Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Главная > Настолки > Clash of Cultures
Clash of Cultures

"Столкновение Культур" - очередная попытка сделать настольную Civilization.

При одном упоминании этого названия принято разглагольствовать, как много рецензент играл/не играл в Циву, как он ее любит/как ему наплевать, и прочее в таком же духе. Не будем засорять эфир и перейдем к делу: как игра-то?

Ну.

Не очень.

 

Clash of Cultures - это глобальная стратегия, где некоему племени не повезло попасть под ваше управление, и начать свой полный страданий путь к процветанию и гармонии становлению военно-промышленной империей, где правит тирания. А что, вы как-то иначе играете в такие игры?

Игра весьма старательно следует форме 4X - "eXplore, eXpand, eXploit, and eXterminate" (исследование, расширение, использование и уничтожение). Тут есть и исследование технологий, и разведка территорий, и много внимания уделено расширению империи с использованием доступных ресурсов - ну и война, само собой.

Длится CoC 6 раундов. Каждый раунд состоит из 3 ходов, в каждый из которых игрок может сделать 3 действия - так что все успеют и ресурсов нарыть, и поселений новых навтыкать, и на кого-нибудь с дубиной наброситься.

Действие происходит примерно с бронзового века до расцвета Античности - но, если честно, не особо это чувствуется.

 

Выбор действий с одной стороны довольно большой, а с другой - бестолковый и заставляющий задаться вопросом "так ли нужны эти 4X в настолках?".

Можно двигать человечков (с откровенно черепашьей скоростью), втыкать поселения, активировать поселения, изучать технологии, оказывать культурное влияние (на себя, повышая настроение городам, или на противника чтобы получить победные очки) - и все это постепенно начнет вызывать головную боль, потому что на памятке действия описаны совсем кратко, а при открытии правил на вас высыпается целый мешок нюансов и мелочей.

Наиболее детальный момент в игре - это активация городов, которые в зависимости от настроения могут как штопать по 4 солдатика за раз, так и с хмурым видом выдавать минимальный результат.

За одну активацию город может собирать ресурсы вокруг себя, создать новую постройку или наклепать юнитов. Все это тесно переплетено с понятием "размер города", которое в свою очередь еще теснее переплетено с понятием "размер империи". Нет, вникать в смысл этих понятий я не буду, иначе мы увязнем в нудном изложении правил.

 

В общем-то, моя главная претензия к игре заключается как раз в перенасыщенности мелочами, которые зачастую еще и сильно связаны друг с другом.

Не раз и не два как мне, так и оппонентам приходилось восклицать "ну жеванный торт, я забыл про срабатывание вон того эффекта!", который вызывал за собой небольшую цепную реакцию, после которой выяснялось, что весь наш ход выглядел бы иначе.

Чаще всего это происходит при изучении технологий, многие из которых дают повышение культуры/настроения - а при повышении этих двух параметров иногда происходят события, вроде нападения варваров, голода или ВНЕЗАПНОГО возникновения вулкана прямо у вас под задницей.

Как можно пропустить такую "мелочь" с далекоидущими последствиями? Да просто повышение настроения/культуры сделаны в виде довольно маленьких рамочек, на которые вообще не обращаешь внимания, пока все мысли забиты чем-то в духе "ура, я изучил железные мечи, вот теперь-то заживем!".

Другой забываемый момент - это тот самый размер города и размер империи. С ними еще хуже - если разноцветные рамочки вокруг технологий еще могут навести на какие-то мысли и заставить все пересчитать, то вот эту херню надо постоянно держать в голове, чтобы случайно не сделать чего-то, что запрещено правилами.

Но легче всего забыть про бонусы технологий. Целый лист, заполненный абилками способными полностью изменить вашу тактику - и которые все время вылетают из башки. Потому что это ЦЕЛЫЙ ГРЕБАННЫЙ ЛИСТ КАРТОНА, ЗАПОЛНЕННЫЙ МЕЛКИМ ТЕКСТОМ!

Битвы же решаются поистине издевательским способом: "киньте кубики, потом поделите выпавший результат на 5, и нанесите столько повреждений". После изучения правил с таким количеством нюансов мозги как-то сами собой начинает коротить на словах "поделить на 5". 

 

При этом нельзя сказать, чтобы процесс был каким-то действительно интересным - скука потихоньку навевается не только от тяжеловесных правил, но еще и отсутствия переживания за свои успехи.

На мой взгляд, виновата в этом в первую очередь "анонимность" вашей нации. Вы управляете фишками какого-то цвета, а не какими-нибудь гуннами или римлянами - и вовлеченность в происходящее сама собой падает.

Дополнение Civilization Expansion сделает игру повеселее и избавит нации от безликости, позволив выбирать народы и их исторических лидеров - но с другой стороны, игра станет еще капельку сложнее, что может заставить некоторых людей запросить у вас пощады еще на стадии объяснения правил.

 

Да, в игре крутые города, собираемые из объемных районов, и есть пара приятных мелочей (вроде варваров или технологий, реально способных изменить ход игры), но слишком уж дохрена тут всего, причем не факт что все это нужно.

А даже если вы биоробот с идеальной памятью и наблюдательностью, игру вы почти наверняка сочтете более заурядной, чем Sid Meier's Civilization от FFG.

 

+ Компоненты.

+ Дополнение делает игру однозначно лучше.

- Необходимость покупать доп - это не вкусно.

- Излишне заморочено и сложно, при том что игровому процессу это не нужно.

- Очень много нюансов, которые легко забыть.

+ Ощущение "настоящей цивы" есть. Только вот стоило ли оно того?

 

= После игры нужно закидываться темпалгином от боли в голове. Нахрен, я лучше в FFG'шую Циву сыграю.

Дата размещения: 15 февраля 2016 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.