Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Главная > Настолки > Space Empires 4X
Space Empires 4X

Space Empires 4X – крутая тактическая игра от GMT. Тактика про хитроумные маневры. Про то, как придумать себе непробиваемую оборону, а самому пробить оборону соперника.

Игра об этом и только об этом. Вынесенное в заголовок 4Х, как бы есть, но не совсем и не до конца. Здесь ситуация похожа на Сумерки Империи 4. У нас такие  игры называют 3Х. Это когда почти 4Х, еще чуть-чуть и будет 4 икса, вот еще совсем чуть-чуть, но… не дотянули.

И на том спасибо.

 

Можно для аналогии Forbidden Stars привести. Вроде бы и вопрос ресурсов, и захват территорий, и строительство, и развитие фракций. Но не все параметры выкручены на максимум (зато сбалансированы классно) и существуют только ради одного – ради ВОЙНЫ! Так и здесь. Вроде бы и есть все 4 икса, но существуют они только ради битв. Ради тактических маневров и побоища. А они реализованы реально нереально.

Можно сказать, что эта игра – космическая Цивилизация, где все принесено в угоду боям и военным действиям. Так устроим разбор полетов!

Space Empires – не та игра, по которой можно сложить адекватное мнение после первой (и второй) партии. За первую пару игр SE не раскрывает весь свой потенциал. Пришлось наиграть много партий, чтобы ее понять и простить оценить по достоинству.

 

Про игру ходят, как минимум, три слуха:

 

 1. В игре очень сложные правила.

Это абсолютно не так. Именно сами правила очень простые. Я их новичкам рассказываю за 5 минут и они все моментально всасывают. Серьезно, я даже удивлен, что в 4X-игре могут быть такие простые, изящные, лаконичные правила. Привет Эпохам Стегмайера. Но в игре очень много уникальных кораблей. И вот про эти корабли я еще 25 минут рассказываю.
В книжке правил (перевод есть на Тесере) правила написаны вполне простым доступным языком. Текста много, потому что расписано и разжевано все очень подробно. Можно укоротить книжку в 2 раза без потери смысла, но я рад, что там все разжевали.
2. Игра длится заоблачные 8-10 часов.
Эмм, не совсем. Мы на 4-ых полностью отыгрываем партию за 3-4 часа до полного уничтожения. Подробней мы к этому пункту позже вернемся.
3. В игре очень сложная бухгалетрия.
Нет, расчеты прихода и трат бабла здесь не сложнее, чем в Покорении Марса. Этот пункт я позже разжую подробней.

 

 

 

Сеттинг

 

Просто космос. Стандартный и очень абстрактный космос. Типа, авторам влом было копипастить придумывать весь стандартный бред, придумайте его сами. И вообще, нечего отвлекаться от игрового процесса.

При этом есть много отсылок к фантастике и мировой культуре в целом. Например, есть планеты Дюна и Шелдон, корабль Энтерпрайз и отсылка к книге Уэллса «Война миров».

Оформление и дизайн

 

Оформление аскетичное. Настолько, что с 2011 года здесь ничего не устарело, потому что устаревать попросту нечему.
Космос черный, звезды светлые, разметка хорошо видна, шрифты ок, что еще для счастья надо?

Все смотрится на сегодняшний день очень даже вполне. Могли бы только жетоны кораблей и арты на карточках из допа сделать красивее. Но есть современные игры, которые в целом выглядят и хуже.  

В плане юзабилити ок, но есть моменты, которые можно (и нужно) улучшить. Есть тип кораблей, из которых строится космическая дорога; она в идеале, должна визуально отличаться от других кораблей, чтобы не вызывать путаницы и не создавать когнитивную нагрузку. Лично я вместо жетонов этих кораблей использую полупрозрачные кубы из Покорения Марса. Подходят идеально, даже по цвету совпадают. А кубы денег использую в качестве минералов, которые на себе таскают корабли-рудокопы. И смотрится это красиво, и мониторить ситуацию на поле теперь легко и просто.

Жетоны планет в идеале должны отличаться по размеру от жетонов кораблей. Авторы это поняли и реализовали сами во втором допе.

А вот органайзер для жетонов очень нужен. Я купил пластиковые контейнеры в Ашане, идеально подошли.

Собственно, сама игра

 

Чтобы победить, размотай кишки другого игрока по всей галактике. Каждый раунд делится на 2 фазы:

 

Фаза экономики

Считаем доход бабла и тратим его на космические корабли и технологии. Все просто, как и в старой Цивилизации Сида Меера. Только там считать молотки и торговлю было муторно, а здесь просто. Все то же самое, только для облегчения вам предлагаю считать в столбик на листе бумаги. Вот и вся ужасающая бухгалтерия. То, что в других играх надо делать в уме, здесь – столбиком на бумаге.

Вместо собирания пирамиды из карточек технологий, вам просто предлагают галочкой отмечать изученные технологии из списка на том же листе. Это так просто и… удобно. Почему я в Циве так не делал?

Каждый корабль требует денег на содержание. Каждый ход. Как в жизни. До слез. Поэтому, кроме имеющегося бабла вы записываете сколько у вас жрут корабли. Дебет и кредит.

Считается все это легко. Но долго, т.к. вы будете думать какую технологию изучить вам, а какую изучит соперник. Как вам его перехитрить. Проблема «бухгалтерии» не в том, что она сложная, а в том, что долгая. Какой купить корабль, а главное – где? Поближе к синему игроку или зеленому?

Хорошо, что бухгалтерят все одновременно, иначе было бы не избежать даунтайма. Ну и записи на листе в стиле экселя добавляют ощущения бухгалтерии.

У нас один игрок отказался в это играть из-за слишком длинной фазы экономики.

На деле можно все считать тупо на калькуляторе, ничего не записывая, что ускоряет время в разы. Мы в итоге так и делаем.

Еще есть самопальный сайт для этой самой бухгалтерии. Не самый удобный, но привыкнуть можно. На нем фаза экономики длится не больше пары минут, что позволяет сыграть партию за 2-3 часа на 4-ых. Впрочем, у сайта есть проблема, он неправильно считает обслуживание корабля «MS Pipeline», из-за чего после его создания, приходится его же сразу удалять. Да и рассчитана данная считалка только на базу без допов.

 

 

Фаза передвижения

Вишенка на всем этом торте.  Передвижение устроено так, что дает пространство для интересных маневров. А еще все жетоны кораблей кладутся фейсом вниз. Все знают у кого где корабли, но не знают какие. Эдакий туман войны.

А кораблей много разных типов. И они работают по принципу «камень-ножницы-бумага-ящерица-спок».

А еще важна численность кораблей, что тоже скрыто от посторонних глаз. Жетон может быть одиноким патрульным корабликом или флотом из дредноутов.  Майнд-гейм космических масштабов. Отправить смертника на проверку или атаковать сразу? Или лучше выстроить заградительный барьер из мин? Или достаточно блефануть, выдав пустышки за мощную защиту? Или нарожать кораблей-неведимок, пролететь сквозь врага и двинуть его базу абажуром?

В общем, простор есть и большой. И что интересно, здесь надо не тупо угадывать. А вычислять. Исходя из нюансов и действий соперника. Очень интересно.

 

И начинается бой

 

Бой – как в Сумерках Империи – каждый корабль кидает 10-гранный куб.
Но, если в Сумерках в бою – лютый рандом, то здесь – над рандомом лютый контроль. Все зависит не от куба, а от игроков.

Т.к. одни корабли имеют преимущество перед другими, все будет зависеть не от куба, а от того что вы делали ДО этого самого боя. Часто результат боя понятен до первого броска.

Результат в бою может зависеть от куба только в том случае, когда сталкиваются одинаковые корабли в почти одинаковом количестве. Но если такая ситуация произошла, значит вы что-то сделали не так до боя.

За все игры у нас ни разу не решилась партия из-за рандома. Из-за кубов можно выиграть/проиграть бой, но не войну.

Пожалуй, самое важное, что стоит сказать об игре – в нее можно играть 2-мя способами. Есть два режима:

 

1 вариант: Режим здорового игрока

Мы можем строить корабли и изучать технологии; при изучении технологий, они сразу распространяются на всю вашу фракцию и автоматически вешаются на все корабли. Как и везде, работает отлично.  Игра в этом режиме играется умно и быстро. Хорошая настолка.

 

2 вариант: Режим варгеймера

Когда мы изучаем технологию, она на построенные корабли автоматически НЕ навешивается. Ею оборудовать каждый корабль надо отдельно, когда он находится в доках. Одних этих слов достаточно, чтобы у опытного варгеймера встал. Звучит круто, антуражно и атмосферно. Это действительно добавляет атмосферу. А вместе с ней: дополнительный лист расчетов и записей, увеличение времени партии в три раза, лишние телодвижения, муторность и совсем не добавляется интеллектуальная составляющая. Может показаться, что этот вариант вариативней и глубже, но на деле он играется тупо дольше.

Серьезно, второй вариант абсолютно не умнее первого. Да, антуражней, но цена этому антуражу слишком велика – играть в три раза дольше и вести дополнительные записи и таблицы. Полноценный варгейм. Оставим этот вариант мазохистам варгеймерам.

Я рекомендую играть по первому варианту. По интеллектуальности и глубине он не уступает второму, а по лаконичности, удобству и времени в разы его превосходит. Именно по первому варианту у нас партии максимальным составом играются 3-4 часа до полного уничтожения одного из игроков. Бывало, что и в 2 часа укладывались.

Но если вы в крови варгеймер и хлебом не корми, дай кинуть 100500 кубов по всем таблицам, то все равно лучше первые пару партий играть по первому режиму. Чтобы понять баланс и возможности игры. И только потом переходить ко второму, когда будете уже хорошо знать что к чему.

Авторы игры в правилах предлагают в первой же партии играть сразу в режиме варгейма, но не со всеми кораблями. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ ЭТОГО НЕ ДЕЛАЙТЕ! Лучше поселиться в Ухане или бросить жетонами в того кто это предложил и заставить его собирать их, что б больше такого не предлагал.
Суть и баланс игры нельзя понять, если играть не всеми кораблями. Зато утонете в болоте варгеймеровских таблиц и записей. Правильное знакомство с игрой – играть в режиме здорового человека, но со всеми кораблями. Только в игре со всеми кораблями вы прочувствуете всю глубину. В этой игре простые правила, а вся глубина строится именно на том, как корабли взаимодействуют друг с другом. Именно это самый сок игры и самая ее суть.

Очень важно в первой же партии строить «космические дороги» (MS Pipeline). Вы в любом случае за партию не сможете построить все виды кораблей, но построите какие-то одни, а соперник другие. И на их взаимодействии вы изучите все и оцените глубину игры.

Дипломатия в игре

 

Ее нет. Серьезно. Я никогда не видел, чтобы в игре на 3+ игрока не было дипломатии. Но GMT смогли.

Вам никто не затыкает в игре рот, вы можете попробовать договориться с другими игроками. И с наслаждением слушать, как вас посылают. В этой игре вам просто нечего предложить другим. Если вы объединитесь с одним, чтобы мочить второго, то второй однозначно не выдержит; кто-то из вашего союза будет ближе к победе, и если это не вы –  вас просто развели. В союзе всегда есть тот кто разводит и тот, кого разводят. В этой игре это настолько очевидно и прозрачно, что заключать любое соглашение – смертный приговор.

Дополнения

 

1. Close Encounters

База вполне самодостаточна, если играешь изредка. Но если играешь часто, то доп маст хэв. Больше кораблей, больше возможностей, больше глубина и вариативность. Теперь дают бонусы за колонизацию планет и даже есть уникальные фракционные абилки. Да, теперь можно играть слегка ассиметричными фракциями. Бонусы фракций не сбалансированы, авторы предлагают торговаться за них перед игрой.

Добавились даже наземные бои. На мой (не)скоромный взгляд, это лишка. Мы взяли все новые корабли, но благополучно забыли пехоту  в коробке.

В целом, крутой доп для крутой игры.

 

2. Replicators.

В ожидании своей коробки. Из-за пандемии доставка задерживается. Еще не сыграл, но исходя из того, что увидел в обзорах:

- Несколько новых кораблей. Мало, но все равно хочу.
- Жетоны планет и космоса в виде гексов, что очень должно облегчить мониторинг ситуации на поле.
- Новая фракция, которая работает абсолютно по другим правилам и законам. Спорно, нужна ли она данной игре; тут вроде хорошо работает идея начать одинаково и глянуть во что выльется в итоге. Но я за здоровые эксперименты.

Компьютерная игра

 

Да, есть самая настоящая компьютерная стратегия с таким же названием. И в том же сеттинге. И с этими же артами. Но игра совсем другая, и выглядит так, что желания в нее играть совсем нет. Можно найти в Стиме.

Рубрика «Сравни с другими»

 

Все познается в сравнении, поэтому:

 

Цивилизация Сида Меера 2010 разлива

Цивилизация очень красива и атмосферна. Мне этого очень не хватает. И не только в SE.
Но в Циве была ужасная боевка, прикрученная к основному процессу, как бигуди к лысой голове. Игра устарела, как бы фанаты этому не сопротивлялись.
SE сегодня вполне актуальна. Здесь боевка классная, все работает на нее. Простые правила и отличная глубина.
Я бы хотел сказать, что SE мне заменила Циву, но это не так. Была в Циве одна крутая вещь – там были полноценными все 4 икса, можно было выиграть по каждому из них. Здесь – только одним.

 

Сумерки Империи 4

Сегодня, если не сравнишь с Сумерками, и играть в это никто не будет.
Боевка на 10-гранниках, в обеих космос. На этом все. Во всем другом игры очень разные.
Сумерки – это стратегия про дипломатию с рандомной боевкой.
SE – это тактика без дипломатии, где рандома почти нет.
На этом сравнение можно закончить.

 

Eclipse

Как ни странно, но много общего. Первое время все занимаются налаживанием ресурсов у себя в огороде, под конец побоище. Можно изучать технологии, улучшать корабли и флот. Но все же, как ни крути, SE – комплексная тактика про бои, а Эклипс – гибрид с большущим акцентом на евросоставляющей. Разные конфеты в похожих обертках.

 

ForbiddenStars

В обеих играх все что есть – есть ради войны.
В FS есть место дипломатии, хитрым стратегическим уловкам и т.д.
В SE можно победить исключительно войной и продуманными маневрами.
FS – полноценная комплексная стратегия, в то время, как SE сводится к тактике. Обе игры круты, в коллекции, обеим рад.

 

Итог

 

Зайдет любителям 4Х, фанатам космоса, варгеймерам и тем, кто любит умные соревновательные игры.

Может не зайти, если в тактической игре вам не нравится много времени уделять доходам и расходам.
Может также не понравиться, если у вас короткие толстые пальцы – надо много мелких жетонов по полю двигать.

Как-то видел на Тесере отзыв одного парня, что это самая лучшая игра в его коллекции.
Не могу сказать так же. В моей – нет, не самая лучшая. Но одна из лучших.

На этом все. Всем чмоки. Играйте в умные игры.

 

Плюсы:

+ простые понятные правила

+ отличные глубина и вариативность

+ много разных юнитов

+ зависит не от кубов, а от самих игроков

+ хорошая масштабируемость на 2-4 игрока

+ можно играть как в обычную настолку, так и в варгейм

+ нет дипломатии

 

Минусы:

- нет дипломатии

- очень-очень много разных юнитов

- не всем зайдет долгая экономика с ручкой на бумаге

- нужен органайзер

- нет лора

 

Одна из лучших тактических игр, что когда либо играл.

 

 

Автор: Mae.

Дата размещения: 3 июня 2020 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.