Blood Rage & The Godfather
Каждый раз когда при мне заходит речь про Эрика Лэнга, я вспоминаю AVGN'а и его отношение к LJN.
Примерно так же как Джеймс бурно реагирует на маленький логотип с радугой на картридже, я начинаю ожидать что вот-вот пара часов будут бездарно слиты в унитаз всего-то от скромной надписи "A game by Eric. M. Lang". Ни одного настольного геймдизайнера не выделяю и не пытаюсь избегать (не получается, к сожалению) настолько же отчаянно, как Лэнга и все гадаю - когда же друзья перестанут наивно верить в "ну уж в этот-то раз лажануть никак не получится - верно говорю?". =_=
Поэтому я не буду тратить ни ваше, ни мое время на два отдельных обзора - давайте уж посмотрим сразу на обе консервные банки с конвеерным поносом от мира настольных игр и пойдем дальше, наворачивать что-то поинтереснее.
Blood Rage - игра про викингов, дерущихся вокруг Игдрассиля в преддверии Рагнарока, а The Godfather сделана по мотивам одноименного фильма и предлагает устроить мафиозные разборки посреди Нью-Йорка середины XX-го века.
Усвоили информацию? Отлично, можете смело эти и без того куцые сюжеты выбросить из головы - отношения к игровому процессу написанное почти не имеет. Вместо этого у нас две евро-настолки средней унылости, в которых надо как можно убедительнее занять необходимые точки и никого к ним не подпускать.
Blood Rage идет три раунда, состоит из нескольких простеньких фаз и во многом основан на драфте карточек перед началом телодвижений на поле. В игре есть гора минек, планшет с четырьмя ползунками, некоторые стандартные действия (поставь-подвигай-разыграй, вот это вот все) и поле с ограниченным местом под миньки.
Но в действительности все построено как раз вокруг пресловутых карточек: среди них есть улучшения для ваших юнитов, новые виды фигурок, общие улучшения для вашего клана викингов, боевые карточки (без которых удачный исход боя обычно стоит под вопросом) и личные квесты.
Фигурки нужны только для того, чтобы занимать места на поле и инициировать драки. Стоит заметить, что драки идут не совсем с другими игроками - на самом деле вы начинаете разграбление региона с вашими фигурками, а прочие участники могут в ответ на это подтянуться и попытаться вам навалять, чтобы чуть позже попытаться самим разграбить регион.
Зачем грабить регионы? Чтобы получать победные очки и повышать параметры своего клана - на старте вы сможете выложить на поле совсем чуть-чуть фигурок, имеете совсем уж капельку "маны" и получаете за разорение региона совсем немножко ПО. Но в принципе развиваться за счет разграблений стоит не только ради повышения мощи - каждый развитый до конца ползунок даст в конце 20 очков. Что на самом деле довольно дохрена.
The Godfather - значительно проще и обходится без драфта, каких-то личных спецабилок и прочих интересных вещей. Это тупо выставление двух видов рабочих, которых мы пихаем в здания (громил) и между районами (помощники). Помощники определенно более ценны, поскольку дают бонусы со всех зданий в районах - неважно что плюшки мельче чем от громилы, все равно отдача идет куда как более весомая.
В конце раунда вы смотрите, сколько рабочих стоит на/рядом с районом. Если больше чем у других игроков - замечательно, вы положите на район свой жетон контроля и сможете получить плюшку, если к "вашему" зданию придет чужой громила (что еще сильнее обесценивает их по сравнению с помощниками).
Помимо поля с районами-зданиями еще есть карточки товаров, которые надо скидывать для реализации карт поручений (читай - подлянок). Поручения позволяют немного поднасрать кому-то из игроков, получить немного денег на руки и положить выполненное поручение в чемодан (что в перспективе тоже может дать дополнительные очки).
В сущности вся свара идет ради карт денег, которые надо бы успеть понапихать в жестяные чемоданы в как можно большем количестве - так что всю игру вы будете весьма ценить локации и карты, позволяющих убирать деньги в чемоданы. Почему? Потому что есть ограничение на размер руки, а поскольку здешние ПО это карты, то можно легко погореть не успев спрятать нажитое непосильным трудом.
Обе игры, как уже несложно догадаться, требуют просто набрать как можно больше очков и старательно бить веслом всех, кто пытается занять хлебные места. В Blood Rage для этого нужно выполнять задания, развивать параметры и грабить провинции - а The Godfather просто требует в течение четырех раундов откуда-то добыть побольше деньжат и умудриться уложить их в сундуки-чемоданы. Еще немного денег можно получить, сделав как можно больше однотипных заданий и контролируя районы, но в целом важнее успеть нагрести бабла именно что в виде карт.
Давайте кое-что уточним: я не утверждаю, что если у вас есть Blood Rage/The Godfather, вы обязаны немедленно облить коробку бензином, поджечь, выкинуть в окно и побежать в одном исподнем каяться, что вам нравятся игры Эрика Лэнга. Крестного отца я могу даже назвать скорее средней, нежели плохой игрой (хотя для кого-то оценка 5/10 равна раскаленному клейму "полнейшее дерьмище").
Я просто выражаю свое собственное мнение, а оно таково - обе этих игры не радуют и наводят на мысли вроде "лучше бы я уговорил друзей сыграть в [название какой-нибудь игры поинтереснее]" - я бы, например, с куда большим удовольствием попробовал Millennium Blades, чем тратил время на лэнговы высеры. Почему никто не хочет пробовать "Клинки"?.. т_т
Лэнг для меня - плохой геймдизайнер с довольно пресными (а временами и откровенно хуевыми) играми, и препарируемые сегодня пациенты показывают в полной мере, что именно он делает не так.
Давайте начнем со сразу кидающегося в глаза: чрезмерно дорогого, не используемого в полной мере наполнения.
Обе игры стоят примерно 4500-5000, и немалая часть этой безумной для столь простого игрового процесса цены складывается из пластика (а в Крестном отце - еще и жестяных чемоданов). Издалека компоненты могут вызывать слюноотделение, и я уверен что многие соблазнились этими играми просто из-за фоток с детальными фигурками - но я столь же уверен что хотя бы часть тех же людей должна после игры задаваться вопросом "а нахер здесь эти миньки вообще нужны?".
Пластиковые рабочие из Крестного отца - это замечательно, конечно, но это запросто могли бы быть просто деревянные миплы. Чемоданы из жести? Я лично вижу коробки для конфет, а не чемоданы. В Blood Rage же вообще у чудовищ слишком примитивные эффекты, если смотреть насколько они выделяются по сравнению с обычными воинами - даже возникает ощущение какого-то издевательства, когда огромный и детальный морской змей, например, в сущности просто выполняет роль дополнительного корабля.
Скорее всего вы уже слышали это все не раз, но позвольте поссать в уши еще раз теми же словами: весь этот пластик можно безболезненно заменить жетонами. Это не те игры, где нужны миньки, скорее уж они приводят к завышенным ожиданиям как от игр вообще, так и отдельных игровых моментов - ведь должны же быть чудовища из BR или отличающиеся работники чем-то важны, правда? Ведь должны?..
Нет. Не должны. Срать Лэнг хотел на наши ожидания, это сделано лишь для повышения цены.
Еще я хочу заметить, что Лэнг повторяется - не "возвращается к прошлому", не модифицирует свои наработки, не пытается копнуть старую механику как-то поглубже и показать все с новой точки зрения, а именно что делает то, что уже делал раньше. Это можно заметить даже по сегодняшним двум играм.
Например, у них обоих есть элемент, который звучит по-своему разумно, но в процессе игры заставляющий немного неестественно изъебываться: если у вас кончается "легальная" возможность хода, то "нелегальные" вы уже не можете выполнять.
Что я имею ввиду: в Крестном отце у вас ограниченное количество работников, и если вы поставили последнего на поле - то больше не можете ходить. Звучит разумно? Как бы да, но помимо кончающихся работников еще есть лежащие на руках карты поручений и помощников, тоже требущие траты действия и которые, по-хорошему, хотелось бы разыграть после работников. Но вполне логичную схему "поднакопим ресурсов, потом шлепнем поручений и сложим бабки в чемоданы" в этой игре попросту невозможно реализовать.
Скорее уж более чем полезные карты помощников и поручений временами приходится разыгрывать как своеобразный "пропуск хода" - и хоть режьте, но не чувствую я это как стимулирование мозгов, это именно что попытка прищемить мне яйца на ровном месте.
В Blood Rage ту же функцию выполняет полоска маны ярости - когда кончается ярость, вы больше ничего не можете сделать в этом ходу, а пас автоматом приводит к ее обнулению. В данном случае это приводит к тому, что вы до последнего будете разыгрывать карты с ценой 0, лишь бы суметь оптимально сыграть весь ход, желательно после ходов конкурентов.
Эта полоска маны на самом деле стянута из другой игры Лэнга - Chaos in the Old World, и там она тоже имела ограничение на ход когда обнулялась. Но там она оставляла куда менее тяжкое впечатление - в основном оттого, что игра длилась адекватное время, а обе сегодняшние игры длятся относительно недолго: в BR 3 раунда, а в Крестном отце 4. Действий мало, отчего любая ошибка аукается почти сразу и сильнее выпячивает то, насколько здешняя структура хода преднамеренно исковерканная.
Не знаю, как вы - а лично я ожидал чего угодно, но не того что обе игры окажутся совсем уж оторваны заявленных сюжетов. Единственный способ почувствовать себя викингом-берсерком в Blood Rage - это увидеть как оппонент делает неостановимую комбу (к чему мы еще вернемся), начать ронять пену изо рта и наброситься на него в припадке кровавой ярости.
Эта игра прям вот совсем не про сражения, набеги на драккарах и бородатых мужиков с топорами - нет, это спокойненький такой драфт с карточками, в котором надо продумывать действия наперед, пить чаек из крохотной чашечки с отставленным мизинчиком и лезть в драку только тогда, когда это осмысленно.
С Крестным отцом все еще круче: я не вижу никакой связи с фильмами, я не чувствую что управляю мафиозной семьей. Я отправляю пластиковых чуваков стоять на/между районами. Все.
Признаюсь, мне не очень нравится оригинальный фильм - но то что связь с ним совсем номинальная тоже нифига не здорово. Обложка с Брандо, раунды названы по сценам в фильме, жетон первого игрока в виде лошадиной башки - все это здорово, но, блджад, это просто фантик! Здесь нет сути Крестного отца - это с тем же успехом могла быть игра про Черепашек-ниндзя или создание сети ресторанов быстрого питания на Манхэттене. Заодно карту можно было бы не перерисовывать. =ъ
У настолок и без того почти всегда есть проблемы с атмосферой, так что я не думаю что преднамеренно забивать на нее хер - правильное решение. Викинги необязательно должны рубить друг друга, а мафиози барыжить наркотой и шмалять из томпсонов - но они совершенно точно не должны играться со скучающим выражением лица в духе "я подвигал фигурку/сыграл карту, ходи".
Если выбирать из двух зол, то я бы выбрал Крестного отца. Да, как-то уныло, Waterdeep лучше - но в нем нет проблем (кроме уже упомянутого момента с ограничения по ходу) и не остается ощущения просранного времени. К сожалению, про Blood Rage так я не могу сказать.
В Ярости есть чудеснейшая карта из середины игры, называющаяся "Испытание Тюра". Потратив 2 очка ярости, вы переворачиваете жетон провинции неразграбленной стороной вверх и снова его грабите.
Вроде мелочь, но тот у кого есть "Испытание" внезапно начинает загадочно улыбаться, задорно прихлопывать себя по коленкам, а где-то в третьей эпохе произносит "вот я и додвигал параметры до конца, ребята!", после чего удаляется в закат. Обычно сделать с этим что-то можно, только преднамеренно договорившись с остальными как можно скорее закончить эпоху, разграбив все провинции без лишних проволочек.
Но в принципе, если кто-то выложил "Испытание", вылез в центр и при этом взял еще что-нибудь мощное в комплект (например, раскачку воинов до 12 силы) можно сушить весла и начинать материться, что вы потратили на этот кусок кала 5к рублей. :|
Это самый неприятный (и лично меня для меня - наиболее болезненный) полом в игре, но в принципе почти все карты и их сочетания ощущаются как что-то ломающее правила. Некоторые говорят что это здесь такой баланс и все норм - но как по мне, просто игра набита слишком уж грубо работающими картами, из которых предлагается собрать что-то убойное не слушая чужие реплики вроде "сколько-сколько у тебя силы и очков?!".
Обе игры чувствуются вторичными. Крестный Отец заставляет вспоминать Lords of Waterdeep, который немного скомкали для компактности, а Blood Rage - кажется обрезанной и слегка перепиленной версией уже упомянутого Chaos in the Old World.
Похрен, что это римейк лэнговского же Midgard - я ничего не знаю про ту игру, куда важнее что сидя за этими двумя настолками мне навязчиво приходят в голову мысли про Вотердип и Хаос, причем в ключе "блин, лучше бы их разложили".
Они играбельны, я не утверждаю что это диавольские отродья из-за которых нужно срочно вооружаться дрекольем и кидать в гигантский костер на площади коробки с настолками - но из горы довольно унылого евро что я сыграл за последний год, эта срань вот вообще ничем не выделяется. Ну, кроме задранных цен.
Закругляясь: в принципе обе играбельны, есть куда как более невыносимые настолки как вообще, так и у Лэнга. Но я бы все равно рекомендовал выбрать что-то другое.
- Дорохо. Причем как-то неоправданно.
- Ограничение на ход в обоих играх работает через задницу и обедняет игровой процесс.
+ Blood Rage выглядит приятно.
- ...А вот Крестный отец - как-то коряво.
- Весь BR состоит из каких-то неприятных поломов. По моим личным ощущениям. =ъ
- Godfather слишком уж простой и отчаянно напоминает Lords of Waterdeep.
= Что одно, что второе - не сказать что совсем уж плохо, но очень на любителя.
|
Дата размещения: 22 декабря 2017 года
|
|