдя пять метров, герои с удивлением натыкаются на кучу жаждущих крови монстров, и обнаруживают пару трупов искомой разведгруппы.

Что вообще НАТО делает в закрытом военно-научном российском городе, спросите вы? А дело в том, что в результате неких политических процессов по обмену территориями Польше отходит российское приграничье, где Горький-17 как раз и находится. Собственно, приключения вглубь города сопровождаются рассказами о том, какие русские нехорошие и какие ужасные пакости они творили - и стоит отметить, что в переводах эти моменты еще как-то сглажены.

Проблемой сюжета на самом деле является не то, что он антироссийский. Проблема заключается в том, что кроме этой затравки игрок практически больше ничего не видит – вместо аккуратного развития сюжета с постепенным раскрытием тайн города, практически все сюжетные линии и повороты сконцентрированы в конце, в последних двадцати минутах игры. Когда вам скомкано и торопясь рассказывают о каких-то людях, их действиях и последствиях, которые вы даже в глаза не видели – это словно бы внезапно включают, без всякого предупреждения, серию Санта-Барбары с мутантами и нехорошими русскими учеными.

Хотелось бы отметить оба перевода как два сорта говна с одинаково бездарной озвучкой. Вот что бы вы сами выбрали – рассказ с антироссийскими нотками про отряд МЧС, с легкой наигранностью и пафосом прорубающих себе путь сквозь мутантов к центру города, или же отсутствие русофобства взамен на быдланский «юмор» и говор, а также практически полное обессмысливание диалогов? Оба варианта локализации при этом являются не переводами, а примерными адаптациями с кучей отсебятины.

Что довольно удивительно, ни паршивый сюжет, ни гоблиновская «адаптация» со смищными щютками не уничтожили самого главного достоинства этой игры – атмосферы.

Темный город, по которому бегают спецназовцы под вашим контролем, заполнен странными гибридами людей и машин (плюс одно очко дизайнеру, хоть и в конце никак не объяснено, откуда у мутантов столько искусственных частей тел), которые лезут изо всех щелей буквально повсюду. Сколь бы меня не раздражали random encounter’ы, здесь они очень к месту, потому что нападения ждешь буквально где угодно.

Дополнительно будут нагнетать тревогу локации: лаборатория, подвал с канализацией, крыша и порт на окраине получились весьма злачными и неприветливыми местами, а вполне себе европейские центр города и музей вызывают ассоциации с Resident Evil. При этом чем дальше, тем чаще будут слышаться угрожающие ворчание, квакание и пощелкивания из-за каждого угла.

 

К сожалению, игровой процесс нисколечки не похож на столь шикарную атмосферу. Здесь не приходится выживать, судорожно искать патроны и аптечки, и в большинстве боев не приходится даже толком продумывать свои действия.

А зачем? Даже в тех случаях, где вас якобы ставят в невыгодное положение, проиграть практически невозможно. Монстры не делают оптимальные ходы, у них чрезвычайно редко бывают интересные способности, они слишком рьяно уходят в оборону, да и вообще – чаще всего атакуют лишь врукопашную, в то время как ваши бойцы увешаны огнестрелом с головы до ног. Кроме того, подавляющее большинство монстров глушатся замораживающими гранатометами, транквилизаторами и электрошоками, отчего многих из них можно в буквальном смысле без опаски забить ломами, попутно экономя огромную кучу патронов – отчего и дефицита со снаряжением у любого нормального игрока никогда не будет.

Иногда бывает так, что монстры сносят половину здоровья, если из-за скриптов ситуация вышла не в вашу пользу – могут и больше. Но это совершенно не страшно, поскольку в каждом, КАЖДОМ ящике, который вы повстречаете в ходе игры, найдется хотя бы парочка лейкопластырей. К концу игры у вас скопится такое количество разнообразных аптечек, что невольно возникнет вопрос – ЗАЧЕМ их было столько делать-то? Из-за этого не приходится беречь бойцов от серьезных повреждений – все равно лекарств с собой столько, что впору открывать аптеку.

Особым разочарованием являются боссы. По предваряющим их заставкам зачастую можно подумать, что на вас нападает какая-то особо опасная тварь, против которой придется разрабатывать какую-то тактику, но нет – по сути, это обычные монстры, только здоровья больше несколько в раз. Часть из них транквилизуется, и уже только из-за этого не может представлять какой-либо угрозы, а нетранквилизуемые твари не могут сдюжить против сконцентрированного огня из самых мощных пушек отряда. Геймдизайнер даже столь простой прием, как «один большой монстр + много маленьких» использовал совсем изредка, и то – маленьких тварей вводится слишком мало, чтобы они действительно отвлекали от боссов и представляли какую-то опасность.

Из-за этого игровой процесс выглядит так: ходим по карте, шмонаем ящики, натыкаемся на монстров, расстреливаем их на подходе, а подошедших слишком близко глушим и запинываем до смерти едва ли не сапогами. Смыть, повторить раз 30-40, разнообразия никакого – я до сих пор поражаюсь, что кто-то превозносит игровой процесс как интересный, сложный и насыщенный.

Вишенка на говеном пироженом – это концовка. Помимо уже упомянутой сюжетно-диалоговой каши, вас также ждут мощные пушки, которые вы успеете применить всего в паре весьма тухлых битв, и финальный босс.

Босс очень здоровый, транквилизует, далеко ходит, больно кусается, травит, стреляет на расстоянии… и оглушается. Впрочем, можно обойтись и без оглушения: при аккуратном маневрировании он выдерживает всего четыре-пять раундов боя с пальбой из всего арсенала.

После этого вам сообщат, что все человечество находится в опасности, и спасти всех можно только при помощи некого предмета, спрятанного в потайной комнате в лаборатории. Лабораторию вы находите уже в ролике, забираете оттуда папку с толстой надписью «TOP SECRET», и улетаете в закат на американском военном вертолете.

Теоретически, должен возникать интерес, что же там такого в папке, и что будет дальше – но сумбурность последних минут и возникшие из ниоткуда сюжетные линии всякий интерес убивают, так что остается только радость от осознания того, что игра кончилась и не тянулась еще часов десять-пятнадцать.

 

- Перевод Гоблина, к нему прилагается измененный сюжет и плоский юмор.

- Перевод Snowball с русофобством и наигранностью.

- В обоих случаях актеры на озвучке лишь лениво отрабатывали гонорар.

- Очень, ОЧЕНЬ легкие бои.

- Единственная характеристика бойцов, имеющая значение – точность. Я до сих пор не знаю, что делает хладнокровие.

+ Потрясающая атмосфера заброшенного, темного научного города, где не знаешь чего ожидать за углом.

+ Мутантов рисовал какой-то больной ублюдок, и это круто.

- Могут возникнуть проблемы с запуском на современных системах.

+ Отличная музыка.

= Не очень понятно, почему ее так хвалили обычные игроки и журналисты.

Дата размещения: 31 мая 2015 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.