Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Главная > Разное > Алексей Пехов - цикл Страж
Алексей Пехов - цикл Страж

Первой книжкой, которую я прочитал у Пехова, была «Под знаком мантикоры». Охренительная детективно-приключенческая история, тянущая на 7-8 баллов, заставила меня начать искать остальные Пеховские высеры.

Надо сказать, что мне они нравились, даже когда у Пехова получалось среднее безыдейное фэнтези, несмотря на откровенно мудацкие иллюстрации и обложки Бондаря. Пехов создавал интересных персонажей, стремился придумать что-то необычное и при этом не вызывающее отторжения. Я железобетонно уверен – то немногое хорошее из цикла про Киндрэт, есть только от того что Пехов стал соавтором у жены и ее подруги.

А вот про Стража мне читать не понравилось с самого начала. Уже начиная с первой книги я хотел придираться буквально ко всему, и каждые несколько месяцев, когда выходила новая, с негодованием вопрошал у неба «ЗАЧЕЕЕЕЕМ?!».

 

Сюжет рассказывает о странствиях Людвига ван Ноймаррена, умелого фехтовальщика который состоит в ордене Стражей – борцов с темными душами. Люди при этом Стражей не любят, потому что те в общем-то уже не совсем люди.

Я думаю, искушенные читатели уже заметили, в чем заключается один из главных минусов цикла. Чтобы подтвердить их догадку, добавлю еще пару деталей: у Людвига прочная любовная связь с одной могучей ведьмой, с ним путешествует балагур, всюду войны и говно-кровь-грязь, а сам Людвиг часто задается вопросом «как скоро наша профессия изживет себя?».

Да, все верно. Пехов просто спиздил Ведьмака Сапковского, и слегка его переделал, взяв даже структуру повествования из первой книги – весь цикл разбит на короткие рассказы с почти цельным сюжетом. Некоторые детали (вроде белых волос той пресловутой ведьмы), сделанные для меньшего сходства с Ведьмаком, только подчеркивают это сходство и выбешивают гораздо сильнее.

Можно ли сказать, что цикл целиком состоит из спизженных идей? Нет. В ней есть свои задумки, но сама основа зиждется на крайне очевидном заимствовании, которое даже толком не замаскировано.

Впрочем, это только один недостаток из многих, которые заметят и те, кто Сапковского не читали. К примеру, подача сюжета. В ходе своих путешествий Людвиг приходит к выводу, что кто-то, пользуясь заколдованными кинжалами Стражей, задумал что-то нехорошее – но нормальному восприятию этой информации очень, ОЧЕНЬ сильно мешает пресловутая структура разделения на мелкие рассказы.

Дело банально в том, что Людвиг слишком часто отвлекается на дела, которые к «главному квесту» не имеют никакого отношения – всюду столько беспокойных озлобленных душ, демонов, нежити и агрессивных людей, что даже как-то странно, что Страж рассусоливает на тему нужности своего занятия.

Из-за этого сюжет продвигается толчками, делая частые остановки для описания какой-нибудь скучной местности, в которой творится что-то недоброе, и куда так удачно заехал господин Страж. Интерес к таким локациям высасывается начисто - иногда даже появляется соблазн перелистнуть до следующего рассказа, когда точно знаешь, что нет ничего полезного для сюжета в очередной деревне с потусторонними проблемами. Но этого делать не стоит – порой Пехов грубо, белыми нитками все же приплетает развитие основного сюжета в самом-самом конце.

 

Другой недостаток цикла – переходы между сценами и локациями.

Недостаток появился опять же из-за подачи в виде рассказов – Людвиг словно бы скачет как блоха по всему континенту, потому что далеко не всегда автор утруждается хотя бы рассказать, как именно и где он ехал, чтобы герой добрался из точки А в точку Б. Из-за этого же полностью убивается чувство времени, хотя между рассказами порой проходят месяцы. Особенно остро это чувствуется в четвертой книге - Пехов иногда просто берет, и «проматыват» до якобы более интересного момента прямо посреди текста, а не между рассказами.

Зачем, чувак? Зачем?! Это же, мать его, не кино, ты книжку пишешь, тут этот прием не работает! Или что, лень написать небольшой если не абзац, так хотя бы строчку-другую, в которых говорится, как персонажи переходят с место на место?

Следующая серьезная проблема – это сюжет. Пехов написал, может, и достаточно неплохих персонажей (хотя интересными их все равно не назвать), но они практически никак не развиваются и в целом им уделяется гораздо меньше внимания, чем следует. Вместо этого они являются мебелью и фоном для центрального конфликта – поиске и борьбе с кузнецом, кующим темные кинжалы и теми, кто их используют.

Именно здесь и зарыта собака. От некоторых диалогов задаешься вопросом «что за хуйню я читаю?». Серьезно, пускай это и фэнтези – но, блядь, как можно сопереживать проблемам в духе «кто-то кует черные кинжалы, высасывающие души»? Все проблемы персонажей и сам конфликт настолько оторваны от реальности, что в целом сюжет не вызывает настоящего сопереживания.

Если завязка еще тужится хотя бы заинтриговать читателя, то развитие и развязка сделаны уже совсем левым пальцем безымянной ноги - объяснения сюжетных поворотов и замутов становятся совсем куцыми, в одном из них даже буквально написано «это магия!».

Скомканная концовка с ангелами, где все развешенные по стенам ружья ожидаемо выстреливают, забивает последние гвозди в крышку гроба как сюжета, так и цикла в целом.

 

- Скучные персонажи, которые практически никак не развиваются.

- Черные кинжалы, темные кузнецы, ангелы. Одна история охуительнее другой.

- Омерзительный «монтаж» и переходы между сценами.

- Сеттинг, где почему-то есть цыгане и христиане, но все остальное не относится к нашей реальности. Нахера это было нужно?

- Концовка и развязка.

- Дыры в логике. Объяснения в духе «это магия!».

- Бондаря все еще надо сжечь.

- Содранная с Ведьмака основа.

 

= Очередное «дорк фэнтези», в конце которого автор не справился с управлением. Поблагодарим же его хотя бы за то, что он его закончил и понадеемся, что больше он так делать не будет. 

Дата размещения: 31 мая 2015 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.