Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Kemet

Обзор спонсирован Crowd Games.

 

Есть довольно дофига вещей, о которых я хотел бы написать, но по разным причинам не получается.

В первую очередь от этого страдают обзоры фильмов - где-то месяц-два я обычно обдумываю свои впечатления, а потом понимаю что всем уже будет глубоко похрену, как и чем мне не понравился новый эпизод ЗВ или Война бесконечности. Пользуясь случаем: что одно, что второе та еще срань. :|

Настолки описываются хотя бы миниобзорами, которые слегка спасают ситуацию, но даже до них никак не доползет еще как минимум около сотни игр. В принципе есть дохрена настолок про которые надо бы собрать уже жопу в кулак и что-то детально расписать без отговорок в духе "ой, да лааадно, она уже старая и все кто хотел сыграли". Таких "замороженных проектов" у меня в запасе целый вагон.

Кемет, собственно, как раз и пал жертвой лени пополам с "уже-все-играли". Но раз уж CG решили озадачиться локализацией, да еще и обзор заказали - почему бы и нет? =ъ

А в следующий раз напишу про Millennium Blades. :|

Что делаем в Kemet: бегаем по пустыне в древнем Египте, молимся богам и режем друг другу глотки ради... мнэм... не знаю ради чего, да и лично мне как-то все равно, раз это просто обертка. Сюжет не сказал бы что играет большую роль, процесс важнее: это на редкость брутально-мясной ареаконтроль, в котором для победы нужно постоянно сражаться.

Каждый игрок распоряжается в течение раунда двумя ресурсами - пластиковыми кругляшками действий и молитвой, которая тратится на некоторые действия и розыгрыш карт божественного вмешательства (там всякие полезные плюшки, вроде телепортации солдат к одному из обелисков на поле).

Пластиковыми шлепками ставим-двигаем на поле солдат, потихоньку строим пирамиды (о чем ниже), покупаем тайлы и копим молитвы. Как только ваши солдаты выгуливаются до других выгуливаемых, то у пластиковых человечков начинает идти пена изо рта и они друг на друга кидаются в припадке берсерка.

 

Перейдем сразу к интересным моментам, выделяющим игру:

 Победа достается тому, кто в конце раунда набрал 8 очков - очки бывают временные (за контроль одного из храмов и развитых до конца пирамид) и постоянные (за удачные атаки, за тайлы, за контроль сразу двух храмов, за пожертвования солдат в одном месте и одно из существ) - все сделано так, чтобы партия не тянулась бесконечно и потихоньку за активное шевеление трусами падали ПО, так что не получится ни сидеть и чего-то ждать, ни без конца выпинывать друг дружку из одного и того же храма.

• В сражении важны следующие параметры - урон (определяет скольким солдатикам натыкают в пузо мечами и их придется вернуть в сброс), защита (отмена натыкиваний мечами в брюхо) и атака (у кого больше атаки - тот и победит). В основном на все эти параметры влияют размер отряда, приписанные к отряду существа, купленные тайлы силы и самое важное - карты битвы.

Вместо какого-нибудь рандомного способа решить исход битвы, игроки используют шесть карточек которые дают разные бонусы - одна даст побольше солдатиков нарезать, другая защиты накидает, на третьей всего понемногу и т.д. В каждой битве вы одну карту играете, а другую сразу кидаете в сброс; карты в руку возвращаются только когда все они кончатся - отчего придется планировать какие бонусы понадобятся в течение ближайших трех битв, и желательно следить за тем что скидывают другие игроки (обе карты показываются всем желающим, не только тем кто дерется).

• Вы стартуете за одинаковые фракции у которых нет каких-то преимуществ перед другими, но в течение игры покупаете тайлы силы за счет которых получаете разные абилки - например учитесь получать ПО за удачную защиту, ставите на поле всяких тварюшек усиляющих отряды с которыми вместе гуляют, скидки на какие-то действия, бонусы к битвам - мысль вы уловили, я думаю.

Все тайлы разделены на три цвета, в котором по четыре уровня. Сделано это не для тематичной привязки бонусов к цвету или по желанию левой пятки геймдизайнера: вы можете покупать тайлы только если у вас есть пирамида соответствующего цвета и уровня. Причем необязательно своя, можно и чужую отжать. =ъ

Сама пирамида - это просто d4 красного, синего или белого цвета. Довольно красиво, наглядно и хочу заметить, что пока это самые крупные четырехгранники что я видел.

 

Что я всегда выделял и буду выделять в Кемете - это то насколько он мясной.

Вы шлепаете на поле нескольких солдат и отправляетесь вышибать кого-то из центра. Но по дороге ваших несчастных человечков перехватывает знакомый с детства добрый друг, который в реальной жизни и мухи не обидит, но здесь он озверевше бегает по карте с выражением думгая на лице и режет всех встречных скорпионом - и, что характерно, это его ощутимо приближает к победе.

Даже выгуливая по карте большой отряд с хорошим существом и запасом карт в руке все равно чувствуешь, как на этот отряд обязательно кто-нибудь плотоядно посмотрит с мыслью "глядите-ка, ПО за удачную атаку само пришло!".

Кто-то подбирается к вашей пирамиде и хищно облизывается, кто-то хмуро косится на занятые вами храмы, кто-то с недоброй улыбкой поджидает момента когда кончатся какие-то определенные боевые карты в вашей руке. Ну и вы сами ведете себя весьма агрессивно, разумеется, а не сидите и потерянно смотрите как вам пытаются раздвинуть булки все кому не лень - всю партию игроки осмысленно и беспощадно крошат друг друга в винегрет практически без остановки.

Если честно, то вот именно такого упора на боевку и атмосферы непрекращающегося рубилова я ждал от Blood Rage. Что-то подобное я чувствовал только когда играл в Doom 2004-го года.

 

А еще я всегда выделял и буду выделять иконографику в этой игре. :|

Когда настолки пытаются сделать значки понятными для носителей любого языка, чаще всего у них получаются инопланетные иероглифы, которые даже без перерыва глядя в правила приходится чуть ли не вызубривать. И я близок к тому, чтобы поставить Кемет в пример того, как не надо делать языконезависимую игру.

Дело даже не в том, что значки непонятные - с этой стороны все не так уж страшно, разобраться можно. Просто на вас их вываливают все разом.

Тайлы силы лежат в общем доступе, очень сильно влияют на стратегию и на самом деле занимают немаленькую часть стола, но в первые партии новички обычно кидают на них один взгляд, печально вздыхают и машут рукой со словами "хер с ними, выберу по картинке". С этим в итоге просто придется смириться, и я рекомендую перед партией не полениться прочесть в правилах, что каждый тайл делает - иначе можно обнаружить что вон та тварь с непонятными значками вот-вот доест вашу армию (и станет понятно, отчего успевший однажды поиграть оппонент к ней так отчаянно рвался), а вы ей можете противопоставить только скидку на тайлы силы.

 

А вообще, больше хочется обратить внимание на совсем другую черту: прежде чем запрыгнуть на подножку поезда хайпа я капельку почитал про игру, и внезапно обнаружил что ее пилили восемь лет.

И, немного обдумав этот факт, могу сказать что на самом деле это заметно. :|

В ней просто нет ничего лишнего: зон ровно столько сколько надо, нет каких-то совсем хитровыебанных карт, нет бесполезных/слишком сильных тайлов, баланс не ушатывается от слишком пристального взгляда. Некоторые при мне топили за то, что надо обязательно играть с одним правилом из допа (победа засчитывается не в конце раунда, а в начале), но я сам не вижу никакой принципиальной разницы - игра и без того отлично работает.

Несмотря на то что партия проходит за сплошным потоком битв, нет ощущения хаоса и что у вас отсутствует контроль над ситуацией - даже если кто-то берет какой-то очень сильный тайл или наглым наскоком лишает вас победы на этом ходу, вы все еще можете придумать как бы изъебнуться в ответ и нанести довольно болезненный удар. Особенно здорово что сражениях с вылетающими в сброс картами нет рандома, что позволяет очень трезво оценивать шансы и больше сосредотачиваться на мыслях про то куда елозить фигурками по карте, а не излишне трястись и распаляться на одну-две битвы с мыслями "а что если я в этот раз не втащу?". Cyclades, например, этим похвастать не могут. =ъ

Лично я считаю такие игры красивыми. Мне обычно похрену на внешний вид и несколько кило минек, а вот когда механика работает как часы и в ней нет лишних частей впиленных со словами "чот захотелось, прост)))", и одновременно все не выжато до состояния "необходимый для партии минимум" - это охеренно и лично меня радует.

 

Напоследок хочу сравнить Кемет с горкой других ареаконтролей - все эти игры разные и дают очень непохожие ощущения, но, как я уже как-то раз отмечал, на мой взгляд их захочется поместить рядом и сравнить больше, чем два каких-нибудь среднестатических евро с одинаковыми механиками про перекладывание деревяшек и подсчет очков. Просто потому, что делают примерно одно и то же, но упор делают каждый раз на что-то свое.

 Первое же что приходит в голову - Cyclades. Одно и то же издательство, очень близкие темы (по крайней мере я нахожу древний Египет вполне близким к древней Греции), тоже ареаконтроль, тоже довольно стройная по механике, тоже иконки не сказать что внятные, был даже доп сразу к обеим играм - но лично мне кажется что если вам понравится Кемет, то вряд ли понравятся Киклады. Мне вот не понравились. :|

Они гораздо спокойнее и по ощущениям похожи на слегка напряженные дебаты политиков, изредка прерываемые резкими вспышками гнева и доставаемым из-под стола калашом с очередью в потолок. Разумеется, потом все делают вид что ничего не произошло - даже те кому с плеча приходится побелку стряхивать.

Действия интересные, но из-за аукциона вы частенько не получаете то к чему действительно стремитесь. Даже если вас зажмут в угол, вы все равно сможете надеяться на победу - однако в угол вас скорее всего зажмут оттого, что все остервенело пытаются выпнуть игроков сидящих на богатых островах. Лидеру можно помешать вот прямо сейчас выиграть, что вы сочтете плюсом не будучи лидером - но если именно вам остается полшажка до победы и все кому не лень начинают делать подножки, в памяти как-то сама собой всплывает концовка одного видео.

А еще временами приходится просто сидеть ровно на жопе в ожидании пока накопится нужное количество денег, что я вот вообще никак не назвал бы интересным времяпровождением. =_=

Это не плохая игра (особенно с допами). Как и сказал в начале, просто это не мое - мне Кемет понравился больше.

 Иниш - хитрожопый контроль территорий про древних кельтов, который мне очень понравился победными условиями: все время приходится думать, как бы самого себя не перехитрить и абсолютно каждый игрок может претендовать на победу, в каком бы положении не находился. Она оригинальна, необычна и чувствуется свежее чем большинство ареаконтролей, что плюс.

Минус - в том что на четверых она работает хуже. Добавляются карты, парочка из которых прям откровенные костыли, процесс внезапно растягивается, а действия становятся менее осмысленными (во многом из-за вышеупомянутых лишних карт).

Если играете вчетвером - Кемет пойдет пободрее. Если меньшим составом, то я бы просто начал думать о том чего вы больше хотите: веселого рубилова стенка на стенку, или походить вокруг друг дружки кругами, иногда пробуя чужую оборону на ощупь осторожными выпадами.

 Blood Rage - я уже писал что думаю, но не прочь повториться: карты с дуболомными и очень грубыми эффектами + Эрик Лэнг = какое-то говно. Я знаю что есть много людей которым игра зашла просто на ура и в целом ее считают хорошо сделанной, но на мой взгляд игровая механика едва ли не вырублена топором, а миньки положили только чтобы у людей отключалось тревожное чувство что к их кошельку кто-то тянет загребущие руки. Сравнения с аккуратным Кеметом BR вот вообще не выдерживает, особенно если смотреть на битвы: после мясных зарубов Кемета неловкие "сражения" Blood Rage смотрятся как светское чаепитие викторианской эпохи, что с учетом темы и названия прям разочаровывает.

 Chaos in the Old World - еще одна игра Эрика Лэнга, только на этот раз хорошая. =ъ

Мой "самый любимый автор", разумеется, умудрился и здесь пару раз обосраться - баланс рас под большим вопросом, к примеру. Но в целом - Хаос неожиданно атмосферный, насыщенный и по-приятному асимметричный (несмотря на то что за Нургла откровенно обидно). Я рекомендую играть его сразу с допом, и не стал бы говорить что он хуже/лучше Кемета - он просто другой: если в Кемете вы бегаете как маньяк и засовываете меч в глаз каждому встречному, то в Хаосе вы скорее с гаденькой улыбкой втыкаете соседу нож в спину, пока другой сосед с такой же ухмылкой собирается сделать то же самое с вами.

Ее, правда, уже не производят, но при желании все можно найти на барахолке. =ъ

А вот сравнивать с еще несколькими другими играми я не стану - например c Forbidden Stars, Rex или Tyrants of Underdark. Хотя в них и есть частичка ареаконтроля (наверное, кто-то на этих словах взвоет что я неправ и это вообще не о том =ъ), лично на мой взгляд они гораздо более комплексные - в то время как с моего же взгляда труЪ-ареаконтроль является относительно простой игрой в которой все вертится вокруг лежащей на виду центральной идеи, как драфт карточек в Инише или тайлы силы в Кемете. Какой-нибудь FS на таком фоне уже ближе к глобальной стратегии.

Я бы хотел еще сравнить с Lords of Hellas, только вот я в них не играл. Но с моего дивана видится, что это что-то ближе как раз к Forbidden Stars'у: квесты, апгрейды какие-то для разных штук, отдельные PvP и PvE, фракции со своими абилками. Пристально я не приглядывался, но уже и так понятно что Кемет будет попроще.

 

Я свою копию купил, сыграл один раз и продал. Но не как обычно, на барахолке непойми кому (возможно даже в другой город), а другу, чтобы иметь возможность хотя бы время от времени раскладывать. =ъ

Был бы не прочь попробовать допы, хоть и мне больше интересен не Та-Cети с новыми тайлами-пирамидками, а Seth - там будет кооперативная борьба против одного игрока и по описанию звучит все довольно занятно.

Видел что некоторым Кемет кажется простоватым, но сам бы я как-то придрался только к иконкам. Мне кажется, что несмотря на возраст (я учитываю что ее пилили восемь лет, значит до полок она ползла начиная с 2004-го =ъ) игра адекватно смотрится даже сегодня - нужно только понимать, что здесь нет каких-то предметов-квестов-ассиметрии-легаси, кикстартерных эксклюзивов и прочих наворотов - это именно что аккуратно и тщательно напиленная игра, которая лично меня радует в первую очередь непрекращающейся боевкой.

 

+ Все работает как часы - нет ни лишних, ни недостающих механик.

+ Весьма радующий упор на битвы.

- Языконезависимость у этой игры довольно неудачно вышла.

+ Быстрая и легко объясняется.

- Стол нужен большой, где-нибудь в кафе или тесной кухне метр на метр не разложишь.

 

= Вполне годный и по-своему выделяющийся ареаконтроль.

Дата размещения: 11 августа 2018 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.