Миниатюры
Галерея Советы
Последние миниобзоры
Nidavellir
Годный филлер про сбор армии дварфов и улучшение монеток.
Blitzkrieg!: World War Two in 20 Minutes
Простенькая, но неглупая дуэль про выкладывание жетонов.
Maximum Apocalypse
Лайтовый америтрэш с тонной контента.
Pax Pamir: Second Edition
Довольно сложная, но доставляющая карточная игра.
Главная > Настолки > Terraforming Mars
Terraforming Mars

Почти каждый раз, когда я достаю TM, я слышу шутки про марсианскую картошку выращенную на собственном дерьме.

Славься, Мэтт Дэймон! Славься, Ридли Скотт! Благодаря вам появилась невероятно плоская шутка, которую повторяет каждый и почему-то думает, что говорит что-то совершенно новое и оригинальное. Я даже удивлен, что до сих пор нет какой-нибудь промки с картохой.

Между тем, несмотря на потихоньку заебывающие "остроты" игра мне очень нравится.

2315 год, Земля загажена и перенаселена. Мировое правительство предлагает построить красный трактор побольше, и свалить загаживать какую-нибудь другую планету в Солнечной системе - выбор падает на Марс и спутники Юпитера.

Есть только одна проблема: жить там можно только в скафандре и с большим скрипом, так что начинается глобальный проект по терраформированию Марса, к которому привлекаются несколько корпораций. Их интерес - в том чтобы нашлепнуть на все терраформированное свой логотип и добиться за счет этого наибольшего влияния в строящемся новом мире.

Обычно мне как-то поднасрать на сюжет, потому что в игровом процессе его не особо-то увидишь - но в Марсе тема хорошо раскрыта, так что я счел нужным немного пораспинываться о происходящем. =ъ

 

Каждый игрок стартует с запасом валюты и 10 картами. В "обучающем" режиме каждый получит 42 мегаевро (само напрашивается из-за значка, не уверен что они так действительно называются) а все 10 карт автоматом составят стартовую руку, но в обычной партии надо выбрать одну из двух корпораций, которые отличаются не только абилками но и стартовым капиталом. Кроме того, карты придется покупать по 3 "евро" за штуку, отчего на руке будет только 5-6 карт (а то и меньше).

Цель игры - повысить температуру Марса с -30 до +8 по Цельсию, накачать 14% кислорода и создать 9 океанов. Ограничения по ходам в обычной игре нет.

В свой ход игрок делает 1 или 2 действия, либо пасует. Спасовал - в этом поколении (читай - "раунде") больше ничего нельзя делать, так что перед пасом лучше бы убедиться, что вы действительно все сделали.

 

В качестве действия считается:

Сыграть и положить перед собой карту. За все карты надо платить мегаевро, иногда имеются какие-то требования (например "как минимум 3 океана на Марсе" или "не больше 6% кислорода"). Некоторые карты со специальными значками можно разыграть со скидкой, тратя сталь или титан.

Сделать стандартное действие. Это всем доступные возможности что-то потерраформировать без использования карт или скинуть лишние карты в обмен на деньги, вот только расценки на все невыгодные.

Поюзать действие на разыгранной синей карте. Так можно сделать один раз в ход, и обычно это приводит к накоплению какого-то ресурса на карте (чаще всего каких-нибудь микробов или животных).

Потратить 8 растений из запаса и посадить лес. Леса повышают уровень кислорода и дают в конце очки как за самих себя, так и делают соседние города ценней.

Потратить 8 тепла чтобы повысить температуру планеты.

Заявить о достижении. С ними все просто - тратишь 8 денег, показываешь на одну из наград со словами "я сделаль!" (например, имеешь 16 карт на руке или выложил 3 леса) и в конце гарантированно получаешь 5 очков за выполненную ачивку. Всего в течение партии могут быть сделаны 3 достижения, при этом хоть все 3 могут достаться одному и тому же игроку.

Заявить о награде. Награда - примерно то же самое что достижение, но с одним отличием: 5 очков получает не учредивший награду, а тот у кого будет больше всего определенных ресурсов/отметок/жетонов. Кроме того, награды дороже - первая стоит 8 денег, а вот за следующие придется заплатить 14 и 20.

 

Как только все спасуют, начинается производство ресурсов. При этом все электричество сначала становится теплом и не сохраняется на следующий ход, чем сильно отличается от других ресурсов и им приходится распоряжаться немного аккуратнее.

В начале следующего хода каждый игрок получит 4 карты, но не сразу кладет их к остальным - сначала придется покупать каждую по 3 евро. Я бы сказал, что это один из самых важных моментов в игре, поскольку приходится тщательно рассчитывать - все ли удастся разыграть до конца игры и не придется ли их продавать как лишний хлам?

Еще можно играть в режиме драфта, что делает этот момент в игре еще более важным. Мне, правда, показалось что и без драфта хорошо играется, хотя наверняка кто-нибудь будет убеждать что только с драфтом и стоит садиться за Марс.

В конце игры, как и в любом приличном евро, побеждает скопивший больше всех очков. Очки капают за терраформирование, за сыгранные карты, за выложенные жетоны, за достижения и награды. Копить ради победных очков ресурсы имеет смысл только за награду Теплотехник и Шахтер (которые еще учредить надо), так что все остальное желательно потратить по максимуму.

 

Пока что почти все кого я знаю после игры вяленько говорят "ну да... хорошее, крепкое евро...". Пошло оно все нахер, скажу как думаю - Марс лучше чем эти ваши New Era и Поселенцы!

Я лично после вышеозначанных игр сказал как раз меланхоличное "ну, ок, неплохо" и после первой же партии закинул на барахолку. Как бы не выглядели игры Тшевичека, они явно направлены на тех кто с выпученными глазами готов играть в них десятки раз, выжимая очки все более и более закрученными способами. При этом жетоны быстро обезличиваются и начинают называться "красными/синими таблетками", а уж раскрытие темы в New Era вряд ли удастся найти даже под микроскопом.

Terraforming Mars выигрывает за счет гораздо лучшей привязки к теме и что в него проще вникнуть, хотя глубину он представляет ничуть не меньшую. На самом деле стоит заметить, что именно благодаря раскрытой теме игроки заметно меньше тупят, быстрее начинают ориентироваться в происходящем и уверенно рвут задницы уже игравшим, в то время как в Эре/Поселенцах я видел, как даже успевшие вникнуть оппоненты зависали от количества значков.

Если продолжать сравнивать, то лично мне хотелось бы указать на одну вещь: в Марсе карты можно только разыграть или скинуть за деньги (по весьма невыгодному курсу, надо сказать), без всяких "если повернешь вот так - получишь это, а если так - вот это", но игра остается такой же глубокой.

 

Пожалуй, игра такой ощущается из-за наиболее занятной черты Марса: приходящие карты очень сильно влияют на ваши дальнейшие действия, но нет ощущения рандома и все остается полностью под вашим контролем.

Я не видел бесполезных карт. Даже если в конце вам прилетает карта повышающая производство тепла когда температура уже повысилась до максимума, вы не схватитесь за голову с воплем "где ты была пять ходов назад, блджад?!". Скорее вы скажите себе "ага, у меня много электричества - а не учредить ли награду Теплотехнику?..".

Совсем изредка бывает, что проект действительно уже не нужен из-за того что поднимает доведенный до конца параметр (и то, никто не заставляет его покупать), но в целом все карты полезны, имеют смысл и могут с чем-то комбинироваться - и достигается это не столько за счет вылизанности баланса именно в картах, а за счет того что игра состоит из взаимосвязанных систем. Поле, параметры Марса, награды, достижения, ваши карты, ресурсы - все это влияет друг на друга и хоть как-то меняется буквально каждый ход.

Так что лично я склонен сравнивать Марс не с Deus/Master of Orion (хоть и есть отдаленно схожие моменты), а именно с играми Тшевичека - и лично на мой взгляд Terraforming Mars их красиво, технично уделывает по всем фронтам. Настольный MoO же и вовсе в очередной раз окатывают дорожной грязью, проезжая мимо на полной скорости.

 

Тем не менее, никто не идеален.

Я не знаю, как выглядит оригинальное издание и сравнивать ничего не буду, просто опишу что я вижу в издании Lavka Games с логотипом, похожим на чуть жутковатую фигуру Картмана. Хоть режьте, не вижу там мипла.

Все вполне пристойно, однако жопы у перфекционистов порвутся (уже начали, на самом-то деле). Я бы поругался только на то, что правила напечатали на очень-очень тоненькой бумажке и спустя какое-то время они могут умереть, если часто подглядывать не проебались ли вы где. Плюс жетоны уже ощутимо потерлись по граням и есть сильные смещения. А еще из моей коробки отчего-то ощутимо несет рыбьим жиром. :|

Это не так важно, на мой взгляд расстраиваться стоило бы только если бы карты были тонкими и хлипкими. Но нет, все норм - протекторы лишними не будут, конечно, но все равно лучше, чем в Master of Orion и Tyrants of the Underdark.

Вот таких кубов в нашем издании нет, "сколы" есть только по одному из углов - но в глаза не кидается, так что я бы сказал "а, да ладно, терпимо".

Надеюсь что в дальнейшем издания у "Лавки" все же будет чуточку получше (в данном случае все не от них зависело). Я ожидал чего-то гораздо худшего, но все равно выглядит как-то дешево.

 

Вот что мне точно не нравится - так это внешний вид.

В далеком-далеком детстве, когда я не мог уснуть меня усаживали за Corel Draw с целой библиотекой векторных объектов. Вот карты и поле Марса мне именно это напоминают - без шуток, при некотором желании все оформление можно было слепить за пару часов в Кореле.

Дополнительных мучений приносят картинки на картах - некоторые из них рисовали братья автора, которые как раз занимались "корельным" полем, и здесь тоже чуточку "недожали". А некоторые из артов взяли из материалов NASA, и если вы не в курсе сколь дешево порой иллюстрируют научные статьи - после партии в Марс узнаете.

Еще один минус (который, к слову, тоже склоняет сравнимать Марс именно с New Era) - то что это игра про очень жесткие подсчеты. Даже у более-менее нормального человека последний ход может превратиться в перебор вариантов "где бы мне надыбать еще капельку ПО?", но если вы сядете играть с теми кто тщательно все считает/просто очень тупящими людьми то быстро взвоете. Это одна из немногих игр на моей полке, которую я ни под каким соусом не соглашусь таскать в некоторые вполне адекватные компании исключительно из-за того, что там партия превратится в заседание аудиторов.

Напоследок отмечу, что правила очень простые (хоть и написаны фиговенько), схватываются на лету и в общем-то к третьей-четвертой партии вы запомните все назубок - однако у вас регулярно будет вылетать из башки то, что вы разыграли какую-нибудь чрезвычайно полезную карту и забыли ее активировать или получить пассивный эффект. Буквально в каждой партии слышны звонкие хлопки по лбу со словами "ребята, можно задним числом посчитать скидку вот за это?".

 

Суммируя: хорошая карточная игра, нормальная локализация со средними компонентами. Подойдет не всем - занимает нишу New Era/Imperial Settlers которая на моих полках последние пару лет была свободна, но кто-то вполне справедливо скажет "хей, а ведь у меня и так есть что-то похожее!".

Лично я теперь с радостью жду допы - и тот что с другими сторонами Марса, и c Венерой. Что приятно, печаталась локализация на одном заводе и на рубашках нет никаких надписей, так что все версии будут друг с дружкой совместимы.

 

+ Клевый и глубокий геймплей.

+ Вся игра состоит из взаимосвязанных систем, которые активно друг на друга влияют.

- Дизайн дешевый и мог быть гораздо лучше.

- Компоненты у локализации так себе. Вполне возможно, что не только в локализации.

+ ...Но переведено все очень пристойно.

+ Простые правила, которые легко запоминаются.

- Хотя написаны они слегка небрежно, не хватает FAQ'а и памятки пропускают пару важных мелочей.

 

= Достойная игра, которую сразу после первой партии тянет разложить еще раз.

Дата размещения: 30 июня 2017 года
"Усатый Злобоглаз", 2015-2022. Авторы обзоров и статей - Иван Рикитикин и компания.
На права правообладателей и истину в последней инстанции не претендуем.