Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Главная > Настолки > Sid Meiers Civilization: A New Dawn
Sid Meiers Civilization: A New Dawn

FFG недавно приятно удивило (лично меня, общественность восторг явно не разделила =ъ) Fallout'ом. Я заранее ожидал унылого и рандомного дроча кубов в обертке от любимого сеттинга - и дроч на кубы я получил, но скорее в качестве незначительного дополнения. Вместо них меня схватили за жабры годные энкаунтеры, квесты и атмосфера - прям вот та самая, родимая, которую Беседка уже который раз не может из себя выжать.

Были и проблемы, чего уж там. Но в целом игра скорее удалась, а дерьмо просочилось совсем из другой щели.

С новой Цивой все примерно так же - глядя издалека, я готовился разбомбить ее из стратосферы на реактивном говномете, а получил очень годную настолку, которую (с одной оговоркой) я даже захотел получить было в коллекцию.

Вот только в публичных обсуждениях A New Dawn вываливают в грязи, как и Фолл несколькими месяцами ранее. Причем поводов для обливаний помоями стало на самом-то деле меньше.

 

Суть игры: вот вам карта мира, вот вам древнее племя какой-то цивилизации, вот вам победные условия (от партии к партии они различаются, о чем ниже).

Двигать науку, расселяться по карте и убивать шатающихся по ней варваров (заранее посчитаем других игроков за них же =ъ) надо посредством возни со специальным таблом и карточками технологий. Перед вами лежит длинная картонка с пятью ячейками, подписанные соответствующими номерами и разными типами местности - активировав карту и отыграв все что на ней написано, вы кладете ее в самую левую ячейку, а все что было до нее двигаете вправо.

Фокус в том, что эффекты накрепко завязаны на номер ячейки и нарисованную местность: чтобы покататься караваном по пустыне, нужно подвигать соответствующую технологию как можно дальше вправо. Внятно воевать и строить чудеса на "дешевых" ячейках вообще не выйдет, как по мне.

Заодно появляется очень весомый повод активно двигать науку: со стартовыми картами вы будете даже земли вокруг столицы осваивать черепашьими темпами и воспринимать нейтральных варваров не как легкую помеху, а как реальную угрозу границам.

 

Чтобы выиграть надо выполнять победные условия. Но теперь это не фиксированные правила в духе "кто первый запулит человека в космос - тот и молодец", а отдельные карточки на которых прописаны сразу два слегка связанных между собой условия (например, "додвигать науку до упора" соседствует с "построить 2 научных чуда света").

Всего будет три карты с условиями из пяти лежащих в коробке, отчего в каждой партии вас побуждают стремиться к разным вещам.

Как только выполнили условие - кладете на него жетон своего цвета и забываете о существовании этой карты. Даже если вы больше не будете выполнять условие (например, у вас отнимут город-государство), жетончик никуда уже не денется - а как только на всех трех картах будут лежать ваши жетоны, тогда и победите.

 

Давайте начнем про недостатки, пожалуй. Причем для начала возьмем не педалируемый двинутыми фанатами оригинала, о котором все время везде трубят ("эта жи не цива!" =_=), а то что лично я вижу реальной проблемой: это не совсем полноценная игра.

Когда-то давным-давно, когда я был молод и глуп (лет примерно пять назад, кажись =ъ), я сыграл в базовый, буквально при мне вскрытый Eldritch Horror два раза подряд. На второй партии я начал откровенно вянуть и проникаться не самыми теплыми чувствами к весьма, на самом-то деле, недурственной игре - а все потому, что добрые дяди и тети из FFG решили цельную настолку заранее расчекрыжить на допы, чтобы великодушно дать возможность отдать немного денежек в их толстенькие кошелечки. Это было прям самое натуральное четвертование и препарирование с вырезанием жизненно важных органов, явно переходящее через край.

С тех пор я видел, чтобы это повторялось в таком объеме только с FFG'шными же карточными играми, но там я хотя бы могу понять зачем это делать (четыре базы сами себя не купят). Была надежда, что это была эдакая разовая акция-эксперимент конкретно у этого издательства, которая с "нормальными" настолками больше не повторится - но нихрена. Сегодняшней Цивилизации не повезло стать еще одной распиленной на мелкие-мелкие кусочки базой.

 

Тут ну очень мало всего, и во время первой же партии возникает ощущение что не хватает целых механик. К примеру: я ни за что не поверю, что ресурсы существуют только ради скидки на чудеса света, и что к ним не придумали какой-нибудь победной цели (само напрашивается же :|).

Моря - по большому счету просто препятствия, у рас явно не хватает отличительных черт, даже от караванов словно бы отщипнули какой-то важный кусочек.

Мало чудес, мало рас, мало городов-государств - я слышал даже жалобу, что кому-то мало тайлов. В данный момент компонентов и механик остро не хватает, отчего (как в базовом ДУ) уже во время второго захода возникает ощущение, что контент в коробку едва ли не нацеживали микропипеткой.

 

Еще, если вы ортодоксальный фанат оригинальной серии, то можете заранее готовиться бомбить на тему "не похоже, где мои войска, что за херь с карточками, какая-то абстракция!".

Если вы нормальный человек, то быстро поймете что игра на оригинал стала одновременно и менее, и более похожа. :|

Теперь здесь нет исследований территорий, фигурок-карточек войск, построек и чудо-человеков (сильно удивлюсь, если их не будет в допах) и на местности больше нет значков. Зато теперь можно создать больше трех городов, появилось такое понятие как "границы", на карте маячат города-государства, а местность сильно влияет на проходимость и сложность действий. Кто-то скажет, что получились "два шага назад и два шага вперед" - но я с этим не соглашусь: в моих глазах все стало как раз очень близко к сути Цивилизации.

Подробнее распишу ниже, сравнивая с предыдущей версией - сейчас просто замечу, что недостатком и "деградацией" я все упрощения и изменения не считаю.

 

Внешне мне по-настоящему не нравится только одна деталь: поле вышло какого-то говнисто-зеленого цвета, и среди этого месива леса с холмами почти не отличаются. В остальном - мне не хочется вонять даже про оформление, взятое напрямик из самой богомерзкой Цивы (шестой, если вам повезло и вы не играли). Если вы не из тех, кого бесят карикатурные шпатели-коробочки и добываемая с древних времен нефть - то тоже не увидите ничего ужасного, я думаю.

Слышал, как пару раз жаловались на фиддлевость. Мне буквально каждый ход картами под своим табло елозить туда-сюда не впадлу, но претензию я эту понять могу: на самом деле при покупке стоит озадачиться протекторами под карты технологий, потому что карты наверняка быстро пооботрутся.

Есть некоторые вопросы к балансу рас: пока американцы, например, делают что-то невнятное с ресурсами, вооруженные авиацией ацтеки могут единолично устроить на поле самую настоящую мировую войну. Это не очень приятно, прямо скажем, но мне что-то подсказывает что с первым же допом этот минус как минимум подмажут и сгладят - как за счет новых плюшек (пожалуйста, ну дайте отдельные расовые технологии, ну будьте людьми :|), так и повышением актуальности старых абилок за счет новых механик (достаточно накидать новых способов использовать ресурсы для того, чтобы тем же американцам стало легче жить).

 

Собственно, почему мне игра по-настоящему понравилась: я оригинал почти никогда и не рассматривал как "генератор баек" (ну, знаете, все эти охуительные истории о том, как вы за Чингисхана начали завоевывать мир, а потом чертовы шведы на пару с индусами закидали всех ядерными бомбами =_=) или симулятор каких-либо исторических процессов. Он тупо для этого не предназначен, и за этими вещами я шел в Stellaris и другие парадоксодрочильни, накатывал некоторые моды на Civ IV и, изредка, что-то такое находил в играх от Амплитудов.

Нет. Цивилизация в моих глазах всегда была крайне неисторичной и странной с точки зрения логики, но в нее впихивали продуманный и тщательно отполированный геймплей.

Под конец партии начинается дикий, просто адовый дроч с распределением приказов по нескольким десяткам городов и сотням юнитов, что совсем невкусно, разумеется. Но в целом все игры серии (кроме шестой :|) замечательно учат игрока расставлять приоритеты, специализироваться на чем-то одном и жертвовать другим.

Фактически это долгие и чрезвычайно детальные Race for the Galaxy: основные правила очень просты, но чтобы расколупывать "непобедимые" думстаки и вывозить даже самые отчаянные ситуации нужно понимать нюансы и держать в памяти специфичные особенности юнитов и рас.

Мне пофигу на эмоциональную подоплеку, в оригинале мне нравится выбирать места под города с планом на 50 ходов вперед, занимать эти места наперегонки с оппонентами и временами даже начинать войны со словами "пускай ты мое место занял - это я еще могу понять, но какого рожна ты воткнул город на клетку правее, дебила кусок?!".

 

И вот какая штука выходит: предыдущая версия - это прям стратегия (пускай и с отчетливым привкусом евро) в которой много деталей и тоже вроде как есть какие-то элементы, о которых я говорю, но в ней все равно нет сути Цивы. Это что-то другое, пускай и тоже по-своему доставляющее.

Сегодняшняя игра - гораздо проще и быстрее, но отлично передает именно описываемые выше ощущения (без адового микроменеджмента под конец игры, к счастью =ъ). Глядя на поле и победные условия, надо быстро придумать план, понять что сделать все задуманное не торопясь тебе не дадут, и скорее всего придется чем-то пожертвовать (например, забить на воооон то замечательнейшее, прекрасное чудо света, потому что погоня за ним явно выйдет тебе боком). Соперники не дремлют, у них тоже есть какие-то далекоидущие планы, поэтому надо соизмерять аппетиты чтобы не отстать в гонке за победой.

 

Думаю, что при сравнении A New Dawn выигрывает у версии 10-го года как раз из-за того, что она проще: в предыдущей игре приходилось бороться со своей собственной дырявой башкой и правилами, набитыми горой мелочей вроде "нельзя строить город рядом с красными домиками" или "демократы не нападают на города, так что можно было и не строить стены так судорожно", в то время как в New Dawn таких моментов почти нет (а те что есть всплывают в первой же партии и легко запоминаются).

И там, и здесь промедление может оказаться фатальным, но в предыдущей игре тормоза обычно начинались из-за забытых правил и игровых возможностей (например, инвестициях из первого допа) - а в New Dawn вы тормознете разве что если понадеетесь на "авось варвары не пойдут в мою сторону" и собственных неправильных решений.

Ощущение эдакой "RftG'шной гонки" усиливается от того, что игра в целом подталкивает к специализации: например, вы скорее всего двинете счетчик науки если не до самого конца, то по крайней мере наверняка разгоните на 75% или около того - но на нем есть место только для двух технологий второго, третьего и четвертого уровня. То есть улучшить абсолютно все ваши действия не получится, и надо думать о том, что должно стоять в приоритете.

Карты технологий, чудеса, плюшки от городов-государств, да даже пакты с другими игроками - все они дают очень приятные и ощутимые бонусы, но постоянно приходится себе говорить "эта штука очень крутая и полезная, конечно, но мне надо вон к той цели двигаться".

 

Закругляясь: все в общем-то круто, потенциал у игры очень большой. Она постоянно напоминает RftG, с нее счистили весь лишний мусор и сделали ближе к моему понимаю того, какой именно должна быть Цивилизация.

Но покупать я ее советую только после выхода допа (или слепленные на коленке "моды" какие-нибудь с BGG стащить, я очень удивлюсь если фанаты ничего не сделают в ближайшее время): в игре совершенно явно не хватает каких-то кусков механики и компонентов. Когда выйдет скромненькая коробочка баксов эдак за двадцать, вы скорее всего сами заявите вперед меня, что база - это только демо-версия.

Она и в таком виде вполне хороша, но что-то мне не хочется чтобы издатели привыкали продавать нам обрезки, радостно приговаривая "capitalism, ho!". Они и так на полпути к этому. :|

 

+ Рандом в игре есть. Но гореть с него вы начнете, только если будете полагаться на кубы, или все время надеяться что варвары обойдут стороной жизненно важный город. Не обойдут, инфа сотка.

- Механик и контента вырезали слишком много. Ну нельзя быть настолько жадными и столь аутентично косплеить EA. :|

+ Но потенциал у этой "распотрошенной базы" на самом деле очень большой.

+ Хорошая, годная центральная механика с картами технологий.

+/- Очень удачная идея с победными условиями, но хотелось бы чтобы именно их в допах накидывали в первую очередь.

- Есть некоторые вопросы к балансу рас и внятности их абилок.

+ Партии быстрые, правила простые, нет ничего лишнего.

 

= Пока что - лучшая настольная Цивилизация их всех, что я пробовал. Мнения что это "абстрактная игра" и "не цива!" не разделяю, вместо этого страдаю от острого недостатка контента.

Дата размещения: 3 января 2019 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.